ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1726/2013 от 20.02.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Медведев И.Г.          Дело № 33-1726/2013

    Б-21

20 февраля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Паюсовой Е.Г.

судей: Макаровой Ю.М., Русанова Р.А.,

с участием прокурора: Назаркина В.П.

при секретаре: Львовой Т.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Красноярска в интересах Оффана Б.К. к ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Красноярска

на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 23 октября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Красноярска действующего в интересах Оффана Б.К. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» по начислению собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2011 года суммы оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» исключить собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. из счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2011 года суммы оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Железнодорожного районного суда г. Красноярска обратился в суд в интересах Оффана Б.К. к ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

Требования мотивированы тем, что Оффан Б.К. является собственником квартиры <адрес>, ответчик осуществляет управление указанным домом. В ходе прокурорской проверки установлено, что в июле 2010 года ответчик предъявил Оффану Б.К. к оплате счет-квитанцию, в которой дополнительно начислена сумма оплаты за электроснабжение мест общего пользования <данные изъяты>, со ссылкой на решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.02.2010 года. Сентябре 2011 года аналогичным образом выставлено к оплате <данные изъяты>. со ссылкой на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.12.2010 года. Вышеуказанными решениями с ответчика была взыскана задолженность за электроснабжение мест общего пользования жилых домов находящихся в управлении ответчика, в том числе дома <адрес>, после чего ответчик взысканную сумму ответчик выставил к оплате проживающим в доме гражданам из расчета зарегистрированных в каждой квартире лиц. Между тем размер платы за электроснабжение мест общего пользования должен рассчитываться пропорционально долям сособственников в праве общей долевой собственности на общее имущество жилого дома. Кроме того, в квитанциях в нарушение ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не содержится полной и достоверной информации об оказываемой услуге, не указан тариф на электроэнергию, объем и период потребления, единиц измерения объема, иная информация позволяющая понять суть предъявляемой к оплате задолженности. Просили признать действия ООО «УК Жилкомресурс» в части начисления Оффану Б.К. в июле 2010 и сентябре 2011 года сумм оплаты за электроснабжение мест общего пользования незаконными, обязав ответчика исключить указанные начисления из счет квитанций, а уплаченные Оффан Б.К. денежные средства в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> вернуть потребителю путем зачета в счет предстоящих коммунальных платежей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Признавая правомерными действия ответчика по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования за июль 2010 года исходя из количества зарегистрированных в квартире лиц, суд сослался на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307, регламентирующие расчет платы в отношении жилых и нежилых помещений, к которым места общего пользования не относятся. В спорный период действовали «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, в которых установлено понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды». В спорный период норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования органами местного самоуправления не был установлен, однако из Правил следует, что его величина определяется исходя из площади помещений дома, а не количества зарегистрированных граждан. Оспариваемое решение нарушает единообразие толкование судами норм материального права.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, установленных ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, но не явившихся в судебное заседание, заслушав прокурора Назаркина В.П., поддержавшего апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда.

В силу ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит: из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; из платы за коммунальные услуги. При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг», электрическая энергия относится к коммунальным ресурсам.

Судом по делу установлено, что собственником квартиры <адрес> является Оффан Б.К. Между ООО УК «Жилкомресурс», как исполнителем коммунальных услуг, и ОАО «Красноярскэнергосбыт» 01.10.2007г. был заключен договор на электроснабжение, в соответствии с которым ОАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляло поставку электрической энергии ответчику для освещения мест общего имущества многоквартирных домов, в том числе и дома, в котором проживает истец. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.11.2011 года, которым договор на электроснабжение № 6128 от 01.10.2007 года был признан продленным.

Истец, как собственник квартиры, обязан производить оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования дома № <адрес>

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.12.2010 года с ООО УК «Жилкомресурс» в пользу ОАО «Красноярскэнергосбыт» взыскана задолженность за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в сумме <данные изъяты>, состоящая из стоимости электроэнергии, потребленной в местах общего пользования в жилых домах, в отношении которых ООО УК «Жилкомресурс» заключило договоры управления многоквартирными жилыми домами, в том числе в доме <адрес>.

Из счета-квитанции за сентябрь 2011 года на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире <адрес>, собственником которой является Оффан Б.К., следует, что стоимость электроэнергии мест общего пользования в размере <данные изъяты> включена отдельной строкой без какой-либо расшифровки и расчета, исходя из количества зарегистрированных в квартире лиц (3 человека).

Кроме того, Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.02.2010 года с ООО УК «Жилкомресурс» в пользу ОАО «Красноярскэнергосбыт» взыскана задолженность за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года в сумме <данные изъяты>, состоящая из стоимости электроэнергии, потребленной в местах общего пользования в жилых домах, в отношении которых ООО УК «Жилкомресурс» заключило договоры управления многоквартирными жилыми домами, в том числе в доме <адрес>.

Из счета-квитанции за июль 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире <адрес>, собственником которой является Оффан Б.К., следует, что стоимость электроэнергии мест общего пользования в размере <данные изъяты> включена отдельной строкой без какой-либо расшифровки и расчета, исходя из количества зарегистрированных в квартире лиц (3 человека).

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения, являющегося квартирой, несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом собственники помещений многоквартирного дома, согласно положениям ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность собственников помещений нести за счет собственных средств бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности, также установлена пунктами 23, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.

Согласно п.п. 89, 90 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 13.08.2006 года, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованьем электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены прилагаемые к этому Постановлению Правила предоставления коммунальных услуг, которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

Этим же постановлением Правительства РФ признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных им, ранее принятое Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению).

В соответствии с разделом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулами, приведенными в приложении № 2 этих Правил.

Так, размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения № 2 Правил, а объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой № 12 приложения № 2.

Анализ указанных формул позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении расчета размера платы за электроснабжение мест общего пользования в отношении конкретной квартиры, не используется такая составляющая, как «количество зарегистрированных в жилом помещении граждан», поскольку существенным для такого расчета является соотношение площади указанного жилого или нежилого помещения к площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Решениями Арбитражного суда Красноярского края от 06.12.2010г. и от 01.02.2010г., которые в соответствии со ст. 61 ГПК РФ не являются преюдициальными для истца, не участвовавшего в рассмотрении указанного дела, установлено, что поскольку общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО УК «Жилкомресурс», отсутствовали, и сведения о показаниях приборов учета в домах, оборудованных приборами учета, не предоставлялись, количество электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, определено ОАО «Красноярскэнерго» расчетным методом исходя из мощности, установленной в Приложении к договору № 6128 от 01.10.2007г., и в соответствии с пунктом 7.4 договора № 6128, которым предусмотрено, что в случае отсутствия расчетных приборов учета, расчет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета. При этом, тот факт, что положенные в основу решений расчеты задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды жилого дома по <адрес> произведены ОАО «Красноярскэнерго» по тарифам, установленным для граждан, не освобождает ответчика от обязанности произвести расчет платы за электроэнергию истцам, в соответствии с установленными Правилами.

Судом установлено, что расчет суммы, подлежащей оплате за потребленную электроэнергию в местах общего пользования определенной квартирой, представленный ответчиком, по существу является неверным, так как он не соответствует норме права, регулирующей спорные правоотношения.

При этом, во-первых, ответчиком нарушено право истцов на получение необходимой и достоверной информации, предусмотренное статьей 10 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Исследовав представленный в деле счет-квитанцию за сентябрь 2011 года в части, касающейся оплаты за электроэнергию мест общего пользования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение вышеназванных Правил, управляющей компанией не была предоставлена собственнику квартиры Оффану Б.К. полная и достоверная информация об оказываемой ему услуге, поскольку в платежном документе по дополнительно включенной сумме оплаты электроэнергии за места общего пользования, не указан тариф на электроэнергию, объем и период потребленной электроэнергии, единица измерения объема, в связи с чем действия ООО УК «Жилкомресурс» по начислению собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. в интересах которого прокурором заявлен иск, на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2011 года в размере <данные изъяты> за электроэнергию мест общего пользования, являются незаконными.

С указанными выводами соглашается судебная коллегия и считает необходимым также указать на то, что установленная законом обязанность гражданина Оффана Б.К., в интересах которого прокурор обратился в суд, возникла с момента предъявления ему обслуживающей организацией счета-квитанции на оплату потребленной коммунальной услуги, и не ранее этого времени, поскольку до этого момента такая обязанность не могла у него возникнуть в силу неопределенности в части количества потребленного ресурса собственником того или иного жилого помещения в многоквартирном доме, применяемого тарифа, расчета платы.

Вместе с тем, судебная коллегия находит неверными выводы суда относительно необоснованности заявленных прокурором требований о незаконности начислений за электроснабжение мест общего пользования, изложенных в счете-квитанции за июль 2010 года.

Свои выводы в этой части требований суд сделал на том основании, что в указанный период времени действовали Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, пунктами 7 и 19 которых было предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электроэнергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а при отсутствии коллективных и индивидуальных приборов учета размер платы определяется в соответствии с пунктом 20 этих Правил, по формуле, одной из составляющих которой является количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире), помноженной на норматив потребления и тариф.

Из анализа названной формулы суд пришел к выводу о том, что в период действия Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 (то есть до принятия новых Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.), расчет платы за потребление электроэнергии, в том числе и мест общего пользования, производился исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в квартире, виду чего действия ответчика по предъявлению Оффану Б.К. счета-квитанции в июле 2010 года на оплату электроснабжения мест общего пользования в сумме <данные изъяты>, рассчитанной из количества зарегистрированных в его квартире лиц, являются законными. При этом, суд отклонил доводы прокурора о нарушении ответчиком прав Оффана Б.К., как потребителя услуг, на предоставление полной и достоверной информации об этих услугах, ссылаясь на то, что факт непредоставления ответчиком такой информации об оказываемой услуге, никак не повлиял на правильность расчета суммы оплаты, предъявленной в квитанции за июль 2010 года.

Судебная коллегия не может согласиться с последними выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п.п. «а,г» пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, которые действовали в период выдачи Оффану Б.К. квитанции за июль 2010 года, в платежном документе указываются: оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, который при отсутствие коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения).

В нарушение пункта 38 названных Правил, истцу была выдана квитанция в которой ООО УК «Жилкомресурс» не указало по дополнительной включенной сумме <данные изъяты>. по оплате электроэнергии за места общего пользования, тариф на электроэнергию, объем и период потребленной электроэнергии и единицу измерения объема, ввиду чего потребитель был лишен возможности получения поной информации об оказываемой услуге, что является самостоятельным основанием для признания действия ответчика незаконными.

При этом, судебной коллегией отклоняется доводы возражений ответчика на апелляционное представление о том, что потребитель не был лишен возможности обратиться в управляющую компанию за получением разъяснений, а также что размещение расчета в квитанциях повлекло бы за собой нарушение типового оформления квитанции и заняло много места, поскольку указанные выше положения Закона обязывают исполнителя услуг предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию во всех случаях, а не только при обращении потребителя за получением такой информации.

Что касается размера начислений за электроснабжение мест общего пользования, произведенных в счете-квитанции за июль 2010 года, в период предъявления которого действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., то такие начисления также не соответствовали действующему материальному закону, поскольку указанными Правилами, при отсутствии общедомового учета и отдельного учета электроэнергии мест общего пользования, что в нашем случае установлено вышеназванными решениями Арбитражного суда Красноярского края, предусматривался расчет исходя из «норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды», который должен устанавливаться с применением метода аналогов, либо расчетного метода (пункты 13, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006г.).

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах (пункт 22 Правил № 306).

Пунктом 43 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к Правилам.

В соответствии с пунктом 37 раздела 2 Приложения к Правилам, установлена формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на домовые нужды. Такой расчет осуществляется исходя из расхода электроэнергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома (осветительные установки, силовое оборудование лифтов и лифтовых шахт, систем противопожарного оборудования и дымоудаления, телеантенн коллективного пользования, насосного оборудования систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и т.д.). Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт/час в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле № 34, которая в качестве составляющих включает: суммарное годовое потребление электроэнергии i-ой группой оборудования, входящего в состав общего имущества; общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 12 – количество месяцев в году.

Действовавшие в спорный период времени нормативы потребления электроэнергии, установленные Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005г. № В-160 «Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске», являлись собственно нормативами потребления электроэнергии отдельных квартир в зависимости от количества членов семьи и степени благоустройства многоквартирного дома. Однако, данным решением Горсовета не был установлен самостоятельный норматив по электроснабжению мест общего пользования. Такой норматив был установлен лишь Законом Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4283 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края».

Таким образом, учитывая, что в спорный период времени норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования органами местного самоуправления установлен не был, а из вышеприведенных положений действовавших на тот период времени «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением правительства № 306 от 23.05.2006г. следует, что его величина определяется исходя из площади помещений дома, а не количества зарегистрированных в них граждан, то с учетом позиции представителя ответчика по делу о том, что взысканная Арбитражным судом Красноярского края задолженность по оплате за электроснабжение мест общего пользования была распределена между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме исходя из числа зарегистрированных в них граждан, такой подход ответчика к расчету не соответствовал действующему материальному закону как на период, в который возникла задолженность, так и в момент предъявления данной услуги к оплате Оффану Б.К. (июль 2010г.), ввиду чего данное начисление является незаконным.

Фактически, ООО УК «Жилкомресурс» пошел по пути взыскания убытков, распределив между собственниками жилых помещений управляемых им многоквартирных домов, взысканную Абритражным решением сумму задолженности за электроснабжение мест общего пользования по всем домам, обслуживаемым ответчиком, расчет которой был произведен исходя из условий договора, действующих при отсутствии учета электроэнергии: как произведение мощности всего электропотребляющего оборудования домов, связанного с местами общего пользования на время их работы исходя из 24 часов в сутки, что следует из решения Арбитражного суда от 08.02.2010г., в тексте которого такой расчет также не приводится, а указано, что при расчете стоимости потребленной электрической энергии ОАО «Красноярскэнерго» применял тариф, установленный постановлением РЭК Красноярского края № 2721 от 04.12.2007г. для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 коп. за 1 кВт./час., с которым согласился Арбитражный суд (л.д. 28-31).

Учитывая, что названное решение Арбитражного суда Красноярского края не имеет преюдициального значения для собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ответчик, поскольку они не были привлечены в участию в деле, то избранный ответчиком подход к распределению взысканной решением Арбюитражного суда задолженности перед ОАО «Красноярскэнерго» между собственниками помещений многоквартирных домов, явно нарушает права последних, поскольку существенно увеличивает размер приходящейся на них оплаты по сравнению с оплатой, произведенной по формуле, содержащей норматив потребления, установленной вышеназванными «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением правительства № 306 от 23.05.2006 года, которые действовали момент предъявления истцу Оффану Б.К. счета-квитанции на оплату услуг.

При указанных обстоятельствах дела и требованиях материального закона, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу в части отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленного в интересах Оффана Б.К. о признании незаконными действий ООО УК «Жилкомресурс» по начислению Оффану Б.К. в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года суммы оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>.

В связи с установлением по делу всех юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции, путем его отмены в части отказа в удовлетворении требований прокурора. В данной части требований судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении иска прокурора, заявленного в интересах Оффана Б.К.

    Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 23 октября 2012 года изменить.

Данное решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, заявленных в интересах Оффана Б.К., о признании незаконными действий ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» по начислению собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года суммы оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>., обязании исключить из счета-квитанции указанную сумму начислений.

В указанной части исковых требований принять по делу новое решение.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» по начислению собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года суммы оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальный ресурс» исключить собственнику квартиры <адрес> Оффану Б.К. из счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2010 года сумму оплаты за электроснабжение мест общего пользования в размере <данные изъяты>.

В остальной части указанное решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: