ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1737/20 от 11.03.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33 – 1737/2020 (2-3563/2019)

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Петрова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего: Сосновского А.В.

судей: Скурихиной Л.В., Кочуковой Г.Н.,

при секретаре: Сидоренко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело № 2-3563/2019 по иску Кулагиной Т. А. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании приказа, графика незаконными,

по апелляционной жалобе истца Кулагиной Т. А. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения Кулагиной Т.А. и ее представителя – Корниловой С.Ю., пояснения представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Новчук И.Я., судебная коллегия

установила:

Кулагина Т.А. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тесту ОАО «РЖД») о признании приказа, графика незаконными.

В обоснование заявленных требований указала, что работала у ответчика в должности оператора по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров. За отсутствие на рабочем месте 03.09.2019 г. с 08-00 часов до 20-00 часов она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, которое считает незаконным, ссылаясь на несоответствие графика работы оператора Трудовому законодательству и Сан Пин. О несогласии с графиком работы она предупреждала работодателя. Между тем, время отдыха между сменами ей предоставлено не было.

Просила признать незаконным приказ № 39/к/ДВВ4ДЭ1 от 27.09.2019 о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора и признать незаконным график сменности за сентябрь 2019г. Представитель ответчика ОАО «РЖД» иск не признал, ссылаясь на то, что оснований для отмены приказа и графика сменности не имеется. Заключая трудовой договор, истец обязалась соблюдать законы, нормативно-правовые акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовой договор. С графиком сменности, утвержденным руководством, Кулагина Т.А. была ознакомлена. Отсутствие на рабочем месте являлось самовольным, уважительных причин не установлено.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований Кулагиной Т.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кулагина Т.А. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. График сменности не соответствует требованиям трудового законодательства. Установив нарушение и уведомив об этом руководство, она посчитала, что выявленные ею нарушения устранены ответчиком. Посчитав ошибку устраненной, вышла на работу по ранее установленному графику. Право на отдых закреплено действующим трудовым законодательством. Между тем, продолжительность междусменного отдыха не урегулирована ни коллективным договором, ни правилами внутреннего распорядка. В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 01.10.2003 г. истец Кулагина Т.А. была принята на работу в ОАО «Российские железные дороги» по специальности оператора по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров вагонного депо Хабаровск-2 Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», о чем с ней заключен трудовой договор от 01.10.2003г. № 410, условиями которого установлен режим работы и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, Правилами внутреннего трудового распорядка. Трудовая деятельность истца в период работы у ответчика осуществляется в соответствии с графиками сменности (п. 4 Трудового договора). Согласно п. 9.2 Трудового договора Кулагина Т.В. обязалась добросовестно исполнять возложенные на нее трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором, тарифно-квалификационным справочником, должностной инструкцией; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину. Дополнительным соглашением от 12.12..2013 г. Кулагина Т.А. переведена на должность оператора по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров 5 разряда Участка по обслуживанию поездов своего формирования Парка отправления поездов четного направления Пункта технического обслуживания вагонов станции Хабаровск II (1 группа) Эксплуатационного Вагонного депо станции Хабаровск II – структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», с возложением на Работника трудовых обязанностей в соответствии с трудовой инструкцией. Установлена нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю). Правилами трудового распорядка Эксплуатационного Вагонного депо Хабаровск II. утвержденными приказом от 11.12.2018г. № 331/, с учетом мнения профсоюзной организации установлено, что рабочее время – время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В соответствии с п. 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка режим рабочего времени и времени отдыха работников регулируется в соответствии с ТК РФ, действующим Коллективным договором ОАО «РЖД», приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.2016г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», и иными нормативно-правовыми актами. Согласно п.5.5 вышеуказанных Правил для работников, занятых на работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная или ежедневная продолжительность рабочего времени, устанавливается сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени (учетный период – месяц, квартал, полугодие, год) с предоставлением выходных дней в различные дни недели (ст.104 ТК РФ). В соответствии с абзацем 5 п.5.9 Правил предусмотрено, что в целях соблюдения установленной нормальной продолжительности учетного периода при составлении графика сменности допускается сокращение (увеличение) продолжительности отдельных смен, перерывов для отдыха и питания (исключение или добавление смен) в отдельные рабочие смены в рамках учетного периода. Время начала и окончания работы, перерывов для отдыха и питания этих смен должно быть отражено в графиках сменности. С указанными правилами истец ознакомлена 25.12.2018г..

Согласно п. 5.6 Правил режим рабочего времени работников установлен в Приложении № 1, в соответствии с которым продолжительность смены оператора по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров на участке по обслуживанию поездов составляет 11 часов, время начала смены: День 8-00 - Ночь 20-00; День 20-00, Ночь 08-00; с перерывом для отдыха на 1 час. Режим работы: 4-х сменный график работы, учетный период – квартал, выходные дни: по графику сменности. Согласно п.5.9 Правил график сменности утверждается уполномоченным представителем работодателя с учетом мнения представительного органа работников на весь отчетный период, при этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать норму рабочих часов за учетный период. График сменности доводится до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения его в действие под роспись с указанием даты ознакомления. График сменности операторов на 3 квартал 2019г. (июль, август, сентябрь), согласованный с профсоюзной организацией, утвержден 21.05.2019 г. Истец с указанным графиком ознакомлена 31.05.2019 г. 16.08.2019 истец обратилась с заявлением к работодателю пересмотреть график работы на сентябрь 2019 г., указав о его несоответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. В ответ на заявление истцу дано разъяснение от 22.08.2019 г. об отсутствии нарушений трудового законодательства.

3 сентября 2019г. в сутках Кулагина Т.А. не вышла на работу по графику

По данному факту составлен акт об отсутствии работника на рабочем месте.

В своем объяснении от 9 сентября 2019 г. Кулагина Т.А. не указала причины своего отсутствия, написав, что по ее мнению у нее выходной 3 и 11 сентября 2019 года.

Приказом № 39/к/ДВВ4ДЭ1 от27.09.2019 Кулагина Т.А. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, за нарушение трудовой дисциплины и обязанностей, режима рабочего времени и времени отдыха за отсутствие на рабочем месте

Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь ст. 81,104,192,193 Трудового кодекса РФ, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденными Приказом Минтранса России от 09 марта 2016 N 44, суд первой инстанции, принимая во внимание график сменности на 3 квартал 2019 года, утвержденный 21.05.2019г., с которым истец была ознакомлена 31.05.2019г., расшифровку графика сменности по условиям суммированного учета рабочего времени, разъяснения работодателя о соответствии графика сменности действующему трудовому законодательству, установив отсутствие на рабочем месте Кулагиной Т.А. без уважительной причины, принимая во внимание, что определение степени тяжести совершенного дисциплинарного является прерогативой работодателя при определении вида дисциплинарной ответственности, учитывая специфику работы железнодорожного транспорта и железной дороги, пришел к выводу, что истцу установлен график работы в соответствии с требованиями законодательства, исходя из предусмотренной нормы выработки, не превышающей нормы установленной для работников с 40 часовой рабочей неделей, с предоставлением междусменного перерыва не менее 12 часов.

Применяя дисциплинарное взыскание, работодатель исходил из тяжести совершенного истцом Кулагиной Т.А. проступка и обстоятельств, при которых он был совершен. Порядок применения к истцу Кулагиной Т.А. дисциплинарного взыскания ответчиком соблюден, приказ о применении к истцу дисциплинарного взыскания издан уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему должностных полномочий. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что график сменности операторов на сентябрь 2019г. не соответствует закону, основан на ошибочном понимании норм материального права. Данный график сменности принят в соответствии с установленными для ОАО «РЖД» правилами. Пройдя процедуру согласования с профсоюзной организацией, являлся действующим, в установленном законом порядке истцом оспорен не был.

Доводы жалобы истца о нарушении ее трудовых прав действиями работодателя по внесению изменений в графики сменности не основан на законе, поскольку Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, прямо предусмотрена возможность изменения графиков сменности в течение учетного периода в целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации.

Из представленных сторонами в материалы дела графиков сменности усматривается, что все графики сменности работников утверждены руководителем, с учетом мнения профсоюзного органа и доведены до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Аналогичным образом график сменности операторов на сентябрь 2019г был установлен не только истцу, но и другим операторам.

При таких обстоятельствах утверждения истца о том, что работодателем нарушены положения ч.4 ст. 103 ТК РФ, не могут быть признаны убедительными.

Факт совершения истцом Кулагиной Т.А. 03.09.2019г. прогула, а именно отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всей дневной рабочей смены, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцу был известен режим ее работы, она была осведомлена о том, что график сменности периодически претерпевал корректировки, знала о необходимости выйти на работу, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие истца на рабочем месте 03.09.2019 г. правомерно расценено работодателем как прогул, поскольку уважительные причины отсутствия на работе отсутствуют.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены верно. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований к отмене судебного решения.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Кулагиной Т. А. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании приказа, графика незаконными оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулагиной Т. А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий: А.В. Сосновский

Судьи: Л.В. Скурихина

Г.Н. Кочукова