Судья Карпенко О.В. Дело № 33-17394/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 26 октября 2017г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Олейниковой В.В.,
судей Алябьева Д.Н., Чекуновой О.В.
при секретаре Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
по апелляционному представлению прокурора Алексеевского района Волгоградской области Похомова А.С.
на решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2017г., которым заявление и.о. прокурора Алексеевского района Волгоградской области удовлетворено. Информация интернет-сайта в сети «Интернет» на странице с URL-адресом: <.......>, признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия возложена обязанность в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включить указатели страницы сайта в сети «Интернет» по URL-адресу: <.......>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бережнова А.И., поддержавшего представление, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Алексеевского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», 13 июня 2017г. проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен ряд Интернет-сайтов, содержащих сведения об изготовлении кустарным способом взрывчатых веществ и взрывных устройств в домашних условиях. Так, при проведении проверки страницы Интернет-сайта по URL-адресу: <.......> обнаружена информация об изготовлении взрывчатых веществ и взрывных устройств в домашних условиях, в том числе из общедоступных химических веществ и материалов, при этом в заголовке информации указано: <.......>. Установить владельца сайта не представилось возможным.
Поскольку доступ к указанным на сайтах сведениям создает угрозу совершения террористических акций и нарушения целостности Российской Федерации, с учетом дополнений просил признать информацию интернет-сайта в сети «Интернет» на странице сURL-адресом:<.......>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а также обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия включить указатели страницы сайта в сети «Интернет» по URL-адресу: <.......> в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Алексеевского района Волгоградской области Похомов А.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда в части месячного срока, предоставленного судом для исполнения решения суда. Полагая данный срок длительным и неразумным, просил решение суда изменить, уменьшив его до 10 дней.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) является террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с частью 1 статьи 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств является уголовно-наказуемым деянием и преследуется по закону.
Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах приготовления взрывчатых веществ и бомб.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Согласно пункту 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012г. № 1101, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 13 июня 2017г. прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен ряд Интернет-сайтов, содержащих сведения об изготовлении кустарным способом взрывчатых веществ и взрывных устройств в домашних условиях
Из Акта проверки распространяемой в сети Интернет информации от 13 июня 2017г., составленного прокурором Алексеевского района Волгоградской области, следует, что на странице Интернет-сайта по URL-адресу: <.......> содержится информация об изготовлении взрывчатых веществ и взрывных устройств в домашних условиях, в том числе из общедоступных химических веществ и материалов. В заголовке информации указано: <.......>».
Установить владельца сайта не представилось возможным.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются материалами дела.
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя заявление и.о. прокурора Алексеевского района Волгоградской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доступ к указанным на сайте сведениям создает угрозу совершения террористических акций и нарушения целостности Российской Федерации, поскольку доступ к сведениям об изготовлении кустарным способом взрывных устройств может, в том числе, использоваться террористическими организациями для проведения диверсионно-террористических акций, а также способствовать подстрекательству к их совершению и пропаганде терроризма, что в свою очередь может привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина, а также безопасности государства. В связи с чем суд обоснованно признал информацию интернет-сайта в сети «Интернет» на странице с URL-адресом: <.......>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возложив на Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия обязанность включить указатели данной страницы сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, основанными на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела.
Проверяя обоснованность доводов апелляционного представления относительно неразумного срока, определенного судом в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, судебная коллегия исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает, что данный срок является неразумным и не обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, в связи с чем подлежит уменьшению до 10 дней со дня вступления решения в законную силу, а решение суда в указанной части – изменению.
Оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционного представления судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2017г. – изменить в части установления срока исполнения решения суда, изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Обязать Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и республике Калмыкия в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включить указатели страницы сайта в сети «Интернет» по URL-адресу: <.......>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу».
В остальной части решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2017г. – оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: