ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1741/20 от 25.01.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Гришанина Н.В. 24RS0025-01-2013-000314-94

Дело № 33-1741/2020

А-2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шиверской А.К.,

при ведении протокола помощником судьи Кайдалиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по заявлению и.о. главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства о возложении обязанностей ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора,

по частной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - Тимофеевой К.В.

на определение Канского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Прекратить исполнительное производство №5938/15/24065-ИП, возбужденное в отношении администрации Большеуринского сельсовета Канского района на основании решения Канского районного суда Красноярского края №2-420/2013»

УСТАНОВИЛА:

Решением Канского районного суда от 05 ноября 2013 года на администрацию Большеуринского сельсовета Канского района возложены обязанности по организации на территории Большеуринского сельсовета площадки для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов, до обустройства указанной площадки запрещена деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории с.Большая Уря Канского района Красноярского края и возложены обязанности на администрацию сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в с. Большая Уря Канского района Красноярского края с географическими координатами 56° 02" 01" с.ш. 95° 28" 09" в.д., расположенную на расстоянии 1,1 км северо-западнее села Большая Уря на территории Канского района, кроме того, возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории с.Большая Уря Канского района Красноярского края.

На основании указанного решения возбуждено исполнительное производство №543/14/84/24 от 23 января 2014 года, в 2015 году присвоен №5938/15/24065-ИП.

Определением Канского районного суда произведена замена взыскателя по исполнительному производству с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Определением суда от 23 августа 2019 года исполнительное производство в части предмета исполнения – оборудовать площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на территории Большеуринского сельсовета Канского района прекращено.

02 октября 2019 года представитель администрации Большеуринского сельсовета Канского района обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства №5938/15/24065-ИП, ссылаясь на то, что действующее законодательство указывает лишь на участие органов местного самоуправления в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. С региональным оператором ООО «Планета Сервис» заключено соглашение, в соответствии с которым региональный оператор обязуется осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Канской технологической зоны Красноярского края, куда входит и Большеуринский сельсовет. Кроме того, согласно акту выноса точек на местность от 30 сентября 2019 года Канского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» несанкционированная свалка с указанными в решении суда от 05 ноября 2013 года координатами отсутствует.

Судом постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - Тимофеева К.В. просит отменить определение суда. Требования мотивированы тем, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории с. Большая Уря должником не представлено, при этом заявитель жалобы, соглашается с определением суда в части прекращения исполнительного производства в отношении возложения обязанности ликвидировать несанционированную свалку бытовых отходов, в связи с тем, что в ходе обследования территории несанционированное размещение отходов установлено не было. Считает, что изменение полномочий органов местного самоуправления в области организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не является основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения решения суда. Указывает, что согласно действующего законодательства, органы местного самоуправления должны принимать меры, направленные на организацию сбора и вывоза ТБО с подведомственной территории, в связи с чем, оснований для прекращения исполнительного производства в указанной части не имелось. Кроме того, судом не учтено, что решением Третьего Арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения решение Арбитражного суда, которым конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТБО на территории Канской технологической зоны, признан недействительным.

От представителя администрации Большеуринского сельсовета Канского района поступили возражения на доводы частной жалобы, в которых указано на законность и обоснованность постановленного определения.

Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Проверив материалы дела, определение суда, доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Канского районного суда от 05 ноября 2013 года на администрацию Большеуринского сельсовета Канского района возложена обязанность организовать в соответствии с действующим природоохранным законодательством и санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Большеуринского сельсовета площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. До обустройства площадки для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно указанным выше требованиям администрации Большеуринского сельского совета Канского района запрещено осуществлять деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории с.Большая Уря Канского района Красноярского края. Кроме того, на администрацию Большеуринского сельского совета возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в с. Большая Уря Канского района Красноярского края с географическими координатами 56° 02" 01" с.ш. 95° 28" 09" в.д., расположенную на расстоянии 1,1 км северо-западнее села Большая Уря на территории Канского района. На администрацию Большеуринского сельского совета возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории с.Большая Уря Канского района Красноярского края.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Канскому району от 23 января 2014 года на основании исполнительного листа, выданного Канским районным судом по делу №2-420/2013, возбуждено исполнительное производство№543/14/84/24 в отношении администрации Большеуринского сельсовета Канского района. В 2015 году исполнительному производству присвоен номер №5938/15/24065-ИП.

Определением Канского районного суда от 23 августа 2019 года прекращено исполнительное производство №5938/15/24065-ИП в части предмета исполнения – оборудовать площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на территории Большеуринского сельсовета Канского района.

Удовлетворяя заявление и.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. и прекращая исполнительное производство в оставшейся части, суд исходил из отсутствия возможности его исполнения должником.

С указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство прекращается судом в следующих случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование, о передаче ее взыскателю;

в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Принимая во внимание вышеизложенные нормативные положения, учитывая, что возложенная решением суда обязанность до настоящего момента администрацией Большеуринского сельсовета Канского района не исполнена, судья полагает незаконным вывод суда о необходимости прекращения производства по делу в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения, поскольку изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении спора, после вступления в законную силу вынесенного по данному делу судебного решения не является основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения.

При этом судья не может согласиться с выводами суда о невозможности организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории сельского поселения в связи с изъятием из компетенции органов местного самоуправления таких полномочий, поскольку в силу пп. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" функция органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе по раздельному накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов по настоящий момент закреплена за органами местного самоуправления в лице администрации муниципального района.

Наличие Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018-2035 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п, не исключает участие органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти; осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

При таком положении, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих объективные и неустранимые препятствия, делающие невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа должником администрацией Большеуринского сельсовета Канского района, нахожу обжалуемое определение суда подлежащим отмене, а заявление и.о. главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства – не подлежащим удовлетворению.

Оснований для прекращения исполнительного производства в части возложения на должника обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в с.Большая Уря у суда также не имелось, поскольку из материалов дела следует, что в данной части решение суда фактически исполнено. В силу п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом в рассматриваемом случае основания, предусмотренные ст.43 указанного Закона для прекращения исполнительного производства судом отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Канского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года отменить.

Разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявления и.о. главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства №5938/15/24065-ИП по гражданскому делу № 2-420/2013 по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеуринского сельсовета Канского района Красноярского края об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с.Большая Уря, отказать.

Председательствующий: