Судья Николаева И.П.
Поступило ... г. 33-1742
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 24 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой С.Д., судей коллегии Чупошева Е.Н. и Васильевой С.Д., при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить;
признать за Николаенко В.А. право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.2003г.;
обязать Министерство социальной защиты населения по Республике Бурятия включить Николаенко В.А. в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем с 01.06.2003г.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчику Министерству социальной защиты населения РБ, третьему лицу Администрации МКУ МО «Бичурский район» истец Николаенко В.А., с учетом уточнений, просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на такой учет с 01.06.2003 г.; обязать включить его в Единый сводный список по Республике Бурятия от 22.05.2006 г. № ... «Об утверждении порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» с даты постановки на учет с 01.06.2003 г.
Иск мотивирован тем, что истец является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 21.02.05 г., выданным Министерством внутренних дел Республики Бурятия. С 01.06.2003 г. состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, так как в период с 26.11.2001 г. по 30.11.2002 г. проходил срочную службу на территории Республики Чечня в период проведения боевых действий.
Определением суда от 23 января 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрация МО СП «Бичурское».
Истец ФИО1 и его представитель по ордеру Бураев В.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ ФИО2 исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МВД по РБ ФИО3 оставил вопрос о разрешении иска на усмотрение суда.
Иные участники процесса не явились, извещены надлежаще.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласилось третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, его представитель по доверенности ФИО4 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду нарушения материального и процессуального права, указывая на то, что судом неправильно применены положения Федерального закона «О ветеранах», так как согласно Перечня к приложению данного Федерального закона (раздел III) к периоду и зоне боевых действий относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ с декабря 1994 года по декабрь 1996 г. Указанный период предусмотрен и в постановлении Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов», принятое во исполнение Федерального закона № 75-ФЗ «О распространении действия закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан», а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
Апеллянт считает, что судом неправильно применены к рассматриваемым правоотношениям и зоны боевых действий.
Также суд не принял во внимание Федеральный закон от 16.05.1995 г. № 75-ФЗ «О распространении действия закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан», а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», в соответствии с которым на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей МВД РФ распространено действие Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Так, в соответствии со ст. 5 данного Закона (в редакции, действующей до 1.01.2004 г.) военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, предоставляются права и льготы, которые связаны с денежными компенсациями, льготами и т.д., кроме обеспечения жилыми помещениями.
Повышенный размер должностного оклада, выплата суточных с применением коэффициента 1,1, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, сохранение процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены и п. 1 Постановления Правительства РФ N 38 от 15.01.2000 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченных к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе".
Обращает внимание вышестоящего суда, что по фактам выдачи в Забайкальском крае удостоверений участников боевых действий возбуждены уголовные дела, удостоверения участников боевых действий изъяты.
Из письма Статс-секретаря – заместителя Министра МВД России ФИО5 от 10.10.2018 г. № ... по запросу Минстроя России дан ответ, что к ветеранам боевых действий могут быть отнесены военнослужащие, отнесенные к разделу III Перечня, являющегося Приложением к Федеральному закону «О ветеранах», при этом непосредственное участие в боевых действиях является обязательным условием для признания гражданина ветераном боевых действий. Сам же факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона основанием для получения удостоверения не является.
Именно в этой связи Минстрой России ставит под сомнение право истца на получение им статуса ветерана боевых действий и улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, так как само по себе несение истцом службы на территории Чеченской Республики не является основанием для улучшения его жилищных условий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным законом «О ветеранах», тем более, что истец поставлен на учет по соответствующей категории в 2003 году, в то время как удостоверение ветерана боевых действий он получил в феврале 2005 года.
Кроме того, Минстрой России самостоятельно произвел запрос в Центральный архив войск национальной гвардии РФ и получил ответ, что истец принимал участие в контртеррористических операциях на основании приказов командиров войсковой части от 28.02.2002 г., 31.05.2002 г., 30.06.2002 г., 31.07.2002 г., 30.11.2002 г., тогда как для получения статуса ветерана боевых действий требуется участие в боевых действиях, а не участие в контртеррористических операциях.
Судом не исследованы книга учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, решения жилищной комиссии, протокол жилищной комиссии.
Апеллянт полагает, что право у истца на реализацию мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах», в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий до 01.01.2005 года, не возникло.
Поскольку граждане обеспечиваются жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, социальная выплата таким гражданам должна производиться в соответствии с установленным Порядком перечисления средств федерального бюджета в бюджет субъектов РФ, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период. Удовлетворение исковых требований может повлечь нарушение конституционного принципа равенства и нарушение прав граждан данной категории, вставших на учет как до 1 января 2005 г., так и после 1 января 2005 г.
В суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Глава Администрации МО «Бичурский район» ФИО6 просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На заседании судебной коллегии истец ФИО1 и его адвокат Бураев В.Н., представитель третьего лица МВД по РБ ФИО7 возражали против отмены решения, представитель ответчика Министерства социальной защиты РБ ФИО2 полагала решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Из представленных материалов дела следует, что в период с 26.11.2001 г. по 30.11.2002 г. ФИО1 проходил срочную службу в составе ГВВ МВД РФ в СКР (г. Грозный) в составе войсковой части 3641 по проведению контртеррористических операций на территории Республики Чечня.
21.02.2005 г. Министерством внутренних дел Республики Бурятия ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий.
01 июня 2003 г. распоряжением Бичурской районной Администрации Бичурского района Республики Бурятия № 16 ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных как ветеран боевых действий в Чеченской Республике на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Приказом Министерства социальной защиты населения № ... от 01.11.2018 г. истец исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку на момент постановки истца на очередь у него отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что действия Министерства социальной защиты населения РБ по исключению истца из Единого списка в связи с отсутствием удостоверения ветерана боевых действий нельзя признать законными и обоснованными, поскольку для реализации права у истца на обеспечение жильем за счет федерального бюджета имеются все основания: истец относится к числу ветеранов боевых действий и принимал непосредственное участие в контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец неправомерно исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», поскольку удостоверение ветерана боевых действий, выданное истцу 21 февраля 2005 г. Министерством внутренних дел Республики Бурятия, до настоящего времени не признано недействительным.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" именно удостоверение ветерана боевых действий дает право гражданину на реализацию мер социальной поддержки ветеранов.
То обстоятельство, что истец получил удостоверение ветерана боевых действий после 01.01.2005 г., не являлось основанием для исключения истца из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», тем более, что право истца как ветерана боевых действий на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета за участие в выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 2001 г. по 2002 г., вставшего на учет до 01.01.2005 г., подтверждено удостоверением, выданным 21 февраля 2005 г.
Соответственно, оснований для исключения истца из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, у Министерства социальной защиты населения РБ отсутствовало.
Не предъявление истцом удостоверения ветерана боевых действий являлось основанием не ставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в июне 2003 г., либо снять его с учета до момента выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, то есть до 21 февраля 2005 г.
После указанной даты право истца состоять на учете в целях обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено удостоверением ветерана боевых действий.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, по доводам жалобы, не имеется.
Доводы жалобы о том, что социальная выплата должна производиться в соответствии с установленным Порядком перечисления средств федерального бюджета в бюджет субъектов РФ, то есть в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период, подлежат отклонению, поскольку данный вопрос не являлся предметом судебного рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
ФИО8