ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1741/2021 от 04.03.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сагъдиева Г.А. УИД 16RS0013-01-2019-001427-15

дело №33-1741/2021

учет №146г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2021 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Хисамова А.Х.,

судей Камалова Р.И., Курмашевой Р.Э.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ГазизьяновымА.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Хисамова А.Х. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 28сентября 2020 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Признать действия исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года незаконными.

Признать недействительным соглашение о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, заключенное между ответчиками.

Применить последствия недействительности сделки:

- обязать ФИО1 вернуть земельный участок площадью 162 кв.м, переданный ей на основании соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ....:568; прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:568; восстановить границы земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, в прежних границах согласно прежним координатным точкам, с прежней площадью равной 785 кв.м, с прежним видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года; восстановить право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, в соответствии с восстановленными прежними границами, площадью, видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, в порядке и сроки, предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации;

- обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» вернуть ФИО1 денежные средства, оплаченные ею за увеличение площади земельного участка при заключении соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года.

Обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» образовать земельный участок для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д. станция Высокая Гора, <адрес>, площадью 3132 кв.м в границах (координатах) согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 октября 2008 года ....4512 (кадастровый номер земельного участка ....:202 - ныне аннулированный) в соответствии с планом (чертеж, схема) земельного участка, указанным на листе №2 кадастрового паспорта земельного участка (....:202 ныне аннулированный) от 16 октября 2008 года ....4512, обеспечить постановку на государственный кадастровый учет образованный земельный участок и передать земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц,судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», ФИО1 с иском о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан незаконными, признании соглашения о перераспределении земельных участков недействительным и применении последствий недействительности сделки.

В обоснование исковых требований указано, что 26 августа 2019 года между исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ФИО1 было заключено соглашение о перераспределении земельного участка площадью 162 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 16:16:220101, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ....:28 площадью 785 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>.

Истец указывает, что выделение земельного участка площадью 162 кв.м произошло из муниципальных земель, являющихся территорией многоквартирного дома .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора Высокогорского района.

В 2018 году по результатам общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома .... по <адрес> пос.ж/д ст. Высокая Гора было начато межевание территории многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, пос.ж/д ст. Высокая Гора Высокогорского района Республики Татарстан, что подтверждается договором подряда №0-246/18 от 18 мая 2018 года на выполнение комплекса кадастровых работ, стоимость которых составила 5950 рублей. Однако, ввиду кадастровой ошибки межевание не было завершено. Кроме того, жильцами многоквартирного дома за счет собственных средств было произведено благоустройство придомового участка. При этом, как указывает истец, должностные лица исполнительного комитета и Сельсовета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района знали, что собственники многоквартирного жилого дома .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора начали межевание участка, на котором расположен указанный дом и его придомовой территории и проводят работы по благоустройству территории.

В связи с тем, что работы по межеванию территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома не были завершены, со стороны ФИО1 был произведен самовольный захват территории части земельного участка из состава муниципальных земель площадью 141 кв.м. прилегающего к земельному участку с кадастровым номером ....:28 с юго-западной, западной и северной сторон путем ограждения забором, что было установлено Высокогорским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан.

В последующем земельный участок с кадастровым номером ....:28 площадью 714 кв.м, 24 января 2019 года был переведен в категорию «блокированной жилой застройки».

24 мая 2019 года площадь земельного участка с кадастровым номером ....:28 была увеличена до 785 кв.м, вид разрешенного использования: «блокированная жилая застройка».

Получив информацию о данных обстоятельствах, жильцы дома по <адрес> обратились в прокуратуру Высокогорского района Республики Татарстан, по результатам проверки которой прокурором было подано заявление к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ФИО1 о признании незаконным и отмене разрешения на строительство блокированного жилого дома ....-2019 от 15 февраля 2019 года, запрете осуществлять какие-либо работы по строительству объекта недвижимости - блокированного жилого дома количеством 6 (шесть) блоков на земельном участке с кадастровым номером ....:28 до устранения нарушений градостроительного законодательства. Решением Высокогорского районного суда от 26 августа 2019 года заявление прокурора удовлетворено.

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ....:28 был изменен органом местного самоуправления с «блокированная жилая застройка» на «для ведения личного подсобного хозяйства» и впоследствии ФИО1 провела межевание земельного участка площадью 162 кв.м, находящегося в муниципальной собственности, вид разрешённого использования: «для ведения личного подсобного хозяйства».

1 августа 2019 года в Единый государственный реестр было внесено изменение, земельному участку, расположенному по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, присвоен другой кадастровый номер ....:568, вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 2 августа 2019 года земельный участок с кадастровым номером ....:568 площадью 947+/-11 кв.м имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежит на праве собственности ФИО1

Таким образом, как указывает истец, в связи с изменением кадастрового номера земельного участка с ....:28 на ....:568, решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 26 августа 2019 года стало неисполнимым в части запрета на осуществление каких-либо работ по строительству объекта недвижимости - блокированного жилого дома количеством 6 (шесть) блоков на земельном участке с кадастровым номером ....:28 до устранения нарушений градостроительного законодательств.

В связи с этим 17 сентября 2019 года ФИО1 подала заявление о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома количеством блоков 6 (шесть) на земельном участке с кадастровым номером ....:568, на основании которого ответчику 8 октября 2019 года исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан выдано разрешение на строительство ....-2019.

Истец считает, что исполнительный комитет Высокогорского муниципального района не имел права заключать соглашение о перераспределении земель №16-16- 466 от 26 августа 2019 года, так как знал о цели приобретения ФИО1 земельного участка из состава муниципальных земель, а именно: с целью увеличить свой земельный участок и продолжить на нем строительство уже начатого блокированного жилого дома с количеством блоков 6 (шесть). Кроме того, исполнительный комитет знал о том, что собственниками многоквартирного жилого дома .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора с 2018 года начато межевание прилегающей к дому территории.

Истец полагает, что указанные действия исполнительного комитета явно были направлены на обход норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Нарушение норм земельного законодательства и необоснованная передача ФИО1 муниципальной земли, нарушают права и законные интересы истца как собственника квартиры в доме .... по <адрес>, пос. ж/д ст.Высокая Гора, а также права и законные интересы иных собственников квартир указанного многоквартирного дома.

На основании изложенного, ФИО2 просил:

признать действия исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26августа 2019 года незаконными;

признать недействительным соглашение о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года и применить последствия недействительности сделки.

Дополнительно в обоснование требований указано, что многоквартирный жилой дом .... по <адрес> пос. ж.д. ст.Высокая Гора был построен по программе социального ипотечного жилья и введен в эксплуатацию в 2010 году - после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако земельный участок под многоквартирным домом образован не был. Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обязан был образовать земельный участок для многоквартирного дома .... по <адрес> после завершения строительства жилого дома, однако свою обязанность по образованию земельного участка и постановке его государственный кадастровый учет не исполнил.

ФИО2, как собственник квартиры в многоквартирном доме .... о том, что земельный участок не был сформирован органами местного самоуправления для эксплуатации многоквартирного дома узнал только в 2018 году, когда началось строительство блокированного жилого дома на соседнем земельном участке с кадастровым номером ....:568.

Истец указал, что согласно схеме планировочной организации земельного участка, на том месте где сейчас расположен земельный участок ФИО1, должна располагаться детская площадка. Истец считает, что в случае строительства детской площадки, как указано в схеме организации земельного участка, спорный земельный участок принадлежал бы на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома.

ФИО2 считает, что перевод земельного участка с кадастровым номером ....:568 из основного вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» в условно разрешенный вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства» был произведен с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и норм Правил землепользования и застройки «Красносельского сельского поселения» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. Это подтверждается тем, что согласно «Карте градостроительного зонирования. Территориальные зоны», которая является неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом .... по <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером ....:568 расположены в зоне Ж2 - зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки. Основными видами разрешенного использования для зоны Ж2 являются: «малоэтажная, многоквартирная жилая застройка», «блокированная жилая застройка» и «дошкольное, начальное и среднее общее образование».

В указанной ситуации соглашение о перераспределении земельных участков, заключенное 26 августа 2019 года между исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ФИО1, нарушает права истца и повлекло неблагоприятные для него последствия в виде лишения законного права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком площадью 162 кв.м на праве общей долевой собственности совместно с иными собственниками помещений многоквартирного дома.

Также истец указал, что согласно представленным Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан документам, под строительство многоквартирного дома №8 по ул.Лесная, был сформирован земельный участок площадью 3132 кв.м, который 16 октября 2008 года был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером ....:202, и 16 октября 2008 года заключен договор аренды земельного участка между органами местного самоуправления Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Государственным резервным фондом при Президенте Республики Татарстан, а 22 октября 2008 года был заключен договор субаренды земельного участка для государственных и муниципальных нужд с целью строительства 36-квартирного жилого дома с мансардным этажом на 9 квартир по программе социального ипотечного жиля и развития жилищного строительства в Республике Татарстан, согласно которому земельный участок передан в субаренду НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

Решением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 19 октября 2010 года земельный участок с кадастровым номером ....:202 снят с государственного кадастрового учета в связи с истечением двух лет с даты его постановки на кадастровый учет, а также отсутствием сведений о государственной регистрации.

Истец указывает, что с момента постановки земельного участка с кадастровым номером ....:202 на кадастровый учет и до снятия его с кадастрового учета, исполнительный комитет района не передал земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в доме .... по <адрес> и не внес соответствующие сведения о права собственников помещений на земельный участок, тогда как указанные это является обязанностью исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом истец полагает, что соглашение от 26 августа 2019 года является незаконным; земельный участок под многоквартирным домом должен быть сформирован площадью 3132 кв.м, как указано в договорах аренды, субаренды земельного участка с кадастровым номером ....:202 и в кадастровом паспорте земельного участка от 16 октября 2008 года ....-4512.

Окончательно, с учетом увеличения исковых требований и их неоднократного уточнения, ФИО2 просил:

- признать действия исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года незаконными;

- признать недействительным соглашение о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года и применить последствия недействительности сделки;

- обязать ФИО1 вернуть земельный участок площадью 162 кв.м, переданный ей на основании соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года; обязать снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ....:568, прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:568, восстановить границы земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, в прежних границах согласно прежним координатным точкам, с прежней площадью равной 785 кв.м, с прежним видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, после чего восстановить право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, в соответствии с восстановленными прежними границами, площадью, видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, в порядке и сроки, предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации;

- обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» обязать вернуть ФИО1 денежные средства, оплаченные ею за увеличение площади земельного участка при заключении соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019года;

- обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» образовать земельный участок для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, площадью 3132 кв.м в границах (координатах) согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 октября 2008 года №....4512 (кадастровый номер земельного участка ....202 - ныне аннулированный) в соответствии с планом (чертеж, схема) земельного участка, указанным на листе №2 кадастрового паспорта земельного участка от 16 октября 2008 года ....-4512, обеспечить постановку на государственный кадастровый учет образованный земельный участок и передать земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме .... по <адрес>, пос. ж/д ст.Высокая Гора Высокогорского района Республики Татарстан.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца и его представителя к участию в деле в качестве соответчика были привлечены Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, Государственный резервный фонд земель при Президенте Республики Татарстан, исполнительный комитет Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, которые протокольным определением были исключены из числа ответчиков (том 2 л.д. 63-71, 179-182, 245-250). Также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Республике Татарстан.

В заседании суда первой инстанции ФИО2 и его представитель ФИО3 требования поддержали.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила возражения на исковые требования, в которых указано, что требования истца необоснованные, поскольку оснований для признания соглашения о перераспределении земельного участка от 26 августа 2019 года недействительным не имеется. Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, однако таковых для принятия уполномоченным органом отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не имелось. Доказательств, соответствующих требованиям пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, вследствие чего можно сделать вывод о незаконности действий уполномоченного органа при заключении соглашения, истцом не представлено.

Необоснованной, как указала ФИО1, является также ссылка истца на нарушение требований статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. ФИО2 не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером <адрес>:568 образован путем перераспределения земель территории многоквартирного дома .... по <адрес> пос. ж/д. ст.Высокая Гора. Также в материалах дела отсутствую доказательства обращения истца в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о формировании земельного участка, являющегося территорией многоквартирного дома .... по <адрес>.

Тома Л.Н. также указывала, что представленная схема планировочной организации, полученная от некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» не может являться относимым и допустимым доказательством по делу, и, соответственно, основанием для утверждения границ земельного участка территории многоквартирного дома по варианту, предложенному в указанной схеме, поскольку при формировании земельного участка под многоквартирным домом учитывается техническая документация на многоквартирный дом, а формирование земельного участка производится в соответствии с правилами межевания, генеральным планом, правилами землепользования и застройки. Размер земельного участка и его границы, на котором расположен многоквартирный дом, определяются не собственниками многоквартирного дома, а устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются соответствующим уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Поскольку до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок под многоквартирным домом .... по <адрес> не был сформирован и в отношении него не проведен кадастровый учет, земля под указанным домом и прилегающая территория, находится в муниципальной собственности.

Необоснованной является и ссылка истца на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан по заявлению прокурора Высокогорского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании выдачи разрешения на строительство незаконным, запрете совершать какие-либо строительные работы, поскольку указанное решение не имеет отношения по настоящему делу. Кроме того, ФИО1 указывает на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.

Представитель Тома Л.Н. - ФИО4 иск не признала.

Представитель исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО5 просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковые требования. Также указал, что ФИО2 не обращался с заявлением по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом, следовательно, отказа в его формировании не получал, что свидетельствует об отсутствии нарушений его прав со стороны исполнительного комитета и Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции земельный участок под многоквартирным жилым домом .... по <адрес> пос. ж/д. ст.Высокая Гора сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером ....:577 площадью 2711 кв.м.

Представитель МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 в Обоснование жалобы апеллянт указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции, на отсутствие в материалах дела доказательств нарушения прав истца заключенным между исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ФИО1 26 августа 2019 года соглашения о перераспределении земель; на несоответствие выводов суда о недействительности соглашения от 26 августа 2019 года о перераспределении земель и заключении его со стороны ФИО1 исключительно с намерением причинения вреда истцу и иным собственникам помещений в многоквартирном доме .... по <адрес> пос. ж/д. ст.Высокая Гора. Также апеллянт указывает на нарушение судом первой инстанции принципов полноты, объективности и всесторонности выяснения обстоятельств дела и рассмотрения дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представительФИО1 – ФИО6 доводы жалобы поддержал.

ФИО2 и его представитель ФИО3 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на апелляционное рассмотрение дела не явились. Судебная коллегия, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания и считает решение суда подлежащим отмене.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 10, пунктом 2 статьи 167, пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 5 пункта 1 статьи 1, подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 2, 3, 4, 4.2, 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ в редакции, действовавшей на момент образования земельного участка с кадастровым номером 16:16:220101:202 под строительство многоквартирного дома №8 по ул.Лесная пос. ж/д. ст.Высокая Гора, частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса российской Федерации», с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года №12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и ФИО9.», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Из материалов дела следует что постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 23 сентября 2008 года №1148 утвержден акт выбора земельного участка из земель категории земли населенных пунктов, площадью 3132 кв.м, расположенного в пос. ж.д. ст.Высокая Гора, <адрес>, для строительства 36-квартирного жилого дома с мансардным этажом на 9 квартир; срок действия постановления №1148 от 23 сентября 2008 года установлен в три года (пункт 2 постановления).

Согласно пункту 3 постановления, Государственному резервному фонду земель при Президенте Республики Татарстан рекомендовано обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»; обеспечить установление границ земельного участка на местности, и до истечения срока действия настоящего постановления представить в Палату имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района соответствующие документы для принятия решения о предоставлении земельного участка.

Из кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, сельское поселение Красносельское, ст.Высокая Гора, <адрес>, следует, что он поставлен на государственный кадастровый учет 16 октября 2008 года с присвоением кадастрового номера ....:202; земельный участок имеет площадь 3132 кв.м, разрешенное использование – под строительство 36-ти квартирного жилого дома с мансардным этажом на 9 квартир.

16 октября 2008 года на основании договора аренды земельного участка, земельный участок с кадастровым номером ....:202 площадью 3132 кв.м передан в аренду Государственному резервному фонду земель при Президенте Республики Татарстан.

23 октября 2008 года между Государственным резервным фондом земель при Президенте Республики Татарстан и Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан, на основании Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в республике Татарстан, заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером ....:202 с целью строительства 36-квартирного жилого дома с мансардным этажом на 9 квартир.

На земельном участке построен многоквартирный дом, который на основании технического паспорта №19788/13 и разрешения на ввод эксплуатацию №16516321-178.1/Э поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ....:223.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира .... в доме .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Решением органа кадастрового учета от 19 октября 2010 года №16:00/10-355 земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером ....:202, в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, в связи с истечение двух лет с даты постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также в связи с отсутствием сведений о государственной регистрации прав на указанные земельные участки, снят с государственного кадастрового учета.

В соответствии с частью 4 статьи 24 «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, в редакции Федерального закона №334-ФЗ от 21 декабря 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды) такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, учитывая, что права на земельный участок с кадастровым номером ....:202 не были зарегистрированы, Управлением Росреестра по Республике Татарстан обоснованно земельный участок снят с государственного кадастрового учета.

Не может согласиться судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции об обязанности органа публичной власти в течении двух лет с даты постановки земельного участка на кадастровый учет о внесении сведений о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером ....:202.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ в редакции, действовавшей как на момент образования земельного участка с кадастровым номером 16:16:220101:202, так и снятия его с государственного кадастрового учета, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Однако ФИО2 либо иной собственник жилого помещения многоквартирного дома .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора в орган местного самоуправления в установленном законом порядке с заявлением об образовании земельного участка, предназначенного для эксплуатации принадлежащих им помещений, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, не обращались.

Федеральным законом от 2 августа 2019 года №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 2 августа 2019 года, статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» дополнена, в том числе, часть 4.1, в соответствии с которой образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

При этом доводы истца о наличии одобрения уполномоченных лиц на самостоятельное проведение жильцами дома .... по <адрес>, пос. ж/д ст.Высокая Гора Высокогорского муниципального района Республики Татарстан работ по межеванию земельного участка и благоустройство территории не подтверждаются, и не свидетельствуют о соблюдении процедуры формирования органом местного самоуправления земельного участка под многоквартирным домом на основании предусмотренного законом обращения заинтересованного лица, а работы по обустройству парковочных мест на муниципальном земельном участке, не являются правовым основанием учета указанной площади при определении земельного участка необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.

Судебная коллегия при этом принимает во внимание, что обязанность органа местного самоуправления по образованию земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, возникла у органа местного самоуправления после изменения законодательства в указанной сфере со 2 августа 2019 года, и как следует из материалов дела, на момент разрешения спора по существу была исполнена, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 4 июня 2020 года, согласно которой земельный участок с кадастровым номером ....:577 площадью 2711 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Красносельское сельское поселение, пос.ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием малоэтажная многоквартирная жилая застройка, поставлен на кадастровый учет 2 июня 2019 года.

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на исполнительный комитет Высокогорского муниципального района и МКУ «Палата земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Высокогорского муниципального района» обязанности по образованию земельного участка для многоквартирного жилого дома .... по <адрес> пос. ж/д ст.Высокая Гора, площадью 3132 кв.м в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 16 октября 2008 года ....4512 в соответствии с планом земельного участка, указанным на листе 2 кадастрового паспорта, обеспечения постановки его на кадастровый учет и передачи земельного участка в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома, не имелось.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Обстоятельства недостаточности площади образованного земельного участка с кадастровым номером ....:577 площадью 2711 кв.м для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов, в предмет доказывания по настоящему делу не входят, поскольку на момент вынесения решения судом первой инстанции процедуры формирования земельного участка с кадастровым номером ....:577 площадью 2711 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Красносельское сельское поселение, пос.ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, с разрешенным использованием малоэтажная многоквартирная жилая застройка, не оспорена. Таких исковых требований по делу ФИО2 не заявлял, что также было подтверждено ФИО2 и его представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Не может судебная коллегия согласиться и с выводами суда первой инстанции о признании действий исполнительного комитета Высокогорского района и района и МКУ «Палата земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Высокогорского муниципального района» по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 29 августа 2019 года незаконными, соглашения недействительным на основании пункта 2 статьи 167 и пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации и применении последствий недействительности сделки в виде возложения на ФИО1 обязанности вернуть земельный участок площадью 162 кв.м, переданный ей на основании соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 29 августа 2019 года, восстановлении границ земельного участка по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, ул.Лесная, дом №6, в прежних границах согласно прежним координатным точкам и с прежней площадью 785 кв.м, с прежним видом разрешенного использования, восстановлении права собственности ФИО1 на указанный земельный участок, а также возложении на исполнительный комитет Высокогорского района и района и МКУ «Палата земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Высокогорского муниципального района» обязанности по возврату ФИО1 денежных средств, оплаченных ею за увеличение площади земельного участка при заключении соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 29 августа 2019 года, по следующим основаниям.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ....:28 площадью 714 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>; земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием блокированная жилая застройка.

15 февраля 2019 года ФИО1 выдано разрешение №16-16-5398-2019 на строительство на земельном участке с кадастровым номером ....:28 блокированного жилого дома количеством 6 блоков.

Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 26 августа 2019 года удовлетворено заявление прокурора Высокогорского района Республики Татарстан и выдача исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан разрешения ФИО1 на строительство на земельном участке с кадастровым номером ....:28 блокированного жилого дома количеством 6 блоков, признана незаконной. ФИО1 запрещено осуществлять какие-либо строительные работы до устранений градостроительный нарушений, а именно до приведения площади застройки относительно площади земельного участка в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, исходя из расчета, что площадь застройки не должна превышать более 30% от площади земельного участка.

Постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 19 августа 2019 года №1337, в соответствии со статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 203 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса Республики Татарстан от 20 июля 1998 года №1736, ФИО1 в общую долевую собственность за выкуп пропорционально части земельного участка площадью 162 кв.м, образованного в пределах земельного участка площадью 785 кв.м с кадастровым номером ....:28, государственная собственность на которую не разграничена, общей площадью 947 кв.м, имеющего кадастровый номер ....:568, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.

26 августа 2019 года между МКУ «Палата имущественных и земельных отношений исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» и ФИО1 заключено соглашение №16-16-466 о перераспределении земельных участков, из которого следует, что в результате перераспределения границ земельных участков общей площадью 162 кв.м с целевым назначением (категория) земли населенных пунктов, и с кадастровым номером ....:28 площадью 785 кв.м, целевое назначение (категория) земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего ФИО1 на праве общей долевой собственности (2/3 и 1/3), у ФИО1 возникло право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:568 общей площадью 947 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>; разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства

Согласно пункту 1.6.6 соглашения сумма, подлежащая оплате за увеличение земельного участка, составляет 20585 рублей 34 копейки.

По данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером ....:568, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для иных видов жилой застройки (по документам – блокированная жилая застройка).

Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (пункт 2 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение допускается только в случае, когда границы участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 9).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 июня 2017 года №1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Красносельское сельское поселение Высокогорского муниципального района Высокогорского муниципального района Республики Татарстан,, утвержденными решением Совета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района от 9 ноября 2018 года №103, в зоне Ж2 – малоэтажной многоквартирной застройки, для земельных участков с основным видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка» минимальный размер земельного участка составляет 300 кв.м, для малоэтажной, многоквартирной жилой застройки – 400 кв.м.

Как следует из материалов дела границы земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ....:28 площадью 785 кв.м на момент принятия решения о перераспределении были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также согласованы границы земельного участка площадью 162 кв.м, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно пункту 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа (пункт 3 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2002 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

С учетом изложенных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что при вынесении постановления исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 19августа 2019 года №1337 «О предоставление в общую долевую собственность гражданам части земельного участка образованного путем перераспределения», заключении соглашении от 26 августа 2019 года №16-16-466, нарушений требований действующего законодательства не допущено, а потому оснований для признания действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и МКУ «Палата земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 29 августа 2019 года незаконными, а самого соглашения – недействительным, у суда не имелось. Указанное выше постановление от 19 августа 2019 года №1337 о перераспределении земельных участков принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления; предусмотренных законом оснований для отказа ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, не имелось. Более того, доказательств нарушения органами местного самоуправления прав и законных интересов истца в результате перераспределения земельного участка и образования земельного участка с кадастровым номером ....:568 общей площадью 947 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, не представлено.

Также судебная коллегия считает, что суд первой инстанции необоснованно признал соглашение о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 29 августа 2019 года недействительным на основании пункта 2 статьи 167 и пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации и применил последствия недействительности сделки, поскольку согласно статье 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку перераспределение публичных земель и земельного участка, по своей правовой природе является не сделкой, а элементом сложного юридического состава, включающего распорядительный акт уполномоченного органа местного самоуправления как представителя публичного собственника, и само соглашение как гражданско-правовое основание возникновение прав на образованный земельный участок, допускаемое законом в соответствии с нормативно установленной процедурой перераспределения земельного участка, к которому в отсутствие прямого запрета на совершение применение условий о недействительности сделки действующим нормами права не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2020 года подлежит отмене на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Также подлежит отмене решение в части взыскания с ФИО1 в пользу ФИО2 судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2020 отменено и ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 327 – 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», ФИО1 о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» по заключению с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года незаконными, признании недействительным соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года и применении последствий недействительности сделки в виде возложения на ФИО1 обязанности во возврату земельного участка площадью 162 кв.м, переданного ей на основании соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года; возложении обязанности по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ....:568, прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:568, восстановлении границ земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст. Высокая Гора, <адрес>, в прежних границах согласно прежним координатным точкам, с прежней площадью равной 785 кв.м, с прежним видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, после чего восстановлении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, в соответствии с восстановленными прежними границами, площадью, видом разрешенного использования земельного участка, существовавшими до заключения соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019 года, в порядке и сроки, предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации; возложении на исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» обязанности по возврату ФИО1 денежных средств, оплаченные ею за увеличение площади земельного участка при заключении соглашения о перераспределении земельных участков №16-16-466 от 26 августа 2019года; возложении на исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» обязанности по образованию земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, пос. ж/д ст.Высокая Гора, <адрес>, площадью 3132 кв.м в границах (координатах) согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 октября 2008 года ....-4512 (кадастровый номер земельного участка ....:202 - ныне аннулированный) в соответствии с планом (чертеж, схема) земельного участка, указанным на листе №2 кадастрового паспорта земельного участка от 16 октября 2008 года ....-4512, обеспечении постановки на государственный кадастровый учет образованного земельного участка и передачи земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме №8 по ул.Лесная, пос. ж/д ст.Высокая Гора Высокогорского района Республики Татарстан, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Хисамов

Судьи Р.И. Камалов

Р.Э.Курмашева