ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1733 от 23.05.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-1733 Судья Крымская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2019 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Гусевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Тулы от 6 февраля 2019 года по иску ФИО1 к министерству труда и социальной защиты населения Тульской области, правительству Тульской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к министерству труда и социальной защиты населения Тульской области, правительству Тульской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 20.05.2015 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона Тульской области «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области». Общий трудовой стаж составляет 39 лет, стаж государственной гражданской службы – 19 лет 6 месяцев 15 дней, последним местом работы являлось министерство труда и социальной защиты Тульской области. 20.09.2018 обратилась в министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении периодов работы в производственно-техническом кооперативе АПО «Новомосковское» в должности ведущего юрисконсульта с 1992 по 1993 годы и периода работы в АО «Новомосковскхимстрой» в качестве юрисконсульта 1 категории с 11.10.1994 по 16.03.1998, а всего 5 лет, в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии. 07.11.2018 получила отказ, в связи с тем, что уже не является государственным гражданским служащим органов исполнительной власти, пропустила срок для обращения за перерасчетом пенсии. С данным отказом не согласна. Просила обязать правительство Тульской области включить в ее стаж государственной гражданской службы периоды работы в производственно-техническом кооперативе АПО «Новомосковское» в должности ведущего юрисконсульта с 14.05.1993 по 10.10.1994, 1 год 4 месяца 26 дней, период работы в АО «Новомосковскхимстрой» в качестве юрисконсульта I и II категории с 11.10.1994 по 16.03.1998, 3 года 7 месяцев 4 дня, а всего 5 лет в стаж государственной гражданской службы; обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области с 20.09.2018 произвести перерасчет ее пенсии за выслугу лет с учетом общего стажа государственной гражданской службы в размере 24 года 6 месяцев 15 дней.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточнения поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала их необоснованными.

Представитель ответчика правительства Тульской области по доверенности ФИО3 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ГУ ТО УСЗН ТО о доверенности ФИО4 оставил разрешение заявленных исковых требований на усмотрение суда.

Суд постановил решение, которым отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснений представителя Правительства Тульской области по доверенности ФИО5, представителя Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет и др.) с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.

Во исполнение вышеназванных полномочий, Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 25.07.2005 N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" (далее - Закон Тульской области о пенсии за выслугу лет), который регулирует правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.

Данный закон определяет, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Тульской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Тульской области, и должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий.

Согласно ст. 5 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет назначается государственным гражданским (муниципальным) служащим при наличии стажа государственной гражданской (муниципальной) службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом ежемесячной выплаты, установленной к пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

За каждый полный год стажа государственной гражданской (муниципальной) службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего.

Финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим производится за счет средств бюджета области (ст. 3 данного закона).

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области об исчислении стажа государственной гражданской и муниципальной службы государственных гражданских (муниципальных) служащих (ст. 6 указанного закона Тульской области).

В соответствии с ч.1, 5 статьи 8 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет назначается на основании заявления государственного гражданского (муниципального) служащего, оформленного согласно приложению 1, решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность государственной гражданской (муниципальной) службы перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет выплачивается органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется при повышении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских (муниципальных) служащих, при изменении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы и размера денежного содержания, в случае замещения должностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, с учетом положений, предусмотренных статьями 5 и 7 настоящего Закона (ст. 9 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет).

Статья 3 Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1091-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" определяет, что в стаж гражданской (муниципальной) службы могут засчитываться иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанных в статье 2 данного Закона, опыт и знание работы в которых, необходимы (были необходимы) гражданским (муниципальным) служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) гражданского (муниципального) служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Иные периоды замещения отдельных должностей могут засчитываться в стаж гражданской (муниципальной) службы на основании решения представителя нанимателя в порядке, установленном губернатором области для гражданских служащих и представительным органом муниципального образования для муниципальных служащих.

В целях реализации Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1091-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" постановлением Губернатора Тульской области от 22.12.2018 №81-пг "О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет" утвержден Порядок зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Вышеназванным Порядком зачета предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о зачете в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей гражданский служащий подает заявление на имя представителя нанимателя. К заявлению прилагаются: копия трудовой книжки; копия должностного регламента гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы; другие документы, обосновывающие зачет иных периодов замещения должностей в стаж гражданской службы.

Заявление с приложенными к нему документами рассматривается в течение одного месяца. О результатах рассмотрения заявителю сообщается в установленном порядке.

Зачет в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей производится актом представителя нанимателя.

Для предварительного рассмотрения заявлений гражданских служащих в государственных органах Тульской области актом представителя нанимателя могут создаваться соответствующие комиссии.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.05.2015 с ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности начальника территориального отдела по городу Новомосковску министерства труда и социальной защиты Тульской области и уволена с государственной гражданской службы Тульской области по собственному желанию.

31.07.2015 ФИО1 обратилась к Губернатору Тульской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Решением правительства Тульской области № 11-мтсз от 31.07.2015 ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с 31.07.2015 в соответствии со ст.2 Закона Тульской области от 25.07.2005 №610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».

Стаж государственной гражданской службы ФИО1 составил 19 лет 6 месяцев 15 дней.

В стаж государственной гражданской службы, учитываемый при назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет, вошли периоды ее работы:

в Новомосковском райисполкоме Тульской области в должностях экономиста по контрольно-ревизионной работе, главного экономиста отдела межхозяйственных связей и планирования, старшего экономиста по труду и заработной плате управления сельского хозяйства, с 27.09.1983 по 07.02.1986, что составило 2 года 4 месяца 11 дней;

в администрации МО город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области в должности консультанта – помощника руководителя аппарата-заместителя главы муниципального образования, председателя комитета по правовой работе, начальника правового управления, с 17.03.1998 по 14.01.2009, что составило 10 лет 9 месяцев 28 дней;

в администрации МО город Новомосковск в должности консультанта управления архитектуры и градостроительства, с 15.01.2009 по 25.02.2009, что составило 1 месяц 11 дней;

в администрации Тульской области в должности начальника территориального отдела по городу Новомосковску комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству (после реорганизации - Правительстве Тульской области на должности начальника территориального отдела по городу Новомосковску министерства труда и социальной защиты Тульской области) с 26.02.2009 по 20.05.2015, что составило 6 лет 2 месяца 25 дней.

Распоряжением министра труда и социальной защиты Тульской области № 1096 от 01.09.2015 ФИО1 определен размер пенсии за выслугу лет в сумме <данные изъяты> который по состоянию на 04.02.2019 составляет <данные изъяты>

ФИО1 была уведомлена об установлении ей пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> без учета страховой части трудовой пенсии по старости на основании сообщения министерства труда и социальной защиты Тульской области от 07.09.2015 №17-05-06/10909.

20.09.2018 ФИО1 обратилась к министру труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, которое было направлено для рассмотрения в главное управление государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области.

07.11.2018 главным управлением государственной службы и кадров истцу был дан ответ за № 52-01-04/1868, в котором указано на отсутствие правовых оснований для рассмотрения ее заявления и зачета ей иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы.

Не согласившись с отказом ответчика в рассмотрении заявления о зачете периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Установив, что с заявлением о включении периодов работы в различных организациях на территории Тульской области в стаж государственной гражданской службы Тульской области ФИО1 до увольнения в 2015 году, работая на различных должностях государственной гражданской службы не обращалась, обратилась только в сентябре 2018 года, т.е. после освобождения её от должности государственной гражданской службы, в связи с чем в материалах дела отсутствует акт представителя нанимателя о зачете в стаж гражданской службы ФИО1 иных периодов замещения должностей, суд пришел к правильному выводу, что истцом не был соблюден порядок, определяющий процедуру принятия решений о зачете в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, иных периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы (были необходимы) государственным гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего.

Довод истца о том, что обращение за перерасчетом пенсии возможно без ограничения каким-либо сроком, судом был отвергнут как несостоятельный, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку в силу действующего законодательства именно представитель нанимателя с учетом утвержденного должностного регламента и специфики работы государственного органа (учреждения) определяет объем необходимых знаний и опыта, для найма и последующей службы государственного служащего в установленном порядке. Именно к числу его прав, а не безусловной обязанности, как полагает истец, закон относит определение возможности включить в стаж государственного служащего иные периоды его работы по замещению должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях с учетом критерия необходимости опыта и знаний для выполнения его должностных обязанностей.

Вместе с тем, ФИО1 в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено представителю нанимателя или в материалы дела достаточных, достоверных, относимых и допустимых доказательств того, что опыт и знание ее работы в производственно-техническом кооперативе АПО «Новомосковское» в должности ведущего юрисконсульта с 14.05.1993 по 10.10.1994, и в АО «Новомосковскхимстрой» в качестве юрисконсульта I и II категории с 11.10.1994 по 16.03.1998, были необходимы для выполнения ею должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) государственного гражданского служащего, ни уставов производственно-технического кооператива АПО «Новомосковское», акционерного общества «Новомосковскхимстрой», ни должностных инструкций по занимаемым ею должностям для обеспечения возможности оценки указанных документов на предмет включения в стаж государственной службы указанных истцом периодов работы.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы ФИО1, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; фактически выражают несогласие стороны истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи