ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1735/2015 от 17.02.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Панкратова Т.В. Гр. дело №33-1735/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

г. Самара 17 февраля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Самодуровой Н.Н., Набок Л.А.

с участием прокурора Кушнирчук А.И.

при секретаре Елютиной И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мэрии г. о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 декабря 2014 года, которым постановлено:

«Обязать Мэрию г.о. Тольятти разместить остановку общественного транспорта «<данные изъяты>» с четной и нечетной стороны <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода, в соответствии с требованиями пунктов 5.3.2.5 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктов 3.9. и 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», а также построить тротуары от посадочной площадки ООТ «<данные изъяты>» с четной и нечетной стороны <адрес> к пешеходному переходу по направлению основного потока пешеходов, в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и п. 3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» непосредственно по завершении работ по размещению ООТ и строительству тротуаров установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ «<данные изъяты>» по <адрес> протяженностью 100 погонных метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти», а также установить в районе ООТ «<данные изъяты>» по <адрес> пешеходные светофоры согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения представителя Мэрии г.о. Тольятти –ФИО1 ( по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И. , полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Тольятти обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти», Мэрии городского округа Тольятти о понуждении к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения. В исковом заявлении указал, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения Мэрией г.о. Тольятти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» по <адрес> и установлено, что в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход совмещен с остановочными и посадочными площадками с четной и нечетной стороны улицы, а также отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения от границ нерегулируемого пешеходного перехода, пешеходные светофоры установлены с нарушением п. 7.3.8. ГОСТ Р 52289-2004. Приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта относится к компетенции мэрии г.о Тольятти и неисполнение ответчиками требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о. Тольятти, в том числе, на безопасные условий передвижения по дорогам городского округа.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд : обязать Мэрию г.о. Тольятти сократить длину заездного кармана на ООТ «<данные изъяты>» с четной и нечетной <адрес> и построить подходы к пешеходному переходу на удалении пять и более метров от остановочной площадки в районе ООТ «<данные изъяты>» <данные изъяты>; обязать муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ «<данные изъяты>» <адрес> протяженностью 100 погонных метров в соответствии, с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации Дорожного движения г. о. Тольятти»; обязать муниципальное казенное учреждение «Центр организации Дорожного движения г. о. Тольятти» установить в районе ООТ «<данные изъяты>» <адрес> пешеходные светофоры согласно ГОСТ Р 52289-2004 и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г. о. Тольятти».

В ходе рассмотрения дела прокурор города Тольятти уточнил исковые требования и просил суд разместить остановку общественного транспорта «<данные изъяты>» с четной и нечетной <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода, в соответствии с требованиями пунктов 5.3.2.5 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и пунктов 3.9. и 4.2.4 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», а также построить тротуары от посадочной площадки ООТ «<данные изъяты>» с четной и нечетной стороны <адрес> к пешеходному переходу по направлению основного потока пешеходов, в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и п. 3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти». Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения в районе ООТ «<данные изъяты>» по <адрес> протяженностью 100 погонных метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти». Обязать МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» установить в районе ООТ «<данные изъяты>» по <адрес> пешеходные светофоры согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и схемой, разработанной МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

Судом первой инстанции постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске, ссылаясь на то, что оснований полагать, что Мэрией г. о. Тольтти при выполнении своих полномочий в области организации дорожной деятельности и в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа бездействовала или действовала неправомерно, не имеется, ни п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ни п.3.8.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» не предусматривают строительство тротуаров от посадочных площадок до пешеходных переходов.

В заседание судебной коллегии представитель Мэрии г. о. Тольятти по доверенности ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Заслушав объяснения представителя Мэрии г.о. Тольятти, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п. 3,5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ ; организация благоустройства территории городского округа.

Согласно с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения ; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Совмещение пешеходного перехода с остановочными и посадочными площадками является прямым нарушением требований п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

Согласно п. 5.3.2.5. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии наземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.

Согласно п. 3.9 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения.

Пунктом 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

Отсутствие тротуаров является прямым нарушением требований п. 4.5.1 ГОСТ 5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Согласно п. 3.8.1. ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии – на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

Отсутствие ограничивающего ограждения является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» которым установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.

Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.

Отсутствие пешеходных светофоров или их неправильная установка является нарушением требований п. 7.2.13 и п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004.

Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка соблюдения Мэрией г.о. Тольятти требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой был обследован участок дороги в районе остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» по <адрес> и установлено, что в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход совмещен с остановочными и посадочными площадками с четной и нечетной стороны улицы, а также отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения от границ нерегулируемого пешеходного перехода, пешеходные светофоры установлены с нарушением п. 7.3.8. ГОСТ Р 52289-2004(л.д.8-10)

Судом установлено и ответчиками не оспаривается, что обязанность по устройству остановок, постройке тротуаров вдоль автомобильных дорог и тротуаров к пешеходным переходам относится к компетенции Мэрии г.о. Тольятти, а обязанность по установке пешеходных ограждений и светофорных объектов относится к компетенции муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти». Указанные обстоятельства также подтверждаются Уставом муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» (л.д.19-23).

В соответствии с Уставом г.о. Тольятти и п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа наделен полномочиями по созданию муниципальных учреждений и предприятий.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, что также не оспаривается представителем мэрии.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что постройка тротуаров регламентируется Градостроительным кодексом, осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается при соблюдении установленной законом процедуры, требующей значительных временных и денежных затрат, а также, о недостаточности финансирования, длительности процедуры проведения торгов и о том, что нарушение в виде совмещения пешеходного перехода с остановочными и посадочными площадками выявлено недавно и предписание на устранение данного недостатка мэрии не выставлялось и денежные средства на его устранение в бюджет не закладывались, поскольку приведение улично-дорожной сети в соответствие требованиям Государственного стандарта относится к компетенции Мэрии г.о. Тольятти, и мэрия должна самостоятельно и надлежащим образом исполнять свои обязанности без каких-либо предписаний. Кроме того, обследование данного участка дороги проводилось ДД.ММ.ГГГГ, и тогда было выявлено отсутствие около данного пешеходного перехода ограничивающих пешеходных ограждений. Мэрия была привлечена к административной ответственности, и ей дважды было выдано предписание на устранение данного недостатка, которое до настоящего времени не исполнено, что подтверждается материалами дела (л.д.11-13).

При таких обстоятельствах суд, учитывая, что неисполнение требований закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам города, а также учитывая доводы представителя Муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» о том, что оборудование пешеходных переходов, установка ограничивающих пешеходных ограждений возможно только после устройства остановки и постройки тротуаров, что относится к компетенции мэрии, обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора г. Тольятти к Мэрии г. о. Тольятти, обязав МКУ «Центр организации дорожного движения г. о. Тольятти» выполнить необходимые работы непосредственно по завершении работ мэрией г. о. Тольятти.

Доводы апелляционной жалобы Мэрии г. о. Тольятти о незаконности судебного решения не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: