ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ судья Брянская О.Е.
дело № 33- 1738 поступило <...> г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2014 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судейколлегии Раднаевой Т.Н., Тубденовой Ж.В.
при секретаре Бадмажаповой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению Билтуева Д.Е. о признании незаконным решения Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ незаконным, обязании устранить допущенные нарушения поапелляционной жалобе представителя Билтуева Д.Е. Иванова Д.В. на решение Октябрьскогорайонного суда г. Улан-Удэ от 07.03.2014 г., которым заявление Билтуева Д.Е. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя Билтуева Д.Е. Николаева Е.М., представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Тулохонова О.А., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Билтуев обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в предварительном согласовании места размещения объекта и возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка под строительство.
Заявление мотивировано тем, что 11.12.2013 г. Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ необоснованно отказал заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства здания рынка оптовой торговли строительными материалами, расположенного с левой стороны автодороги <...>, ссылаясь на отсутствие технических условий для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако Комитетом не учтено, что согласно требованиям п. 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 г. № 807-82 (в ред. от 30.04.2013 г. № 690-57, от 31.10.2013 г. № 757-64), подключение данного объекта возможно по системе децентрализованного теплоснабжения путем установления автономного источника тепла. ОАО «ТГК-14» на запрос Комитета указал на возможность осуществления децентрализованного теплоснабжения.
В судебное заседание Билтуев, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по его заявлению, не явился.
Представители заявителя Николаев и Иванов в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Бадмаева возражала против удовлетворения заявления, указывая, что при осуществлении установленной законом процедуры предварительного согласования места размещения объекта Комитетом на запрос получены ответы от ОАО «ТГК №14» и ООО «Байкальские коммунальные сети» об отсутствии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что в соответствии с Положением в редакции действовавшей на момент обращения Билтуева в Комитет являлось основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Полагала, что требования о возложении на Комитет обязанности предоставить земельный участок под строительство являются необоснованными, так как решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, участок не поставлен на кадастровый учет. Кроме того, по Положению о порядке предоставления земельных участков в редакции, на которую ссылается заявитель, земельные участки для целей торговли предоставляются исключительно на торгах. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Районный суд заявление Билтуева оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Иванов просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка под строительство по мотиву отсутствия технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. При возможности подключения объектов капитального строительства к децентрализованным источникам энергии отказ Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства является незаконным.
В заседание судебной коллегии представители заявителя Иванов и Николаев доводы жалобы поддержали в полном объеме, при этом согласились, что к возникшим правоотношениям Положение применяется в редакции, действовавшей до 31.10.2013 г.
Билтуев, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился в заседание судебной коллегии. Принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Тулохонов не согласился с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что Положение о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, в ныне действующей редакции, не позволяет предоставление земельных участков для строительства торговых заведений без торгов.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 5 ст.30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятием в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта установлен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82.
На момент возникновения правоотношений между заявителем и Комитетом Положение действовало в редакции от 25.10.2012 г. Названным Положением на Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ при проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта возлагалась обязанность направлять в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запросы для получения необходимой информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4.7.2 данного Положения было предусмотрено, что при поступлении в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ информации об отсутствии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения Комитет по управлению имуществом и землепользованию в семидневный срок принимает решение об отказе в размещении объекта.
Как установлено судом, на запрос Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ ООО «Байкальские коммунальные сети» представило информацию о невозможности подключения предполагаемого к строительству объекта «Рынок оптовой торговли строительными материалами» к централизованным сетям водопровода и канализации в связи с их отсутствием в районе строительства объекта.
Филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО «ТГК-14» письмом от 09.06.2013 г. также сообщил об отсутствии технической возможности централизованного теплоснабжения, указав, что подключение объекта возможно по системе децентрализованного теплоснабжения.
Поступление в Комитет информации об отсутствии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, как правильно указал суд первой инстанции, являлось безусловным основанием для отказа в размещении объекта.
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ незаконным.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, действующим законодательством не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка под строительство по причине отсутствия технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из подпункта 7 п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в составе градостроительного плана земельного участка должна указываться информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно п. 13 которых отсутствие на момент запроса резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, и резерва мощности по производству соответствующего ресурса является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Из приведенных правовых норм следует, что наличие технических условий для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения имеет правовое значение для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство.
Земельный кодекс РФ также в ст. 31 указывает на обязательность информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, не признано недействующим, поэтому доводы о незаконности его положений судебная коллегия находит несостоятельными.
Проверка законности установленного порядка предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта на территории г. Улан-Удэ не входит в предмет рассмотрения настоящего дела.
Положение в редакции действующей на момент принятия Комитетом решения по заявлению Билтуева позволяло при выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта учитывать возможность децентрализованного подключения объекта строительства, однако тогда предоставление земельного участка для строительства возможно только с торгов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут являться основаниями для отмены решения.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьскогорайонного суда г. Улан-Удэ от 07.03.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Раднаева Т.Н.
Тубденова Ж.В.