ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1722/2015 от 05.10.2015 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Боровков В.И. № 33-1722/2015АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со­ставе:

председательствующего Стальмахович О.Н.

судей Мелентьевой Ж.Г., Четыриной М.В.

при секретаре Голосовой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 5 октября2015 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации Соболевского муниципального района Камчат­ского края на решение Усть-Большерецкого районного суда Камчат­ского края от 29 июля 2015 года, ко­торым с учетом внесенных в него изменений оп­ределением этого же суда от 1 сентября 2015 года поста­новлено:

Исковые требования Шкурупей О.В. к Управлению образования администрации Соболевского муниципального района Кам­чатского края удовлетворить частично.

Признать отказ Управления образования администрации Соболев­ского муниципального района Камчатского края № 63 от 16 февраля 2015 года в предоставлении Шкурупей О.В. учебного отпуска сроком 20 дней со <данные изъяты> для прохождения промежуточной атте­стации в <данные изъяты> незаконным.

Обязать Управление образования администрации Соболевского муниципального района Камчатского края изменить формулировку при­каза от ДД.ММ.ГГГГ «предоставить ежегодный ос­новной оплачиваемый отпуск на 31 календарный день с <данные изъяты>» на следующую: «предоставить до­полнительный от­пуск с сохранением среднего заработка для прохож­дения промежуточ­ной аттестации на 20 дней со <данные изъяты> и ежегодный ос­новной оплачиваемый отпуск на 11 календарных дней с <данные изъяты> и с <данные изъяты>» в тече­ние 10 дней со дня вступления судебного решения в силу.

Взыскать с Управления образования администрации Соболевского муниципального района Камчатского края в пользу Шкурупей О.В. ком­пенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и расходы по оплате ус­луг по оказанию правовой помощи в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Муниципального казённого дошкольного образова­тельного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» Соболевского муниципаль­ного района Камчатского края в пользу Шкурупей О.В. расходы по оп­лате проезда к месту нахождения <данные изъяты>) в сумме <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шкурупей О.В. отказать.

Взыскать с Муниципального казённого дошкольного образова­тельного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» Соболевского муниципаль­ного района Камчатского края в бюджет Соболевского муниципального района Камчатского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., су­дебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шкурупей О.В. обратилась в суд с иском к администрации Соболев­ского муниципального района Камчатского края, в котором с учётом измене­ния исковых требований просила признать незаконными отказ Управления образования адми­нистрации Соболевского муниципального района Камчат­ского края (далее по тексту Управление образования) в предос­тавлении учебного отпуска, а также бездействие Управления образования в части не издания приказа о предоставлении ей учебного отпуска; обязать Управление образования изменить формулировку приказа ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного оплачиваемого отпуска на «предос­тавить дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для про­хождения промежуточной аттестации на 20 дней со <данные изъяты> и ежегод­ный основной оплачиваемый отпуск на 11 календар­ных дней с <данные изъяты> и с <данные изъяты>» в течение десяти дней со дня вступления су­дебного решения в силу; взыскать компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., расходы по оплате проезда к месту нахождения учебного заве­дения в сумме <данные изъяты> руб.; взыскать расходы по изготовлению юрислингви­стического исследования в сумме <данные изъяты> руб. и расходы по оплате услуг по ока­занию правовой помощи в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование своих требований Шкурупей О.В. указала, что на осно­вании срочного трудо­вого договора выполняет обязанности по должности <данные изъяты> Соболевского муниципаль­ного района Кам­чатского края (далее по тексту МКДОУ «Детский сад «<данные изъяты>»), имеет ди­плом специалиста, выданный в <данные изъяты> году Государственным образовательным учреждением выс­шего профессионального образования «<данные изъяты>» по завершении обучения по программе высшего профессиональ­ного образования по специальности «Педагогика и методика начального об­разования». В <данные изъяты> году поступила на заочное отделение <данные изъяты> для обучения по об­разовательной про­грамме высшего образования (магистратура) по направле­нию подготовки "Государственное и муниципальное управление". 11 февраля 2015 года она подала заявление о предостав­лении учебного отпуска на пе­риод со <данные изъяты> продол­жительностью 20 календарных дней для прохождения промежуточной атте­стации. 16 февраля 2015 года ею полу­чен отказ в связи с тем, что обучение в магистратуре по специальности «Го­сударственное и муниципаль­ное управление» не является получением выс­шего профессионального обра­зования «второго уровня». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она вынуждена была взять очередной отпуск. Считает, что отказом в предоставлении ей учебного отпуска ответчик нарушил трудовое законодательство и зло­употребил своими правами.

В судебном заседании суда первой инстанции Шкурупей О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители Управления образования администрации Соболевского муниципального района Камчатского края Куркина Н.Н. и привлеченного к участию в деле в качестве соответчика муниципального казенного дошколь­ного образовательного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» Соболевского му­ниципального района Камчатского края Рабская А.Н. исковые требования не признали.

Третье лицо администрация Соболевского муниципального района Камчатского края представителя для участия в судебном заседании не напра­вило. В письменном отзыве на иск возражало против удовлетворения заяв­ленных требований.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации Со­болевского муниципального района Камчатского края просит отменить ре­шение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требова­ний, полагая решение суда вынесенным с нарушением норм ма­териального и процессуального права. В обоснование своих доводов Управление образова­ния указало, что суд при вынесении решения вышел за пределы исковых тре­бований, взыскав расходы по оплате проезда к месту обучения истца с МКДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», в то время как ис­тец просила взыскать ука­занные расходы с Управления образования. Судом при принятии ре­шения не учтено, что между истцом и ответчиком отсутствует в письменной форме до­говоренность о предоставлении отпуска в связи с обучением, а от возможно­сти обучения в филиале Дальневосточной академии государственной службы в г. Петропавловске-Камчатском истец отказалась, высказав в судеб­ном засе­дании сомнения относительно качества обучения в указанном учеб­ном заве­дении. Шкурупей О.В. на момент приема на должность <данные изъяты> и в настоящее время соответствовала и соответствует предъяв­ляемым требованиям к занимаемой должности, а доводы Шкурупей О.В. о необходи­мости пройти повышение квалификации по направлению подго­товки «Госу­дарственное и муниципальное управление» и о невозможности продолжать работать в занимаемой должности не нашли подтверждения в судебном засе­дании. В магистратуре истец обучается по другому виду профессиональной деятельности. Отсутствие в деле доказательств, которые бы указывали по ка­кой именно программе Шкурупей О.В. обучалась своей спе­циальности в го­сударственном образовательном учреждении высшего про­фессионального образования «<данные изъяты>» с присвоением ква­лификации «дипломированный специалист» или квалифи­кации (степени) «специалист», свидетельствует о недоказанности установленных судом об­стоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, су­дебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) основаниями для отмены или из­менения решения суда в апелля­цион­ном порядке являются неправиль­ное оп­ределение обстоятельств, имею­щих зна­чение для дела, а также нару­шение или неправильное применение норм мате­риального или норм процес­суаль­ного права.

В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работникам, направленным на обучение работодате­лем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государст­венную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет допол­нительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В силу ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совме­щающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Указанные гарантии и ком­пенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профес­сиональное образование соответствующего уровня и направленным для по­лучения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодате­лем в письменной форме.

Как следует из материалов дела, Шкурупей О.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с Управлением образованием администра­ции Соболевского муниципального района Камчатского края, занимает должность <данные изъяты> Шкурупей О.В. имеет диплом, выданный государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по завершению обучения по программе высшего профессионального образования с нормативным периодом обуче­ния по очной форме 5 лет, ей присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».

ДД.ММ.ГГГГ Шкурупей О.В. заключила договор с Федераль­ным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «<данные изъяты> на обучение в магист­ратуре по заочной форме на платной основе в течение 2 лет 6 месяцев по на­правлению «Государственное и муниципальное управление".

По месту учебы 2 февраля 2015 года Шкурупей О.В. была выдана справка-вызов для прохождения промежуточной аттестации в период со <данные изъяты>. В связи с чем Шкурупей О.В. обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей оплачиваемого учебного отпуска продол­жительностью 20 календарных дней со <данные изъяты> года. На что был полу­чен отказ, мотивированный тем, что обучение в магистратуре по специально­сти «государственное и муниципальное управление» не является получением высшего профессионального образования «второго уровня», кроме того она является дипломированным специалистом по специальности «педагогика и методика начального образования».

Установив, что истец имеет диплом квалификации «дипломированный специалист», суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности дейст­вий Управления образования в не предоставлении Шкурупей О.В. дополни­тельного (учебного) отпуска с сохранением среднего заработка.

При этом суд исходил из того, что согласно ч. 15 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе­дерации» лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвер­ждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по про­граммам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими ли­цами второго или последующего высшего образования. Также суд посчитал, что обучение Шкурупей О.В. в магистратуре по иной специальности не имеет значение при получении гарантий и компенсаций, установленных тру­довым законодательством, поскольку никаких ограничений по их предостав­лению при получении образования в магистратуре по специальности, отли­чающейся от специальности специалитета, в законе не содержится.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по сле­дующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица, имеющие диплом специалиста или диплом магистра, обучающиеся по программе магистра­туры, являются получателями второго или последующего высшего образова­ния.

Однако лица, имеющие высшее профессиональное образование, под­тверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специа­лист", в соответствии с ч. 15 ст. 108 Закона об образовании имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или после­дующего высшего образования.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 108 указанного Федерального закона об­разовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Россий­ской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Феде­ральным законом, в предусмотренном данной нормой закона порядке, в ча­стности высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию - специалитету или магистратуре.

Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона в Российской Федерации устанавли­ваются следующие уровни высшего профессионального образования: бака­лавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалифика­ции. Таким образом, специалитет и магистратура отнесены к одному уровню высшего образования.

При этом соответствующий уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью тре­бований, а квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п. 4, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ система образования создает условия для непрерывного обра­зования посредством реализации основных образовательных программ и раз­личных дополнительных образовательных программ, предоставления воз­можности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

До принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Фе­дерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года и на момент получения Шкуру­пей О.В. высшего профессионального образования в Калмыцком государст­венном университете действовал Федеральный закон "О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании" N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года, утративший силу с 1 сентября 2013 года, которым было предусмотрено 2 способа реализации основных образовательных программ высшего профес­сионального образования: непрерывно и по ступеням, а также предусмот­рены 3 ступени высшего профессионального образования, подтверждаемые присвоением квалификации: бакалавр, дипломированный специалист, ма­гистр. Прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего про­фессионального образования соответствующих ступеней высшего профес­сионального образования прекращался 30 декабря 2010 года, а обучение по указанным программам осуществлялось до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ.

Были установлены нормативные сроки освоения основных образова­тельных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения, которые составляли: для получения квалификации (степени) "ба­калавр" - четыре года; для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

Подпунктами 4 - 6 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" установлены соответствия квалификаций (степеней), присво­енных имеющим государственную аккредитацию образовательным учрежде­нием высшего профессионального образования до прекращения в Россий­ской Федерации обучения по образовательным программам высшего профес­сионального образования ступеней высшего профессионального образова­ния, квалификациям (степеням), присваиваемым после установления уровней высшего профессионального образования: квалификация "дипломированный специалист" приравнивался к квалификации (степени) "специалист".

Причем лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имели право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматрива­лось как получение ими второго высшего профессионального образования (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ).

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм, следует, что именно продолжение обучения на конкурсной основе в магистратуре ди­пломированным специалистом, уровень образования которого приравнива­ется к степени специалист, не является получением второго высшего профес­сионального образования.

При этом действующим законодательством обучение в магистратуре лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра, рассматривается как второе высшее образование, поскольку являются квалификациями в рам­ках одного уровня высшего профессионального образования (п. 2 ч. 8 ст. 69 ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года).

Материалами дела подтверждается, что Шкурупей О.В. имеет диплом о получении в <данные изъяты> году высшего профессионального образования по специ­альности «Педагогика и методика начального образования» с присвоением квалификации учитель начальных классов с нормативным периодом обуче­ния по очной форме - 5 лет, который на момент его выдачи, исходя из ука­занных ранее нормативных актов, свидетельствовал о присвоении Шкурупей О.В. квалификации (степени) «специалист», что подтверждает получение ею высшего профессионального образования соответствующего уровня впервые.

Обучаясь в настоящее время в институте управления – филиале <данные изъяты>, Шкурупей О.В. получает высшее образование по программе магист­ратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», то есть получает специальность по другому направлению, от­личному от имеющегося у нее высшего педагогического образования, что нельзя признать как продолжение ее обучения по ранее полученной профес­сии, соответственно она не относится к категории лиц, получающих профес­сиональное образование соответствующего уровня впервые.

Положения ч. 15 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 232-ФЗ связано с тем, что обучение лиц, имеющих высшее профессио­нальное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "ди­пломированный специалист" по программе магистратуры является более вы­сокой квалификацией в рамках высшего образования.

Однако истец диплом специалиста получила по квалификации учитель начальных классов, а в магистратуре обучается по другому направлению, то есть другому виду профессиональной деятельности, в связи с чем нет осно­ваний говорить о повышении истцом при обучении по программе магистра­туры полученной по программе специалитета квалификации, под которой в силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ пони­мается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной дея­тельности, а согласно п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона профессио­нальное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образова­тельных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную дея­тельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Довод Шкурупей О.В. о том, что обучение в магистратуре по указан­ному направлению ей необходимо, чтобы соответствовать квалификацион­ным требованиям занимаемой ею должности <данные изъяты> правового значения для данного спора не имеет, по­скольку, как следует из письменных пояснений ответчика, имеющееся у нее на момент трудоустройства высшее педагогическое образование являлось и является достаточным для замещения должности <данные изъяты>

Действующее законодательство, как указал суд в своем решении, дей­ствительно не предусматривает ограничений на получение образования по образовательной программе магистратуры в зависимости от полученной ра­нее специальности, указанной в дипломе, но указанное обстоятельство может являться основанием для отказа в применении гарантий, предусмотренных ст. 177 ТК РФ, которая предусматривает их только для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.

Поскольку Шкурупей О.В., имея высшее педагогическое образование, обучается по программе магистратуры по другому направлению, то она не относится к категории лиц, получающих впервые профессиональное образо­вание соответствующего уровня.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстан­ции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Шкуру­пей О.В.

Кроме того, при рассмотрении данного спора, судом допущено сущест­венное нарушение норм процессуального права, которое выразилось в сле­дующем.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, то есть только по тому иску, который предъявлен и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Выйти за пределы заявленных требований суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Шкурупей О.В. предъявила требования к Управлению образования администрации Соболевского муниципального района Камчатского края. На этих же требованиях она настаивала и в ходе всего судебного разбирательства.

Суд, привлекая по своей инициативе в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика МКДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» и возлагая на него обязанность по выплате Шкурупей О.В. расходов на проезд, не учел, что по действующему гражданскому процессуальному законодательству суду не дано право по своей инициативе, в случае установления, что иск предъявлен не к тому лицу, который должен отвечать, возлагать на надлежащего ответ­чика обязанность без согласия на то истца.

Как усматривается из материала дела, Шкурупей О.В. не предъявляла требований к МКДОУ «Детский сад <данные изъяты> а суд, выйдя за пределы иско­вых требований Шкурупей О.В., не указал федеральный закон, который да­вал бы ему такое право при рассмотрении данного спора.

Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, поскольку привели к неправильному разре­шению дела, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требова­ний.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 29 июля 2015 года с учетом внесенных в него изменений определением этого же суда от 1 сентября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования адми­нистрации Соболевского муниципального района Камчатского края о при­знании незаконными отказа в предоставлении учебного отпуска и бездейст­вия в части не издания приказа о предоставлении учебного отпуска, возложе­нии обязанности изменить формулировку приказа ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате проезда к месту нахождения учебного заведения, компенсации морального вреда, взыскании расходов по изготов­лению юрислингвистического исследования и оплате услуг по оказанию пра­вовой помощи, отказать.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

копия верна:

судья Камчатского краевого суда Ж.Г. Мелентьева