ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1733/2017 от 01.02.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кузнецов А.Н. Дело № 33-1733/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2017 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного

суда в составе:

председательствующего: Малышевой И.А.,

судей: Забровского Б.Д., Бабайцевой Е.А.,

при секретаре: Савельевой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределённого круга лиц к государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» о понуждении разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение

по апелляционной жалобе государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району»

на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 декабря 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределённого круга лиц к государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» о понуждении разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение - удовлетворить.

Обязать государственное казённое учреждение «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району», в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, предоставить в комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30 декабря 2015 года № 1246.

Взыскать с государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району», государственную пошлину в доход муниципального образования в размере 6000 руб.»

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Забровского Б.Д., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к государственному казённому учреждению Волгоградской области «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» (далее ГКУ «ЦСЗН по Ольховскому району») о возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30 декабря 2015 года № 1246.

В обоснование исковых требований указал, что проведённой прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности ГКУ «ЦСЗН по Ольховскому району», в ходе которой установлено, что ответчик в нарушение положений ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4,5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого Приказом Комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области от 30 декабря 2015 года №1246, не разработал нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также не получил в уполномоченном органе лимиты на размещение отходов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит обязать ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить в комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области указанные сведения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГКУ «ЦСЗН по Ольховскому району» оспаривает законность и обоснованность постановленного решения в части взыскания государственной пошлины, постановить в данной части новое решение, которым освободить ГКУ «ЦСЗН по Ольховскому району» от уплаты государственной пошлины.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

Согласно статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что24 сентября 2016 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ГКУ «ЦЗН Ольховского района», где установлены нарушения указанные в исковом заявлении.

В соответствии с п. 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утверждённого постановлением Администрации Волгоградской области № 39-п от 24 ноября 2014 года, комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Приказом комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области 30 декабря 2015 года № 1246 от утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно п. 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчётов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, утверждёнными приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349.

В судебном заседании ответчик признал исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в полном объёме.

С учетом обстоятельств дела и признания иска, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и обязал ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, предоставить в комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30 декабря 2015 года № 1246.

Кроме того, суд на основании п. 9 ч. 1 статьи 333.36 НК РФ взыскал с ответчика государственную пошлину в доход муниципального образования в размере 6000 рублей.

Решение суда в части возложения обязанностей на ГКУ «ЦЗН Ольховского района» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить в комитет природных ресурсов и экологии установленную законом документацию не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» государственной пошлины заслуживают внимания.

По итогам рассмотрения иска прокурора, суд первой инстанции взыскал с ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» государственную пошлину в размере 6000 рублей, при этом судом не было принято во внимание, что в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При таких данных, решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 декабря 2016 года в части взыскания государственной пошлины с государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» нельзя признать законным, поэтому решение в указанной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 декабря 2016 года отменить в части взыскания с государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» государственной пошлины в доход муниципального образования в размере 6000 рублей.

В остальной части решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 декабря 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судья: