ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1740/2022 от 17.02.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33 – 1740/2022 (2-3708/2021)

17 февраля 2022 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Валиуллина И.И.

судей Булгаковой З.И.

Яковлева Д.В.

при секретаре Бикбулатовой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Калина-Авто» на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Валиуллина И.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ярмухаметова Р.Х. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Калина-авто» о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что 21 декабря 2019 г. между Ярмухаметовой Р.Х. и ООО «Калина-авто» заключен договор купли-продажи автомобиля №.... 30 декабря 2019 г. во исполнение условий договора ответчик передал истцу автомобиль «Nissan X-TRAIL» с идентификационным номером №..., черного цвета, в комплектации №... 2019 года выпуска, стоимостью 1 928 000 руб. Согласно п. 6.1 Договора, продавец предоставляет покупателю гарантию на автомобиль сроком на 3 года, либо 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее.

В процессе эксплуатации Автомобиля его пользователем (представителем Истца) выявлен недостаток в виде неработоспособности заявленной производителем автомобиля многофункциональной мультимедийной системы «Nissan Connect» с возможностью ее интеграции с приложениями смартфона. В 2020 г. Истец обратился к производителю автомобиля с электронным запросом о работе такой мультимедийной системы, на что был получен ответ следующего содержания: «По вашему вопросу хотим сообщить, что на текущий момент личный кабинет клиента «You+Nissan» на Nissan.ru отключен в связи с центральной миграцией на новое решение. Вместе с личным кабинетом также отключена функция заведения учетной записи «Nissan Connect». Сейчас на сайте отключены точки входа на «Y+Nissan». О сроках возобновления работы системы информация будет обновлена позднее. 27 января 2021 г. Истцу поступило сообщение от производителя (третьего лица) автомобиля о том, что им было принято решение о закрытии портала «YOU+Nissan» в России, в связи с чем мобильное приложение «Nissan Connect» не подлежит активации. Вместе с указанным ответом Истцу было предложено заменить головное устройство Автомобиля со старого (2019 г.в.) на новое (2020 г.в.). В тот же день, 27 января 2021 г., истец по совету производителя обратился к официальному дилеру «Nissan» в г. Уфа - Башавтоком с тем, чтобы узнать стоимость головного устройства и работ по его замене, однако, ответа не последовало. 28 января 2021 г. с аналогичным запросом истец обратился в официальный дилерский центр «Nissan» в г. Тюмень (ООО «Гранд Мастер»). Согласно счета на оплату, стоимость блока навигации (он же - мультимедийная система) и работ, связанных с его заменой, составляет 322 526 руб. 19 февраля 2021 г. Истец обратился к Ответчику и к третьему лицу (производителю) с письменным требованием (претензией) безвозмездно устранить недостатки Автомобиля, либо соразмерно уменьшить покупную цену товара (по выбору Ответчика и третьего лица). 11 марта 2021 г. третье лицо (производитель) ответило на претензию Истца, предложив предоставить Автомобиль для проведения проверки качества на предмет указанных Истцом неисправностей Автомобиля. 29 марта 2021 г. истец представил автомобиль для осмотра, по результатам которого был составлен акт. Из акта осмотра автомобиля следует, что в ходе проведения проверки качества выявлено отсутствие возможности активации личного кабинета «Nissan Connect». 12 апреля 2021 г. производитель (третье лицо) дал истцу повторный ответ на его претензию, подтвердив невозможность активации учетной записи «Nissan Connect» и фактически отказав в устранении недостатков и соразмерном уменьшении покупной цены Автомобиля. Кроме того, производителем указано на осмотр Автомобиля и предоставление информации о товаре в момент покупки, а так же на то, что производитель вправе вносить изменения в конструкцию или технические характеристики товара без уведомления и обязательств со своей стороны. Вместе с тем, в момент покупки Истцу была предоставлена информация как раз о наличии такой мультимедийной системы в выбранном им Автомобиле. Мультимедийная система Nissan Connect оснащена широким списком приложений. Истцу вручено руководство по эксплуатации навигационной системы Nissan Connect, из которого следует, что описание автомобиля, технические характеристики и иллюстрации, приведенные в руководстве, соответствуют состоянию продукции и комплектации; полное руководство по эксплуатации Автомобиля содержит информацию о многофункциональной системе Nissan Connect.

Просила суд соразмерно уменьшить покупную цену Автомобиля: модель Nissan X-TRAIL, VIN №..., черного цвета, в комплектации МС 2.5L Р 4WD CVT LE ТОР, 2019 года выпуска, взыскав с ООО «Калина-авто» в пользу Ярмухаметовой Р.Х. 322 526 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 г. исковые требования Ярмухаметовой Р.Х. к ООО «Калина-авто» о защите прав потребителей – удовлетворены частично. С ООО «Калина-авто» в пользу Ярмухаметовой Р.Х. взысканы: в счет уменьшения покупной цены автомобиля 322 526 руб., компенсация морального вреда 2 000 руб., штраф в размере 162 263 руб. Также с ООО «Калина-авто» в доход бюджета госпошлину в размере 6425,26 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Калина-Авто» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Баранову И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем указанным требованиям обжалуемое решение суда в не соответствует.

Согласно статье 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Из материалов дела следует, что 21 декабря 2019 г. между Ярмухаметовой Р.Х. и ООО «Калина-авто» заключен договор купли-продажи автомобиля №....

30 декабря 2019 г. во исполнение условий Договора Ответчик передал Истцу автомобиль модели «Nissan X-TRAIL» с идентификационным номером №..., черного цвета, в комплектации МС 2.5L Р 4WD CVT LE ТОР. 2019 года выпуска, стоимостью 1 928 000 руб.

Согласно п. 6.1 Договора, продавец предоставляет покупателю гарантию на автомобиль сроком на 3 года, либо 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее.

Согласно п. 6.2 Договора, гарантийный срок исчисляется с даты передачи автомобиля в собственность покупателя по подписываемому сторонами акту приема-передачи.

В процессе эксплуатации Автомобиля был выявлен недостаток в виде неработоспособности заявленной производителем Автомобиля многофункциональной мультимедийной системы «Nissan Connect» с возможностью ее интеграции с приложениями смартфона.

В 2020 г. Истец обратился к производителю Автомобиля с электронным запросом о работе такой мультимедийной системы, на что был получен ответ следующего содержания: «По вашему вопросу хотим сообщить, что на текущий момент личный кабинет клиента You+Nissan на Nissan.ru отключен в связи с центральной миграцией на новое решение. Вместе с личным кабинетом также отключена функция заведения учетной записи Nissan Connect. Сейчас на сайте отключены точки входа на Y+Nissan. О сроках возобновления работы системы информация будет обновлена позднее. Просим вас следить за обновлениями на сайте www.nissan.ru».

27 января 2021 г. Истцу поступило сообщение от производителя (третьего лица) Автомобиля о том, что им было принято решение о закрытии портала YOU+Nissan в России, в связи с чем мобильное приложение Nissan Connect не подлежит активации.

Вместе с указанным ответом Истцу было предложено заменить головное устройство Автомобиля со старого (2019 г.в.) на новое (2020 г.в.).

27 января 2021 г. Истец обратился к официальному дилеру Nissan в г. Уфа - Башавтоком с тем, чтобы узнать стоимость головного устройства и работ по его замене, однако, ответа не последовало.

28 января 2021 г. с аналогичным запросом Истец обратился в официальный дилерский центр Nissan в г. Тюмень (ООО «Гранд Мастер»), На такой запрос Истец получил счет на оплату, из которого следует, что стоимость блока навигации (он же - мультимедийная система) и работ, связанных с его заменой, составляет 322 526 руб.

19 февраля 2021 г. Истец обратился к Ответчику и к третьему лицу (производителю) с письменным требованием (претензией) безвозмездно устранить недостатки Автомобиля, либо соразмерно уменьшить покупную цену товара (по выбору Ответчика и третьего лица).

11 марта 2021 г. третье лицо (производитель) ответило на претензию Истца, предложив предоставить Автомобиль для проведения проверки качества на предмет указанных Истцом неисправностей Автомобиля.

29 марта 2021 г. Истец представил Автомобиль для осмотра, по результатам которого был составлен акт. Из акта осмотра Автомобиля следует, что в ходе проведения проверки качества выявлено отсутствие возможности активации личного кабинета Nissan Connect.

12 апреля 2021 г. производитель (третье лицо) дал Истцу повторный ответ на его претензию, подтвердив невозможность активации учетной записи Nissan Connect.

В момент покупки Истцу была предоставлена информация о наличии мультимедийной системы в выбранном им Автомобиле, в частности:

1) из прайс-листа на автомобили Nissan X-Trail следует, что в приобретенной Истцом комплектации Автомобиля LE Тор имеется «многофункциональная мультимедийная система Nissan Connect 2.0 с AM/FM/CD/MP3 проигрывателем и навигационной системой»;

2) из врученной Истцу рекламной брошюры: «Ваши любимые приложения в вашем автомобиле. Мультимедийная система Nissan Connect оснащена широким списком приложений, которыми очень легко пользоваться благодаря 7” антибликовому сенсорному экрану. Аудио, навигация и средства общения - все в одной удобной системе, дополненной возможностью быстрой интеграции с Вашим смартфоном»; о наличии этой же системы в Автомобиле в брошюре упоминается не единожды;

3) краткое руководство по эксплуатации Автомобиля содержит информацию о многофункциональной системе Nissan Connect;

4) истцу вручено руководство по эксплуатации навигационной системы Nissan Connect, из которого следует, что описание автомобиля, технические характеристики и иллюстрации, приведенные в руководстве, соответствуют состоянию продукции и комплектации;

5) полное руководство по эксплуатации Автомобиля содержит информацию о многофункциональной системе Nissan Connect.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям положения статей 454, 469, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», установив в процессе рассмотрения дела, что истцу передан товар, имеющий недостатки, в связи с чем, пришел к выводу о соразмерном уменьшении покупной цены автомобиля «Nissan X-TRAIL», взыскав с ООО «Калина-авто» в пользу Ярмухаметовой Р.Х. 322 526 руб.

Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на невозможность активировать учетную запись, завести личный кабинет и интегрировать систему Nissan Connect с приложениями смартфона.

В комплектацию переданного истцу автомобиля входила многофункциональная мультимедийная система Nissan Connect 2.0 с AM/FM/CD/MP3 с проигрывателем и навигационной системой.

Согласно акту от 29 марта 2021 г. подтверждено, что учетная запись системы Nissan Connect, не работает, личный кабинет отключен. При этом иные функции: музыка, радио, навигация работают исправно.

Из представленных суду доказательств, пояснений ответчика, следует, что система Nissan Connect не работает не в связи с технической неисправностью, а по причине отключения функции активации учетной записи производителем. При этом данная многофункциональная мультимедийная система «Nissan Connect» функционирует в составе комбинированной аудио – навигационной системы автомобиля, включающей в себя и иные функции: радио, навигация, проигрыватель. Невозможность активировать учетную запись, личный кабинет в системе «Nissan Connect», использовать приложения в интеграции со смартфоном, не лишает потребителя возможности пользоваться иными функциями мультимедийной системы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что представленный счет на оплату №№... от 28 января 2021 г. о стоимости замены всего блока навигации, учитывая отсутствие доказательств его полной неработоспособности в автомобиле истца, и не возможности пользоваться иными функциями помимо учетной записи и личного кабинета Nissan Connect, не является допустимым доказательством стоимости соразмерного уменьшения покупной цены.

Суд апелляционной инстанции полагает, что установить сумму соразмерного уменьшения покупной цены в связи с неработоспособностью учетной записи «Nissan Connect» невозможно, поскольку мультимедийная система «Nissan Connect» включает иные работающие функции в составе единого электронного блока.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о соразмерном уменьшении покупной цены автомобиля у суда не имелось, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе данных исковых требований.

В то же время, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на компенсацию морального вреда.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Судебная коллегия полагает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда обоснованы, поскольку установлено, что истец приобретал автомобиль в комплектации, включающей в себя многофункциональную мультимедийная система Nissan Connect 2.0 с AM/FM/CD/MP3 проигрывателем и навигационной системой, однако, лишен возможности пользоваться всеми ее функциями в полном объеме.

Таким образом, установив факт нарушения прав истца как потребителя, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, в размере 10 000 руб., с учетом обстоятельств дела и принципа разумности.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Таким образом, с ООО «Калина-Авто» в пользу Ярмухаметовой Р.Х. подлежит взысканию штраф в размере 5 000 руб.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учетом удовлетворения требования истца неимущественного характера, с ООО «Калина-Авто» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Ярмухаметовой ФИО9 к ООО «Калина-авто» о соразмерном уменьшении покупной цены – отказать.

Взыскать с ООО «Калина-авто» в пользу Ярмухаметовой ФИО10 компенсацию морального вреда 10 000 руб., штраф 5 000 руб.

Взыскать с ООО «Калина-авто» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 февраля 2022 г.

Справка: судья Баженова Е.Г.