ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1729/2021 от 17.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Тутынина Т.Н.

Дело № 33-1729/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Косогоровой К.Б.,

рассмотрела 17 февраля 2021 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ординского районного суда Пермского края от 08 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию Ординского муниципального округа Пермского края продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № **, выданного 16 декабря 2019 года до 16 августа 2020 года.

Обязать Министерство социального развития Пермского края произвести социальную выплату за счет средств бюджета Пермского края в сумме 324 936 рублей по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № **, выданному 16 декабря 2019 года».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя Министерства социального развития Пермского края ФИО2, настаивавшей на доводах жалобы, истца ФИО1, ее представителя ФИО3, возражавших относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась с иском о возложении на администрацию Ординского муниципального округа Пермского края обязанности продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ** до 16.08.2020, на Министерство социального развития Пермского края обязанности произвести социальную выплату за счет средств бюджета Пермского края в сумме 324936 руб.

В обоснование требований указано, что семья ФИО1 является участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п. В соответствии с условиями реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, установленных данной программой, ФИО1 предоставлена социальная выплата в размере 324936 руб. в соответствии со свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № **, выданным 16.12.2019 главой Ординского муниципального округа. Срок действия свидетельства составляет 6 месяцев с даты выдачи. В рамках реализации мероприятий программы семьей ФИО1 18.06.2020 заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ****. Необходимые для получения социальной выплаты документы были представлены истцом в администрацию Ординского муниципального округа. 24.07.2020 администрацией Ординского муниципального округа в Министерство социального развития Пермского края подана заявка на перечисление средств бюджета Пермского края в сумме 324936 руб., однако 30.09.2020 Министерство социального развития Пермского края отказало в оплате заявки на перечисление бюджетных средств ввиду заключения договора купли-продажи недвижимого имущества 18.06.2020 за пределами срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты № **. Истец указала, что срок действия свидетельства с 16.12.2019 по 16.06.2020 включительно пришелся на период пандемии и в период ограничений, установленных на территории Российской Федерации введенных с 30.03.2020 и ввиду установленных запретов осуществления деятельности риэлтерских агентств, установленного запрета приема документов многофункциональным центром для ее семьи стало затруднительным своевременное заключение договора купли-продажи жилого дома и земельного участка. Полагала, что установленная постановлением Правительства Пермского края № 419-п от 17.06.2020 возможность продления срока действия свидетельства до восьми месяцев, может быть применена и к свидетельствам, выданным ранее 01.02.2020.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и отказе в удовлетворении требований просит Министерство социального развития Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так истцом заключались договора купли-продажи жилого дома и земельного участка первоначально 23.03.2020, но госрегистратором документы были возвращены без рассмотрения, а затем лишь 27.05.2020, спустя два месяца документы вновь были возращены без рассмотрения, то есть от действий истца зависела своевременная регистрация права собственности и истцу ничего не мешало обратиться в орган госрегистрации с 06.04.2020 или по предварительной записи в МФЦ с 11.05.2020, а не 27.05.2020. Обстоятельства невозможности записи на прием в МФЦ судом не исследовались. Причинная связь между обстоятельствами, вызванными угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и неисполнением обязательств истцом судом первой инстанции не установлена и в решении не отражена. Указали, что срок действия свидетельств, указанных в п.5.2 Порядка является пресекательным, дальнейшие юридические действия по реализации этого свидетельства не предусмотрены. Считают, что механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей относится к исключительной компетенции законодателя и суд не наделен полномочиями устанавливать иной механизм реализации. Также судом не проверены действия администрации и банка по продлению банковского счета, поскольку договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства и может быть продлен по соглашению сторон в случаях, указанных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010. В данном случае основания для продления банком договора банковского счета отсутствовали, поскольку договор купли-продажи заключен 18.06.2020 за пределами срока действия свидетельства, а заявка банка датирована 23.07.2020.

В отзыве администрация Ординского муниципального округа Пермского края указала, что доводы жалобы Министерства социального развития Пермского края считает обоснованными, решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Представитель администрации Ординского муниципального округа Пермского края в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, об отложении дела не заявлял, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п утверждена государственная программа «Социальная поддержка жителей Пермского края», приложением 1 к которой утверждена подпрограмма 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот».

Основной целью программы является создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, семей и детей Пермского края, создание условий для улучшения благосостояния семей с детьми.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (далее – Порядок).

Согласно п. 2.1.2 Порядка реализация мероприятий подпрограммы осуществляется путем предоставления участникам подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

В соответствии с п. 5.2 Порядка срок действия свидетельств при предоставлении участницам программы социальных выплат, указанных в п. 2.1.2 настоящего порядка, составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

При этом согласно п.4.14.4 Порядка, если молодая семья, получившая свидетельство в соответствующем году, по какой-либо причине не смогла в установленный настоящим Порядком срок действия свидетельства решить жилищную проблему и воспользоваться правом на получение социальной выплаты, то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списков молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, в свою очередь молодая семья вправе вновь на общих основаниях подать документы на участие в Подпрограмме.

В соответствии с п. 7.15 Порядка в случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Подпрограмме на общих основаниях.

В связи с распространением в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2020 № 589 «О продлении сроков, определенных приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» постановлением Правительства Пермского края от 17.06.2020 № 419-п внесены изменения в Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п.

Пункт 5.2 Порядка дополнен абзацем следующего содержания: в отношении свидетельств, выданных в период с 01.02.2020 до 05.05.2020 при предоставлении участницам Подпрограммы социальных выплат, указанных в пункте 2.1.2 Порядка, срок действия свидетельств составляет не более 8 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.02.2020.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.02.2013 ФИО1, Н1., действуя за себя и своих несовершеннолетних детей Н2., дата рождения, Н3., дата рождения, обратились в администрацию Ординского муниципального района с заявлением о включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», предоставив необходимые документы, в том числе справку поселения о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В тот же день семья Н-вых была поставлена на учет для участия в краевой целевой программе Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», очередность по Карьевскому сельскому поселению - **.

В целях использования средств социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на основании свидетельства ** 18.06.2020 между М. (продавцом) и Н1., ФИО1, действующей за себя и несовершеннолетних детей Н2., Н3., Н4. (покупателями), заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ****. Согласно п.2.2 договора покупатель производит оплату стоимости жилого дома, в том числе за счет средств социальной выплаты на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья **, выданного 16.12.2019 администрацией Ординского муниципального района Пермского края в сумме 324936 руб. Право собственности Н1., ФИО1, Н2., Н3., Н4. на жилой дом и земельный участок, являющиеся предметом договора, зарегистрировано 30.06.2020.

Министерством социального развития Пермского края письмом от 30.09.2020 № СЭД-33-05-58-200 в оплате заявки на перечисление бюджетных средств ФИО1 отказано, так как срок действия выданного ей свидетельства в соответствии с п.5.2 Порядка составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о применении к выданному ей свидетельству о праве на получение социальной выплаты постановления Правительства Пермского края в части возможности продления срока действия свидетельства до 8 месяцев, поскольку положения данного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01.02.2020, тогда как свидетельство о праве на получение социальной выплаты выдано истцу 16.12.2019.

Вместе с тем судом установлено, что истцом заключались договоры купли-продажи от 23.03.2020, от 27.05.2020, предметом которых являлись жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ****. Договоры заключались между теми же сторонами, что и договор от 18.06.2020, право собственности истца и членов ее семьи, на основании которого зарегистрировано. Оплата стоимости недвижимого имущества данными договорами также предусмотрена за счет средств социальной выплаты по свидетельству **, выданному 16.12.2019 администрацией Ординского муниципального района.

Также, согласно информации Кунгурского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю 23.03.2020 в орган регистрации обращались участники сделки с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 23.03.2020, однако 01.04.2020 государственным регистратором принято решение о возврате документов без рассмотрения в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с несоответствием представленного договора купли-продажи требованиям закона. В связи с закрытием офисов приема документов с 28.03.2020 и невозможностью предоставления дополнительных документов к рассматриваемому обращению документы истцу были возвращены без рассмотрения.

Впоследствии 27.05.2020 участники сделки вновь обращались в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации перехода права и с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 27.05.2020, однако 08.06.2020 государственным регистратором принято решение о возврате документов без рассмотрения в связи с тем, что заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

Изначально договор купли-продажи недвижимого имущества, оплата части стоимости которого предполагалась за счет средств социальной выплаты по свидетельству **, фактически был заключен сторонами сделки до истечения срока действия данного свидетельства. Каждый раз, сдавая договор на регистрацию, стороны изменяли его дату на дату фактической сдачи договора в регистрирующий орган.

Согласно п. 2.2.1 договора ** от 16.12.2019, заключенного между администрацией Ординского муниципального района и ФИО1, срок действия свидетельства указан на его бланке. Продление срока действия свидетельства не допускается, кроме случаев, отдельно оговоренных действующим законодательством.

Участник подпрограммы в целях получения социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья обязан заключить с продавцом договор купли-продажи на жилое помещение, который должен быть зарегистрирован в органе регистрации прав, до истечения срока действия свидетельства представить оператору Программы для оплаты приобретаемого жилья (п. 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9 договора).

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, Порядком реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, ссылаясь на нормы ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации о принятии мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которыми в субъектах Российской Федерации постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также Указы губернатора Пермского края о введении режима самоизоляции в спорный период, который продолжался более месяца, а также приостанавливалось предоставление государственных и иных услуг, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» суд первой инстанции пришел к выводу, что истец действовала добросовестно, попытки семьи Н-вых зарегистрировать договор купли-продажи пришлись на период пандемии, когда действовали ограничительные меры, связанные с возникновением препятствий к свободному перемещению в условиях противодействия новой коронавирусной инфекции, организации, в том числе многофункциональные центры полноценно не работали, что явилось препятствием зарегистрировать сделку в установленном порядке и до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, то есть до 16.06.2020, представить оператору программы, что признано судом первой инстанции уважительной причиной пропуска срока.

Также суд первой инстанции учел, что право на указанную социальную выплату гарантировано истцу, при этом вышеуказанная программа и Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей не содержит правовых норм о восстановлении срока на получение выделенной владельцу свидетельства социальной выплаты, что позволяет охарактеризовать данный порядок как ограничивающий права лиц, имеющих право на подобную выплату при пропуске срока по уважительной причине, что само по себе не является основанием для отказа истцу в восстановлении пропущенного срока.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае истечение срока действия свидетельства на получение жилья не влечет утрату права на социальную выплату их обладателями, не реализовавшими их по объективным причинам.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу повторяют позицию стороны ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, которая была предметом исследования суда и не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не проверены действия администрации и банка по продлению банковского счета, который заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства и может быть продлен по соглашению сторон в случаях, указанных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010, указывая, что основания для продления банком договора банковского счета отсутствовали, не влечет отмену состоявшегося по делу судебного акта.

Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка.

Судебная коллегия находит, что при разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ординского районного суда Пермского края от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: