УИД 66RS0011-01-2023-000453-14
дело № 33-17241/2023(2-768/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25.10.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Редозубовой Т.Л., Ершовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серебряковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области ? Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 о признании незаконными решений об отказе в назначении социального пособия, возложении обязанности, взыскании недополученных сумм пособия,
по апелляционной жалобе истцов
на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023.
Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., объяснения представителя ответчика ФИО4, представителей третьего лица Министерства социальной политики Свердловской области ФИО5, ФИО6, судебная коллегия
установила:
03.03.2023 ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 о признании незаконными решений об отказе в назначении социального пособия, возложении обязанности и взыскании недополученных сумм пособия.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 является вдовой, членом семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО7 Состояла в браке с ФИО7 ФИО7 умер 09.11.2019. 29.11.2019 истец ФИО2 впервые обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом № 1/50/Ч/1 от 29.11.2019 ответчиком принято решение о назначении ФИО2 пособия в размере 3427 рублей. 13.10.2020, 24.12.2021, 15.12.2022 истец ФИО2 обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколами № 6/305 Ч/1 от 20.10.2020, № 6/378 Ч/1, № 7/8 Ч/2 от 23.12.2022 ответчиком приняты решения об отказе истцу ФИО2 в назначении указанного пособия. Основанием для отказа явилось то, что к заявлениям не было приложено удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца. Требуемое ответчиком удостоверение не было представлено истцом ФИО2 по вине ответчика. 15.09.2022 истец ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 06.10.2022 Распоряжением № 1 ответчика принято решение о выдаче истцу ФИО2 такого удостоверения. Удостоверение было выдано истцу ФИО2 по независящим от неё причинам только 25.01.2023. Истец ФИО2 считает, что с учетом принятого ответчиком распоряжения № 1 от 06.10.2022, ответчик на 15.12.2022 имел в распоряжении документы и сведения, подтверждающие условия выплаты пособия. Длительность процедуры выдачи удостоверения никак не зависит от воли истца, а значит, не может являться основанием для лишения истца возможности получения пособия за 2022 год. Ответчик, требуя от истца предоставления удостоверения в период с 2020 года по 2022 год незаконно отказывал в назначении пособия.
Истец ФИО1 является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО8 состояла в браке со ФИО8 ФИО8 в период с 19.04.1989 по 22.09.1989 принимал участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в составе в/ч 44332 Уральского военного округа. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было выдано ФИО8 Свердловским областным военкоматом 10.12.1991. Удостоверение было утрачено. 19.11.1992 ФИО8 умер. Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 06.06.2016 по гражданскому делу № 2-5/2016 признано право ФИО1 на назначение государственной пенсии по случаю потери кормильца на основании установленного факта работы супруга в 30 км зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. 17.11.2022 истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом № 30.11.2022 № 1/6 ответчиком принято решение о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней. Протоколом № 1/6 от 16.12.2022 ответчиком принято решение об отказе истцу в назначении пособия по причине не предоставления оригинала удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного 10.12.1991 серии А № 759753 супругу истца ФИО8 В период с 2015 года по 2019 год при обращении за назначением пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик незаконно требовал от истца ФИО1 предоставления удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, либо удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов). Ответчик, зная об отсутствии возможности ФИО1 предоставить утраченное удостоверение № 759753, обязан был, по мнению истца, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Перечня документов запросить сведения о его выдаче в военном комиссариате г. Каменска-Уральского в порядке межведомственного информационного взаимодействия, для подтверждения соблюдения условий осуществления выплаты пособия. 11.09.2015, 05.12.2016, 28.12.2017, 23.12.2019 истец ФИО1 обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением № 9, протоколами № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 ответчиком отказано в назначении истцу ФИО1 пособия по причине не предоставления удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, либо удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов). Все принятые ответчиком решения об отказе истцу ФИО1 в назначении пособия являются незаконными, так как в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.12.2015 № 691, предоставление удостоверения являлось правом истца ФИО1, а не обязанностью. В соответствии с пунктом 24 Административного регламента ответчик мог запросить сведения о выдаче удостоверения супругу истца. В 2022 году ответчик такие запросы направил и назначил истцу пособие за 2022 год. Следовательно, у ответчика была возможность в период 2015-2019 годов направить аналогичные запросы в порядке, предусмотренном пунктом 24 Административного регламента. В указанный период ответчик бездействовал, не предпринимал никакие действия по направлению запросов в порядке информационного взаимодействия. Поэтому ответчик незаконно отказывал в назначении истцу пособия в период с 2015 года по 2019 год.
Истец ФИО3 является вдовой, членом семьи инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО9 Состояла в браке с ФИО9 ФИО9 умер 10.10.2022. 20.12.2022 истец ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом № 7/10 Ч/1 от 29.12.2022 ответчиком принято решение об отказе истцу в назначении пособия. Основанием отказа является не предоставление удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца. Ответчик ни устно, ни письменно не предлагал истцу ФИО3 подать заявление на выдачу удостоверения о праве на меры социальной поддержки. Из-за длительных сроков процедуры выдачи удостоверения истец ФИО3 в любом случае не могла предоставить удостоверение до 31.12.2022, находясь в полной зависимости от той степени заботливости и осмотрительности ответчика, какая от него требовалась по характеру всех необходимых действий и мер, для надлежащего их исполнения.
Истцы просили:
1. Признать решение от 20.10.2020, принятое ответчиком, об отказе в назначении ФИО2 пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» незаконным.
2. Возложить обязанность на ответчика назначить и выплатить ФИО2 пособие за 2020год, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» в размере 3 530рублей.
3. Признать решение № 6/378 от 29.12.2021, принятое ответчиком, об отказе в назначении ФИО2 пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» незаконным.
4. Возложить обязанность на ответчика назначить и выплатить ФИО2 пособие за 2021 год, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» в размере 3 661 рубль.
5. Признать решение № 7/8 от 23.12.2022, принятое ответчиком, об отказе в назначении ФИО2 пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» незаконным.
6. Возложить обязанность на ответчика назначить ФИО2 пособие за 2022 год, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» в размере 3 807 рублей.
7. Признать Решение № 9 от 2015 года, принятое ответчиком, об отказе ФИО1 в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным.
8. Признать Решение № 1/46/ч1 от 13.12.2016, принятое ответчиком, об отказе ФИО1 в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным.
9. Признать Решение № 1/52/ч2 от 29.12.2017, принятое ответчиком, об отказе ФИО1 в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным.
10. Признать Решение № 1/53 от 09.01.2020, принятое ответчиком, об отказе ФИО1 в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным.
11. Обязать ответчика назначить и выплатить ФИО1 недополученные суммы ежегодного пособия, предусмотренного Законом Свердловской области № 66-ОЗ от 12.07.2011 «О пособии членам семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции»: за 2015 год в размере 2921 рубль; за 2016 год в размере 3 038 рублей; за 2017 год в размере 3160 рублей; за 2019 год в размере 3 427 рублей Всего выплатить - 12 546 рублей.
12. Признать решение ответчика от 29.12.2022 об отказе в назначении ФИО3 пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» незаконным.
13. Возложить обязанность на ответчика назначить с 20.12.2022 ФИО3 пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» в размере 3 807 рублей с последующей индексацией.
Определением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023 исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись решением суда, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 подали апелляционную жалобу, в которой, повторяя доводы искового заявления, просят решение суда отменить, указывая, что неправильно применены норма материального права. Судом с учетом характера спорного правоотношения не привлечены к участию в деле в качестве ответчиков государственные органы, наделенные полномочиями по выдаче удостоверения, а именно Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные лица привлечены к участию в деле только в качестве третьих лиц. При рассмотрении дела суд не применил положения п. 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги, которым установлена обязанность в случае не предоставления заявителем необходимых документов запрашивать у государственных органов соответствующие документы. Судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно истец ФИО1 представила суду письма от 04.07.2016, согласно которому выдача удостоверений членам семьи участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭСЧ в период с 1988 по 1990 гг. не предусмотрена. Суд не выяснял имел ли ответчик на дату первого обращения ФИО1 сведения о выдаче при жизни умершего ФИО8 удостоверения участника ликвидации катастрофы. Судом не учтено, что при обращении ФИО1 11.09.2015 за назначением пособия ответчик имел в своем распоряжении сведения о выдаче удостоверения. Истец ФИО2 представила суду доказательства того, что в 2019 году ответчик признал ее право на ежегодное пособие, выплатил его. Суд принял довод ответчика о том, что пособие назначено ошибочно. Однако ответчиком каких-либо доказательств о проведении служебной проверки не представлено. Выплаченные денежные средства в размере 3427 руб. были выделены из бюджета, до настоящего времени не истребованы, в связи с чем у суда не имелось оснований для выводов о незаконности назначения пособия ФИО2 в 2019 году. Придя к выводу об отсутствии вины ответчика в длительной выдаче ФИО2 требуемого удостоверения, суд не выяснил наличие такой вины в действиях Министерства социальной политики Свердловской области и МЧС России. В решении суд не привел ни одного мотива, по которым право истцов ФИО2 и ФИО3 при отсутствии их вины, может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, препятствующих лицам, участвующим в выдаче удостоверения, сократить сроки получениях их заявителями. Судом не выяснялся вопрос разъяснял ли ответчик при обращении ФИО3 право подать заявление на выдачу удостоверения. Суд не оценил доводы стороны истцов об обязанности ответчика информировать заявителей о порядке, условиях и способах получения мер социальной защиты, о перечне документов, необходимых для получения мер социальной защиты.
В судебное заседание судебной коллегии истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 не явились, извещены надлежащим образом путем направления извещения заказным письмом с уведомлением, ответчик - по электронной почте), в том числе путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте Свердловского областного суда.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании судебной коллегии возражала против доводов жалобы истцов.
Представители третьего лица Министерства социальной политики Свердловской области ФИО5, ФИО6 полагали решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом путем направления извещения по электронной почте, а также путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО2 является вдовой, членом семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО7 (л.д. 18, 19). Состояла в браке с ФИО7 с 29.07.1978 (л.д. 16). ФИО7 умер 09.11.2019 (л.д. 17).
13.10.2020, 24.12.2021, 15.12.2022 истец ФИО2 обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 22, 24-25, 92).
Протоколами № 6/305 Ч/1 от 20.10.2020, № 6/378 Ч/1, № 7/8 Ч/2 от 23.12.2022 (л.д. 23, 26, 30) ответчиком приняты решения об отказе истцу ФИО2 в назначении указанного пособия. Основание для отказа: несоблюдение условий осуществления выплаты, установленных статьей 2 Закона № 66-ОЗ: не представлен документ, подтверждающий условия осуществления выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.10.2011 № 1407-ПП, а именно удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца.
15.09.2022 истец ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 27).
06.10.2022 Распоряжением № 1 ответчика принято решение о выдаче истцу ФИО2 такого удостоверения (л.д. 28).
25.01.2023 удостоверение было выдано истцу ФИО2 (л.д. 29).
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО8
Состояла в браке со ФИО8 с 23.03.1983 (л.д. 34).
В период с 19.04.1989 по 22.09.1989 ФИО8 принимал участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в составе в/ч 44332 Уральского военного округа, в 30-км зоне (л.д. 36).
10.12.1991 Свердловским областным военкоматом ФИО8 было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 36). Удостоверение было утрачено (л.д. 43).
ФИО8 умер 19.11.1992 (л.д. 35).
11.09.2015, 05.12.2016, 28.12.2017, 23.12.2019 истец ФИО1 обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 44, 46, 48, 91).
Решением № 9, протоколами № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 (л.д. 45, 47, 49, 50) ответчиком отказано в назначении истцу ФИО1 пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы. Причиной отказа явилось несоблюдение условий осуществления выплаты, установленных статьей 2 Закона № 66-ОЗ: не представлен документ, подтверждающий условия осуществления выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.10.2011 № 1407-ПП, а именно удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов).
17.11.2022 истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 51).
Протоколом от 30.11.2022 № 1/6 (л.д. 53) ответчиком принято решение о продлении срока рассмотрения заявления истца о назначении пособия.
Решением ответчика, принятым в форме протокола от 16.12.2022 № 1/6, истцу ФИО1 назначено пособие члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 54).
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.10.2015 по гражданскому делу № 2-1136/2015 исковые требования ФИО1 к Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение и признании права на назначение и выплату ежегодного пособия оставлены без удовлетворения.
Судом установлено, что истец ФИО3 является вдовой, членом семьи инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО9 (л.д. 67, 68). Состояла в браке с ФИО9 с 17.06.1978 (л.д. 65).
ФИО9 умер 10.10.2022 (л.д. 66).
20.12.2022 истец ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 69).
Протоколом № 7/10 Ч/1 от 29.12.2022 (л.д. 70) ответчиком принято решение об отказе истцу в назначении пособия. Основание отказа: не предоставление удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца.
Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на нормы Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции», Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 19.10.2011 № 1407-ПП, с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания принятых ответчиком в отношении истцов решений незаконными.
Судебная коллегия с таким решением согласиться не может, приходя к выводу, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, вследствие чего суд не восстановил нарушенное право истцов ФИО1, ФИО2 на получение мер социальной поддержки.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 3 Закона Свердловской области от 12.07.2011 N 66-ОЗ пособие назначается и выплачивается 1 раз в календарном году территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Пособие назначается за год, в котором территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения было принято заявление о его назначении.
В силу статьи 3 Закона № 66-ОЗ пособие члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на основании заявления о назначении пособия и документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия.
Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, прилагаемых к заявлению о назначении пособия, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 19.10.2011 № 1407-ПП.
Согласно Перечню (в редакциях, действующих до 10.10.2022), документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации либо временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, срок действия которого не истек (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - официальная справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации);
2) удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца либо удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов);
3) документ, подтверждающий факт участия умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения установленного образца (для членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы);
4) свидетельство о смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции;
5) для вдов (вдовцов) - свидетельство о браке, для детей - свидетельство о рождении.
Согласно Перечню (в редакции, действующей после 10.10.2022), документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
1) документ, подтверждающий факт участия умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, установленного образца (для членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы);
2) свидетельство о смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
3) свидетельство о заключении брака (для вдов, вдовцов), свидетельство о рождении (для детей), выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
2. Документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия, запрашиваемыми в порядке межведомственного информационного взаимодействия территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, являются документы, содержащие сведения:
1) о выдаче удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца, либо удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, установленного образца, либо удостоверения умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов);
2) о государственной регистрации смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в случае если государственная регистрация смерти производилась на территории Российской Федерации;
3) о государственной регистрации брака с участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (для вдов (вдовцов)), рождения ребенка (для детей), в случае если государственная регистрация брака или рождения ребенка производилась на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Закона № 66-ОЗ территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о назначении пособия в том числе, в случае, если к заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты пособия.
Разрешая требования истца ФИО2 суд первой инстанции отклоняя доводы истца в части того, что требуемое удостоверение не было представлено по вине ответчика, не усмотрел вины ответчика в длительном неполучении удостоверения, указав, что выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации и членам семьи умершего участника последствий катастрофы на ЧАЭС, утвержденными Приказом МЧС России, Минтруда России, Минфина России от 21.04.2020 № 253/207н/73н. и не зависит от действий ответчика. Также суд не принял во внимание ссылку стороны истца о том, что при обращении 29.11.2019, ответчиком принято решение о назначении пособия, указав на то, что решение принято ответчиком в нарушение норм действующего законодательства
Разрешая требования истца ФИО1 суд первой инстанции не принял во внимание довод стороны истца о том, что в период с 2015 по 2019 год ответчик бездействовал, не предпринимал никакие действия по направлению запросов в порядке информационного взаимодействия в соответствии с п. 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.12.2015 № 691, указав, что такая обязанность появилась только с 10.10.2022 после принятия Постановления Правительства Свердловской области от 27.09.2022 № 657-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.10.2011 № 1407-ПП «Об утверждении перечня документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции».
Разрешая требования истца ФИО3 суд первой инстанции не принял во внимание доводы стороны истца о том, что ответчик не проинформировал истца при обращении 20.12.2022 о необходимости подать заявление о выдаче удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы установленного образца, в связи с чем, бездействие ответчика является виновным, указав, что указанные доводы связаны с неверным толкованием норм материального права. Установив, что с заявлением о получении удостоверения ФИО3 обратилась только 06.06.2023, пришел к выводу, что ответчиком каких-либо незаконных бездействий не допущено.
Как следует из оспариваемых решений Управления социальной политики № 12 по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району № 6/305 от 20.10.2020, № 6/378 от 29.12.2021, № 7/8 от 23.12.2022 об отказе ФИО2 в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации (инвалида) последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказ в назначении пособия имел место по причине непредоставления удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы установленного образца, не соблюдено условие пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции».
Аналогичные причины отказа указаны в оспариваемых решениях Управления социальной политики № 12 по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району № 9 от 11.09.2015 года, № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 по заявлению ФИО1, № 7/10 от 29.12.2022 по заявлению ФИО3
Из материалов дела следует, что ФИО7 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением № 003782 от 25.01.2002 г.
Таким образом, истцу ФИО2 надлежало для получения пособия иметь сведения о получении удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца ФИО2 получено только 25.01.2023, соответственно необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия, в период с 2020 по 2021 гг. не имелось.
Доводы жалобы о том, что в 2019 году ответчик признал ее право на ежегодное пособие, выплатил его, не имеют правового значения.
Из материалов дела следует, что 15.09.2022 ФИО2 обратилась с заявлением о выдаче удостоверения члену семьи умершего участка ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением Управления социальной политики № 12 от 06.10.2022 № 1 принято решение о выдаче указанного удостоверения.
С заявлением о назначении пособия ФИО2 обратилась 15.12.2022. На момент принятия решения об отказе в назначении от 23.12.2022 пособия ответчик располагал сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством.
Таким образом, оснований для отказа в назначении ФИО2 пособия за 2022 год у ответчика не имелось.
Тот факт, что направленные ответчиком документы на выдачу удостоверения возвращены Министерством социальной политики Свердловской области по причине их несоответствия и повторно направлены только 24.11.2022, а само удостоверение выдано только 21.01.2023 не имеет правового значения, поскольку на момент принятия решения об отказе в назначении пособия ответчик располагал сведениями о принятом решении о выдаче удостоверения члену семьи умершего участка ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Документом, подтверждающим соблюдение условий осуществления выплаты пособия в силу положений пп. 1 ч. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 19.10.2011 N 1407-ПП "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", являлось не само удостоверение, а сведения о его выдаче.
Таким образом, решение № 7/8 от 23.12.2022 нельзя признать законным и обоснованным.
Заявленные ФИО2 требования о признании решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 от 23.12.2022 № 7/8 незаконным подлежат удовлетворению.
На ответчика надлежит возложить обязанность назначить и выплатить ФИО2 пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2022 года в размере 3807 руб.
Из материалов дела следует, что ФИО8 принимал участие в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС в период с 19.04.1989 по 22.09.1989, что подтверждается справкой войсковой части № 44332 от 11.09.1989 г.
Согласно положений законодательства ФИО1 как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов для получения пособия необходимо было удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов.
Довод жалобы ФИО1 в части того, что в период с 2015 по 2019 гг. с нее ответчик необоснованно требовал предоставление удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является несостоятельным, поскольку из представленных в материалы дела решений № 9 от 11.09.2015 года, № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 следует, что в них указана только ссылка на необходимые документы, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 3 Постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 г. № 1407-ПП, а именно либо удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО8 было выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серия А № 759753 от 10.12.1991 г., что подтверждается справкой Военного комиссариата Свердловской области по городу Каменск-Уральский и Каменскому району № 2539 от 23.05.2016 г.
Ссылка жалобы истцов в части того, что суд не применил положения п. 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги, которым установлена обязанность, в случае не предоставления заявителем необходимых документов, запрашивать у государственных органов соответствующие документы, признается судебной коллегией обоснованной, исходя из следующего.
Согласно п. 19 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", утвержденного Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.12.2015 N 691 для получения государственной услуги заявитель подает в управление социальной политики по месту жительства заявление о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, к которому прилагаются следующие документы: 1) паспорт гражданина Российской Федерации 2) свидетельство о смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
В соответствии с п. 23 Административного регламента заявитель вправе по собственной инициативе представить следующие документы:
1) удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца либо удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов);
2) документ, подтверждающий факт участия умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения установленного образца (для членов семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы).
Непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 и 2 части первой настоящего пункта, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 24 Административного регламента в случае непредставления заявителем документов, перечисленных в подпунктах 1 и 2 части первой пункта 23 Административного регламента, и отсутствия данных документов в управлении социальной политики, в которое заявитель обратился за предоставлением государственной услуги, копии указанных документов и (или) необходимые сведения о них запрашиваются управлением социальной политики у государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и (или) информация, в порядке, предусмотренном пунктом 48 Административного регламента.
С учетом установленных обстоятельств и положений законодательства регулирующего спорные отношения в период с 2015 по 2019 гг. должностному лицу управления социальной политики, ответственному за формирование и направление межведомственного запроса, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления о предоставлении государственной услуги, надлежало направить межведомственный запрос о предоставлении копий документов, указанных в подпунктах 1 и 2 части первой пункта 23 Административного регламента и (или) необходимых сведений о них, однако указанного не было сделано, а вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.10.2015 по гражданскому делу № 2-1136/2015 ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании права на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение и признании права на назначение и выплату пособия, установленного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2015 год.
Решение вступило в законную силу 21.01.2016 г.
В соответствии с п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Из приведенной процессуальной нормы следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание. Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение. Основанием иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.
Учитывая, что сторонами по настоящему делу являются истец ФИО1 и ответчик Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, которые являлись сторонами и по гражданскому делу № 2-1136/2015, при этом предмет и основания иска в части заявленных требований о признании права на назначение и выплату пособия, установленного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2015 год аналогичные, то производство по настоящему гражданскому делу подлежало прекращению, так как ранее вступившим в законную силу решением суда были разрешены требования ФИО1 о признании права на назначение и выплату пособия, установленного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2015 год, в удовлетворении которых истцу отказано.
При таких обстоятельствах, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, то решение суда об отказе ФИО1 в удовлетворении требований о признании права на назначение и выплату пособия, установленного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2015 год нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращению.
С учетом того, что ответчиком не исполнена обязанность по направлению межведомственного запроса о предоставлении необходимых сведений для оказания ФИО1 государственной услуги по назначению и выплате пособия члену семьи умершего участника ликвидации решения ответчика № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 не могут быть признаны законными и обоснованными.
Заявленные ФИО1 требования о признании решений Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 № 1/46/ч1 от 13.12.2016, № 1/52/ч2 от 29.12.2017, № 1/53 от 09.01.2020 незаконными подлежат удовлетворению.
На ответчика надлежит возложить обязанность назначить и выплатить ФИО1 пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2016 год в размере 3038 руб., за 2017 год в размере 3160 руб., за 2019 года в размере 3427 руб.
Ссылка ответчика на не предоставление ФИО1 документа, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 г. № 1407-ПП является несостоятельной, поскольку в перечне документов указаны только документы, которые подтверждают соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, а не обязанность их предоставления заявителем.
Согласно Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", утвержденного Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.12.2015 N 691, действовавшего до 09.02.2020 на заявителей при подаче заявления о назначении пособия не была возложена обязанность по предоставлению удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов. Именно на ответчике лежала обязанность направить межведомственный запрос для получения необходимых сведения, что им выполнено не было, в связи с чем права истца ФИО1 на получение мер социальной поддержки были нарушены.
Из материалов дела следует, что ФИО9 являлся инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждается удостоверением № 010158 от 16.02.2007 г.
Таким образом, истцу ФИО3 надлежало для получения пособия иметь сведения о получении удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.
Поскольку за получением удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы установленного образца ФИО3 обратилась только 06.06.2023, соответственно необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия, на дату подачи заявления 20.12.2022 не имелось.
Доводы жалобы истца ФИО3 о том, что отсутствует ее вина, а длительные сроки получения удостоверения не могут быть поставлены в зависимость от получения мер социальной поддержки, отклоняются судебной коллегией как не имеющие правового значения, поскольку с заявлением о выдаче удостоверения истец обратилась спустя более пять месяцев после принятия решения об отказе в назначении пособия. На момент принятия решения об отказе в назначения пособия ответчик не обладал сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством.
Заявляя доводы о том, что истцам не разъяснялось их право подать заявление на выдачу удостоверения, истцами не указано какие именно положения действующего законодательства нарушены ответчиком, а также не приводятся ссылки на нормы, в которых на ответчика возложена такая обязанность.
Судебная коллегия отмечает, что в принятых ответчиком решениях было указано на отсутствие документов, необходимых для получения мер социальной защиты.
Доводы жалобы истцов о не привлечении к участию в деле в качестве ответчиков государственные органы, наделенные полномочиями по выдаче удостоверения, а именно Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Судебная коллегия отмечает, что в поданном истцами исковом заявлении не содержалось требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Определением от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Истцами заявлены требования об оспаривании принятых ответчиком решений и возложении обязанности назначить пособие. В ходе рассмотрения дела истцами каких-либо дополнительных требований не заявлялось, в связи с чем у суда первой инстанции оснований для привлечения указанных лиц в качестве ответчиков не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при разрешения вопроса о привлечении указанных лиц в судебном заседании, состоявшемся 18.05.2013 (Т. 1 л.д. 126-127) представитель истцов возражал против привлечения Министерства социальной политики Свердловской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), указывая, что это затянет рассмотрение дела.
Ссылок на нарушения норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жалоба истцов не содержит.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не приводится.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 от 23.12.2022 № 7/8 незаконным, назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2022 год отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 от 23.12.2022 № 7/8 об отказе в назначении ФИО2 ежегодного пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области ? Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 обязанность назначить и выплатить ФИО2 ежегодное пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2022 год в размере 3807 руб.
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании решений Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 от 13.12.2016 № 1/46/ч1, от 29.12.2017№ 1/52/ч2, от 09.01.2020 № 1/53 незаконными, назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2016, 2017, 2019 гг. отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконными решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области ? Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 от 13.12.2016№ 1/46/ч1, от 29.12.2017№ 1/52/ч2, от 09.01.2020 № 1/53 об отказе в назначении ФИО1 ежегодного пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области ? Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 обязанность назначить и выплатить ФИО1 ежегодное пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2016 год в размере 3038 руб., за 2017 год в размере 3160 руб., за 2019 года в размере 3427 руб.
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», за 2015 год отменить.
Производство по гражданскому дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области ? Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 о назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12.07.2011 № 66-ОЗ «О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», за 2015 год прекратить.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Т.Л. Редозубова
Т.Е. Ершова