Дело № 33-1726
Докладчик: Герасимова Л.Н.
Судья: Второва Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Герасимовой Л.Н., Ларионовой С.В.
при секретаре Сухове Д.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределённого круга лиц – учащихся МБОУ №№ 2, 6, 10, 12, 17, 25 г. Орла, к Департаменту образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 2 г.Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 6 г.Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному чреждению – средней общеобразовательной школе № 10 г.Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 12 г.Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 17 г.Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 25 г.Орла об обязании укомплектовать библиотеки школ комплектами учебников по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы
по апелляционному представлению Прокуратуры Заводского района г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределённого круга лиц, учащихся МБОУ №№ 2, 6, 10, 12, 17, 25 г. Орла, к Департаменту образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждениют - средней общеобразовательной школе № 2 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 6 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 10 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 12 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 17 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 25 г. Орла об обязании укомплектовать библиотеки школ комплектами учебников по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы - отказать».
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя истца – помощника прокурора Харламова А.Н., возражения на апелляционное представление представителей ответчиков и третьих лиц, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределённого круга лиц – учащихся МБОУ №№ 2, 6, 10, 12, 17, 25 г.Орла, обратился в суд с иском к Администрации муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений – средняя общеобразовательная школа №№ 2, 6, 10, 12, 17 и 25 г. Орла, Управлению образования г. Орла, Департаменту финансов Орловской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы.
В обоснование заявленных исковых требований указывал, что в ходе проверок исполнения законодательства в сфере образования сотрудниками районной прокуратуры было установлено, что администрациями муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях – средних образовательных школ г. Орла за №№ 2, 6, 10, 12, 17 и 25 в период 2011-2012, 2012-2013 учебных годов не обеспечено наличие в библиотечном фонде необходимого количества комплектов учебников по всем учебным предметам основной образовательной программы вследствие недофинансирования образовательных учреждений Учредителем - муниципальным образованием «Город Орёл», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.
Приводил доводы о том, что финансовое обеспечение деятельности указанных образовательных учреждений осуществляется за счёт средств бюджета города Орла в форме субсидии в рамках выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Указывал, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации.
Полагал, что субвенция из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов на учебники, рассчитанная на основе норматива, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области на 2011-2013 годы в размере 333 рублей на одного обучающегося, является недостаточной и лишает неопределённый круг учащихся данных средних образовательных школ конституционного права на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
На основании изложенного, уточнив исковые требования просил суд обязать Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить из бюджета Орловской области дополнительные субвенции Учредителю общеобразовательных школ №№ 2, 6, 10, 12, 17 и 25 г.Орла - муниципальному образованию «Город Орёл», функции и полномочия которого осуществляет администрация г.Орла в лице Управления образования администрации г.Орла, для обеспечения библиотечного фонда учебных учреждений комплектами учебников по всем обязательным предметам основной образовательной программы. Обязать муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения - средние общеобразовательные школы за №№ 2, 6, 10, 12, 17 и 25 г. Орла в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения комплектами учебников по всем обязательным предметам основной образовательной программы исходя из расчёта: 1 бесплатный комплект учебников на 1 обучающегося.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора Заводского района г. Орла ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, поскольку ответчики не оспаривали такое юридически значимое обстоятельство, как отсутствие в книжном фонде школьных библиотек необходимого количества учебников по всем предметам основной образовательной программы.
Утверждает, что факт не укомплектованности школьных библиотек учебниками по всем предметам основной образовательной программы нарушает конституционное право обучающихся в них лиц на общедоступное и бесплатное образование.
Ссылается, что ответчиками не предпринято никаких мер по устранению нарушений требований действующего законодательства.
Полагает, что суд сделал неправильный вывод о том, что для изменения размера субвенций ему следовало оспорить норматив в размере 333 рубля на одного обучающегося, установленный постановлением Правительства Орловской области от 13.01.2013 № 5, поскольку предметом проверки прокуратуры района являлось исполнение требований закона об укомплектовании школьных библиотек необходимым количеством учебников по всем предметам основной образовательной программы, а не законность указанного постановления Правительства Орловской области.
Считает, что в обжалуемом решении судом необоснованно указано на то, что им не представлено доказательств какие комплекты учебников необходимо покупать, поскольку иск по настоящему делу заявлялся исходя из положений п. 1, п.п. 1, 2, 23, п.п. 1,4 п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимым для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные расходы, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе
В соответствии с Законом Орловской области от 26 декабря 2005 года № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» размер субвенции в целях обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, необходимый для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), для муниципальных районов (городских округов), определяется с учетом прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности обучающихся, которая определяется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативно-правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере бюджетной политики, на основании показателей форм федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений по состоянию на начало учебного года соответствующего текущего финансового года.
Приказом Росстата от 27.08.2012 года № 466 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» утверждена форма № ОШ-1 «Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования», с указанием численности учащихся, по которой ежегодно школы в начале сентября предоставляют соответствующие отчёты.
В соответствии с Законом Орловской области от 26.12.2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области», Законом Орловской области от 25.12.2008 года № 868-ОЗ «О порядке определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ», Правительством Орловской области было утверждено постановление от 17.01.2011 № 4, в котором была утверждена норма расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2011 год в размере 333 рубля на одного обучающегося, используемые для расчета субвенции из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части исполнения государственных полномочий Орловской области на 2011 год.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 мая 2012 года № 175 был утверждён норматив расходов на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды на 2012 год в размере 333 рублей
Постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2013 года № 5 также был утвержден данный норматив в размере 333 рублей на одного обучающегося в год.
Объём субвенции из областного бюджета на указанные цели рассчитывается с учётом установленного норматива и количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что ежегодно утверждаются законом Орловской области «Об областном бюджете».
Пунктом 4.2 Положения о Департаменте образования, молодежной политики и спорта Орловской области Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 24.11.2011 № 407, установлено, что Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику в сферах образования, молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства (далее - подведомственные сферы деятельности), а также в рамках своей компетенции осуществляет обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законодательством Орловской области.
Из материалов дела усматривается, что нормативы, с учётом которых осуществляется расчёт и предоставление субвенции местным бюджетам, прокурором Заводского района г. Орла не оспорен.
Исходя из своих функциональных обязанностей Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области является исполнительным органом, который не наделен полномочиями по утверждению и распоряжению бюджетных денежных средств.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Таким образом, судом установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
При таких обстоятельствах, правильно определив нормы материального права, подлежащие применению при разрешении настоящего спора, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что требования прокурора об обязании Департамента образования, молодёжной политики и спорта Орловской области о выделении из бюджета Орловской области дополнительных субвенций муниципальному образованию «Город Орёл», в лице Управления образования администрации г. Орла, для обеспечения библиотечного фонда учебных учреждений комплектами учебников по всем обязательным предметам основной образовательной программы являются незаконными и необоснованными.
Кроме того, судом установлено, что МБОУ СОШ №№ 2, 6, 10, 12, 17 и 25 г. Орла выдано свидетельства о государственной аккредитации, на основании которого они вправе осуществлять общеобразовательную деятельности по основным образовательным программам (начальное, общее, основное общее).
Из материалов дела усматривается, что учредителем указанных общеобразовательных учреждений является муниципальное образование «Город Орёл», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.
Как следует из материалов дела, в 2011-2012 годах в МБОУ СОШ № 6 обучался 641 ученик, а в 2012-2013 учебном году - 660 ученик.
В 2011году МБОУ СОШ № 6 было выделено бюджетных средств в размере <...> руб., из которых потрачены на приобретение учебников – <...>., в 2012г. всего выделено денежных средств – <...> руб., израсходовано на учебники – <...> руб., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 97 комплектов учебников, в 2012-2013 учебный год приобретено 220 комплектов учебников.
МБОУ СОШ № 17 в 2011 году было выделено бюджетных средств в размере <...> руб., из которых потрачены на приобретение учебников – <...> руб., в 2012 году всего выделено денежных средств – <...> руб., израсходовано на учебники- <...>., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 169 комплектов учебников, а в 2012-2013 учебный год приобретено 294 комплектов учебников.
МБОУ СОШ № 2 в 2011 году было выделено бюджетных средств в размере <...>., из которых потрачены на приобретение учебников – <...> руб., в 2012 году всего выделено денежных средств – <...> руб., израсходовано на учебники – <...> руб., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 233 комплектов учебников, в 2012-2013 учебный год приобретено 161 комплект учебников.
МБОУ СОШ № 25 в 2011 году было выделено бюджетных средств в размере <...> руб., из которых потрачены на приобретение учебников – <...>., в 2012 году всего выделено денежных средств – <...> руб, израсходовано на учебники- <...> руб., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 80 комплектов учебников, в 2012-2013 учебный год приобретено 65 комплектов учебников.
МБОУ СОШ № 10 в 2011 году было выделено бюджетных средств в размере <...>., из которых потрачены на приобретение учебников – <...> руб., в 2012 году всего выделено денежных средств – <...> руб., израсходовано на учебники – <...> руб., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 201 комплект учебников, в 2013 учебный год приобретено 239 комплектов учебников.
МБОУ СОШ № 12 в 2011 году было выделено бюджетных средств в размере <...> руб., из которых потрачены на приобретение учебников – <...> руб., в 2012 году всего выделено денежных средств – <...> руб, израсходовано на учебники - <...> руб., в 2013 году выделено <...> руб. При этом в 2011-2012 году было приобретено 222 комплекта учебников, в 2012-2013 учебный год приобретено 162 комплекта учебников.
Таким образом, всем школам были выделены субвенции исходя из установленного Постановлением Правительства Орловской области норматива и количества обучающихся. Данные денежные средства в соответствии со ст.ст. 29, 32 Закона «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно распределяют выделенные им субвенции местным бюджетам на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Нецелевого использования выделенных денежных средств образовательными учреждениями не установлено.
Установив фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о соблюдении органами государственной власти в сфере образования порядка выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимым для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные расходы, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными Правительством Орловской области, суд правомерно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределённого круга лиц, учащихся МБОУ №№ 2, 6, 10, 12, 17, 25 г. Орла, к Департаменту образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждениют - средней общеобразовательной школе № 2 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 6 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 10 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 12 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 17 г. Орла, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе № 25 г. Орла об обязании укомплектовать библиотеки школ комплектами учебников по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы.
По указанным основаниям доводы апелляционного представления прокурора Заводского района г. Орла не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчиков по обеспечению образовательных учреждений учебниками в пределах выделенных на эти цели денежных средств.
Ввиду изложенного, доводы апелляционного представления не опровергают выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Таким образом, апелляционное представление удовлетворению не подлежит, так как его доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Заводского района г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи