ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1721/2015 от 05.10.2015 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко Е.И.

Дело № 33-1721/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Керносенко Е.В., Ерютина К.И.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 5 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации Карагинского муниципального района на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 29 июля 2015 года, которым поста­новлено:

иск прокурора Карагинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Карагинского муниципального района организовать в срок до 1 октября 2015 года сбор, вывоз, утилизацию и переработку промышленных отходов – металлического корпуса катера.

Заслушав доклад судьи Керносенко Е.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Карагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Карагинского муниципального района Камчатского края в срок до 1 октября 2015 года организовать в срок до 1 октября 2015 года сбор, вывоз, утилизацию и переработку промышленных отходов – металлического корпуса катера. В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на берегу бухты на территории п. Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края, находятся промышленные отходы - металлический корпус катера в окончательной стадии коррозии, чем нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Карагинского района Пивоваров А.С. требования поддержал, пояснил, что собственник останков катера не установлен.

В судебном заседании представитель администрации Карагинского муниципального района Новикова И.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что вопрос о ликвидации отходов в виде катера относиться к полномочиям поселения, на территории которого находится катер.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Карагинского муниципального района Камчатского края, не соглашаясь с решением суда и ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Карагинского района Пивоваров А.С. полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки проведенной прокуратурой Карагинского района 21 мая 2015 года установлено, что на берегу бухты на территории п. Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края, в районе МУП «<данные изъяты>», находится металлический корпус катера в окончательной стадии коррозии, каких-либо механических агрегатов, содержащих горюче-смазочные материалы, проводки и иного оборудования в корпусе обследуемого катера не имеется, собственник не известен.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нахождение на территории муниципального района металлического корпуса катера в стадии коррозии оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального района обязанности по устранению выявленных нарушений.

Вместе с тем, возлагая обязанность на администрацию муниципального района организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку металлического корпуса катера, суд первой инстанции не принял во внимание, что соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на администрацию Карагинского муниципального района по организации сбора и вывоза у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Карагинского района в указанной части не имелось, в связи с чем, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным в указанной части и подлежит отмене, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ. При этом судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию района организовать сбор и вывоз металлического корпуса катера.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Карагинского районного суда Камчатского края от 29 июля 2015 года отменить в части возложения обязанности на администрацию Карагинского муниципального района Камчатского края организовать сбор и вывоз металлического корпуса катера.

Отказать в иске прокурору Карагинского муниципального района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района Камчатского края о возложении обязанности организовать сбор и вывоз металлического корпуса катера.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи