Судья Уварова И.А. Дело <данные изъяты> (2-1447/2020) УИД 50RS0<данные изъяты>-50 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ <данные изъяты>, <данные изъяты> 21 июля 2021 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Конатыгиной Ю.А., судей Тихонова Е.Н., Тарханова А.Г., при помощнике судьи Алексеевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Альтфатер Крым» об обязании заключить договор и дополнительное соглашение, по апелляционной жалобе ООО «Альтфатер Крым» на решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, заслушав доклад судьи Тарханова А.Г., объяснения ФИО1, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с уточненным иском, в котором просил обязать ООО «Альтфатер Крым» заключить с ФИО1 письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом в редакции ООО «Альтфатер Крым» от <данные изъяты><данные изъяты> с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым, с обязательным одновременным заключением в письменной форме Дополнительного соглашения к указанному договору в редакции приложения <данные изъяты> к письму ФИО1, направленного по электронной почте <данные изъяты> и зарегистрированному ООО «Альтфатер Крым» <данные изъяты> с входящим номером 1236. При этом датой заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом с Дополнительным соглашением является дата подписания указанных документов сторонами. В обоснование требований ссылается на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, пгт. Гаспра, <данные изъяты>Б, <данные изъяты>. В 2018 году ему стало известно, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме решили заключить в 2018 году с ООО «Альтфатер Крым» индивидуальные договоры на оказание услуг по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов. Он несколько раз обращался к ответчику с предложением заключить с ним отдельный договор по форме и содержанию, соответствующему типовому договору, утвержденному Правительством РФ, с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым, и обязательным заключением письменного соглашения, предусматривающего оплату фактически оказанных и принятых им услуг, исключительно в периоды документально подтвержденного постоянного или временного пребывания в принадлежащей ему квартире по указанному адресу хотя бы одного потребителя. От заключения указанного договора ответчик уклоняется (л.д.184-185). Решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> постановлено: исковые требования удовлетворить, обязать ООО «Альтфатер Крым» заключить с ФИО1 письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом в редакции ООО «Альтфатер Крым» от <данные изъяты><данные изъяты> с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым, с обязательным одновременным заключением в письменной форме Дополнительного соглашения к указанному договору в редакции приложения <данные изъяты> к письму ФИО1, направленного по электронной почте <данные изъяты> и зарегистрированному ООО «Альтфатер Крым» <данные изъяты> с входящим номером 1236. При этом датой заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с физическим лицом с Дополнительным соглашением является дата подписания указанных документов сторонами. Дополнительным решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> изложены условия договора. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился ФИО1, возражал протии удовлетворения апелляционной жалобы. ООО «Альтфатер Крым» в судебное заседание своего представителя не направило, направило письменные дополнения к апелляционной жалобе, извещено надлежащим образом. Судебная коллегия с учетом ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившегося лица, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> "О судебном решении"). Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> "О судебном решении"). Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает. Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, пгт. Гаспра, <данные изъяты>Б, <данные изъяты> (л.д.13). ООО «Альтфатер Крым» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами. В статусе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Альтфатер Крым» начал осуществлять свою деятельность с <данные изъяты> Ответчик разместил публичную оферту о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ялтинского и Алуштинского городских округов для физических лиц в газете «Крымские известия», <данные изъяты>(6627) за <данные изъяты> и на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет: altvater.ru. Из материалов дела усматривается, что ФИО1 неоднократно обращался к ответчику с предложением заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: от <данные изъяты>, от <данные изъяты> В ответ на повторное заявление истца, содержащее встречную оферту с предложением заключить дополнительное соглашение - приложение <данные изъяты> к договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с физическим лицом, ООО «Альтфатер Крым» направило ответ о том, что направленное им дополнительное соглашение противоречит положениям Постановлению Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также форме типового договора, утверждённой Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>. <данные изъяты>ФИО1 направил в ООО «Альтфатер Крым» дополнительное заявление-претензию на договор № от <данные изъяты>г., которое было получено и зарегистрировано в ООО «Альтфатер Крым» <данные изъяты> Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также норм права, подлежащих применению по данному делу, исходил из того, что у ответчика, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеется предусмотренная законом обязанность заключения договора; условия договора, изложенные судом в дополнительном решении, не противоречат положениям типового договора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> Между тем судебная коллегия находит, что с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Постановление Правительства РФ от <данные изъяты> N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 8(10) в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 641". В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. Как усматривается из материалов дела, ответчик направлял истцу предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вместе с двумя экземплярами типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 641, однако на таких условиях заключить договор не выразил согласие. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что ответчик не уклонялся от заключения с истцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, соответствующим требования специальных правил, в связи с чем требования о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежит удовлетворению. Что касается требования о возложении заключить дополнительное соглашение к указанному договору в предлагаемой истцом редакции, судебная коллегия приходит к следующему. Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила <данные изъяты>. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил <данные изъяты> (введен постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>). В дополнительном соглашении к договору, утвержденному судом первой инстанции, указано следующее: 1.8 Количество потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, периодически проживающих в жилом помещении: 1 человек (собственник квартиры). 1.22. Исходя из положений п.п. 1.9-1.21 настоящего договора (соглашения), Региональный оператор объективно в состоянии оказывать свои услуги в конкретном жилом помещении только при условии физического наличия подлежащих вывозу твёрдых коммунальных отходов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности физических лиц в периоды их фактического (постоянного или временного) проживания в квартире, независимо от наличия или отсутствия у них регистрации в этой квартире. 1.23. В соответствии с п. 58 Правил <данные изъяты> количество постоянно или временно фактически проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного региональным оператором в соответствии с пунктом 56(1) Правил акта об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении. 1.24. Потребитель обязан оплачивать по утверждённым тарифам фактически оказанные региональным оператором услуги в размере стоимости ТКО, объём которых рассчитывается исходя из утверждённого норматива накопления ТКО, пропорционально количеству фактически проживавших физических лиц и длительности их проживания в этой квартире, с учётом перерасчёта за периоды временного отсутствия. В пункте 148(34) Правил <данные изъяты> установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Согласно пункту 148(36) указанных Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. На основании пункта 148(24) данных Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. В пункте 57 Правил <данные изъяты> закреплено, что расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем: б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем. Таким образом, Правилами <данные изъяты> установлен порядок оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества временно проживающих потребителей, с возможность перерасчета оплаты предоставленных услуг на основании заявления потребителя. Между тем в пункте 2.15 соглашения к договору установлено, что оплата фактически оказанной региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО, востребованной, заказанной в необходимом объёме и фактически принятой потребителем в принадлежащем ему жилом помещении, осуществляется потребителем до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления на расчетный счет или внесения в кассу Регионального оператора денежных средств в размере платы, соответствующем объёму ТКО, исходя из утверждённых нормативов накопления ТКО, фактического количества проживающих в жилом помещении потребителей и продолжительности их проживания. Тем самым из указанных положений вытекает, что потребитель оплачивает услугу ответчика только при ее востребовании потребителем, заказе в необходимом объеме и принятии им, хотя в силу Правил <данные изъяты> закреплен специальный порядок перерасчета оплаты за оказанную ответчиком услугу при проживании истца в помещении не в течение всего периода, за который осуществляется оплата. Указанный перерасчет производится в соответствии с пунктом 148(44) Правил <данные изъяты>, на основании которого при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил. При этом на основании пункта 90 Правил <данные изъяты> перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение. В силу пункта 91 настоящих Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается, и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги. Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги. В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета. С учетом перечисленных законоположений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом дополнительное соглашение к договору в редакции, предлагаемой ФИО1, поскольку содержащиеся в нем условия не соответствуют Правилам <данные изъяты>. На основании изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске. Также подлежит отмене и дополнительное решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, так как оно является составной частью решения суда от <данные изъяты>, что соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которому поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет. Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> и дополнительное решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Альфатер Крым» об обязании заключить договор и дополнительное соглашение к договору отказать. Председательствующий Судьи |