Судья Панферова Д.А. Дело № 33-17430/2021 50RS0048-01-2020-009597-73 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А., судей Мизюлина Е.В., Мусаева М.А., при помощнике судьи Иванове Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2021 года апелляционную жалобу ФИО1, Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству социального развития <данные изъяты> об оспаривании действий, о признании отказа незаконным, назначении выплат, заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В., объяснения истца, представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты>, просила признать незаконными решения Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> и от <данные изъяты> об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, обязать назначить пособие с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. Д.С., <данные изъяты> года рождения, на Д. И.С., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты> до <данные изъяты>; обязать назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трёх лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., <данные изъяты> года рождения; обязать назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>. В обоснование иска указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, которые совместно с ней проживают на территории <данные изъяты> в <данные изъяты>. Истец обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения с заявлениями о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Рассмотрев заявления и документы, предоставленные к нему ответчиком были приняты решения от <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в связи отсутствием у истца и её детей регистрации по месту жительства в <данные изъяты>. Также, <данные изъяты> и <данные изъяты> истице отказано в предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, мкр. Фирсановка, <данные изъяты> им. Артема <данные изъяты> за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трёх лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., <данные изъяты> года рождения. С решениями Министерства истица не согласна. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На Министерство социального развития <данные изъяты> возложена обязанность предоставить ФИО1 меры социальной поддержки по заявлению о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО2, ФИО3. Исковое заявление в части заявленных требований о признании решений от <данные изъяты>, <данные изъяты> незаконными, обязании назначить выплату с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. Д.С., с <данные изъяты> на Д. И.С., обязании назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., обязании назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – оставлено без удовлетворения. С апелляционными жалобами обратились истица и представитель ответчика. Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Министерство социального развития <данные изъяты> назначить выплату с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. Д.С., с <данные изъяты> на Д. И.С., обязании назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., обязании назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Судом установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, <данные изъяты> года рождения; ФИО3, <данные изъяты> года рождения; ФИО4, <данные изъяты> года рождения. В соответствии с договором найма служебного жилого помещения №ФО-25/357 от <данные изъяты> и дополнительного соглашения к договору найма служебного помещения от <данные изъяты> является нанимателем жилого помещения по адресу: МО, <данные изъяты>, мкр. Фирсановка, <данные изъяты> им. Артема (ФИО5), <данные изъяты>. Вместе с истцом проживают ее несовершеннолетние дети. Согласно свидетельствам о регистрации истец и её несовершеннолетние дети зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания сроком до <данные изъяты>. Истец обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения с заявлениями о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Рассмотрев заявления и документы, предоставленные к нему ответчиком были приняты решения <данные изъяты> от <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в связи отсутствием у истца и её детей регистрации по месту жительства в <данные изъяты>. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., обязании назначить выплату в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что решением Химкинского городского суда от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> установлено, что не заявлялись требования о признании незаконными решений Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> № г. 15757 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг и от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет на Д. К.С., в связи с чем, поскольку указанные решения Министерства не были признаны незаконными, обязанность предоставить вышеуказанные меры социальной поддержки у Министерства социального развития <данные изъяты> возникла по вступлению решения Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в законную силу, то есть <данные изъяты>. Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. В соответствии со ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям. Согласно абз.2 указанной статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Правительства МО от <данные изъяты> N 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>». Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 2). Согласно п. 3 указанного Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определено, что компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития <данные изъяты> по месту жительства получателя в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>. В соответствии с законом <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет. В соответствии с п.2 указанных Правил в целях обеспечения полноценным питанием в январе 2020 года беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет граждане, имеющие по состоянию на <данные изъяты> право на обеспечение полноценным питанием, сохраняющие это право после <данные изъяты>, могут подать заявление о назначении указанных выплат с <данные изъяты>. Как следует из материалов дела, истица является многодетной матерью, ей выдано соответствующее удостоверение (л.д. 25). Согласно свидетельства о расторжении брака между Д. С.А. и ФИО1 брак прекращен (л.д.24). Истица и все члены её семьи (дети) проживают в служебной квартире по адресу: <данные изъяты>, мкр. Фирсановка, <данные изъяты> им. Артема <данные изъяты>, о чем представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания (л.д.16, 17). Решением Химкинского городского суда от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты>, на Министерство социального развития <данные изъяты> возложена обязанность, в том числе, предоставить истице меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет на ФИО4, <данные изъяты> рода рождения, а также возложена обязанность предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг. Указанным судебными постановлениями установлено, что истица обращалась с январе 2020 года в Министерство социального развития за вышеуказанными мерами социальной поддержки. <данные изъяты> решением Химкинского управления социальной защиты истице отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием до трех лет на Д. К.С., в связи с отсутствием у заявителя и ребенка регистрации по месту жительства в <данные изъяты>. Также решением от <данные изъяты> Химкинского управления социальной защиты истице отказано в предоставлении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, в связи с несоответствием категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение. Также указанными судебными постановлениями сделан вывод, что поскольку установлено, что все члены семьи истицы фактически проживают на территории <данные изъяты>, то они имеют право на вышеуказанные меры социальной поддержки. Вместе с тем, поскольку в судебных постановлениях не указано, с какой конкретной даты на ответчика возложена обязанность предоставить перечисленные меры социальной поддержки, то они были предоставлены ответчиком на питание ФИО4 с <данные изъяты>, а компенсация по оплате жилого помещения с <данные изъяты>. Согласно п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства МО от <данные изъяты><данные изъяты>, компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами. Судебная коллегия считает неправильным по данному делу вывод суда первой инстанции о том, что обязанность предоставить вышеуказанные меры социальной поддержки у Министерства социального развития <данные изъяты> возникла по вступлению решения Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в законную силу, поскольку как установлено по материалам дела истица обратилась за указанными выплатами в январе 2020 года, также установлено, что истец и члены семьи фактически проживают на территории <данные изъяты> и имеют право на меры социальной поддержки, тем самым, право на получение указанных выплат должно возникнуть с <данные изъяты>, независимо о того, что истица не оспаривала решения Министерства социального развития от <данные изъяты> и от <данные изъяты> об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по ранее рассмотренному делу. С учетом изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. К.С., обязании назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в отменной части принимает новое решение об удовлетворении иска в данной части. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании Министерство социального развития <данные изъяты> назначить выплату с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. Д.С., с <данные изъяты> на Д. И.С., суд первой инстанции исходил из того, факт постоянного проживания истца и несовершеннолетних детей установлен только настоящим решением суда, в связи с чем, данные выплаты могут быть назначены со вступления его в законную силу. Судебная коллегия считает выводы суда в данной части неправильными, исходя из следующего. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <данные изъяты>» регулирует отношения, связанные с предоставлением в <данные изъяты> ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Согласно ст. 2 Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <данные изъяты>. В соответствии со ст. 3 Закона, право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий место жительства в <данные изъяты>, на ребенка, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в <данные изъяты>, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты> на душу населения за 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Постановлением <данные изъяты><данные изъяты> от 31.03.2020г. утвержден Порядок и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Согласно п. 5 Порядка, ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее <данные изъяты>, до достижения ребенком возраста 8 лет. Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее <данные изъяты> Согласно п.30 Порядка решение об отказе в назначении ЕДВ на ребенка принимается в случае получения сведений об отсутствии у заявителя и (или) у ребенка (детей), на которого назначается ЕДВ на ребенка, места жительства в <данные изъяты>. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета. Как следует из материалов дела, рассмотрев заявления и документы, предоставленные ответчику, им были приняты решения <данные изъяты> от <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в связи отсутствием у истца и её детей регистрации по месту жительства в <данные изъяты>. Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку материалами дела подтверждается, что истец с семьей фактически проживает по договору служебного найма в квартире по адресу: <данные изъяты>, мкр. Фирсановка, <данные изъяты> им. Артема <данные изъяты>, а также установлено, что истица с соответствующими заявлениями обратилась в 2020 году, то вышеуказанные меры социальной поддержки, в Порядке, утвержденным Постановлением <данные изъяты><данные изъяты> от 31.03.2020г., должны быть получены истицей с <данные изъяты>. С учетом изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда также в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Министерство социального развития <данные изъяты> назначить выплату с <данные изъяты> по <данные изъяты> на Д. Д.С., с <данные изъяты> на Д. И.С., в отмененной части принимает новое решение об удовлетворении исковых требований. Соглашаясь с решением суда первой инстанции об отказе в признании незаконными решений ответчика от <данные изъяты> и от <данные изъяты>, судебная коллегия исходит из следующего. Министерство социального развития <данные изъяты>, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком утвержденным Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории <данные изъяты> родителя и ребенка на которого назначение ЕДВ. Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду. Статьей 2 Закона РФ от <данные изъяты> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны следующие понятия: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина; Тем самым, законом разграничены понятия места жительства и места пребывания. Как следует из материалов дела, истец в июне и октябре 2020 года обращалась с соответствующими заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки, приложив, в том числе, свидетельства регистрации по месту пребывания членов семьи истицы. Тем самым, ответчик, отказывая в предоставлении вышеуказанной денежной выплаты, как орган исполнительной власти, действовал в соответствии вышеперечисленными правовыми актами, установив, что истицей не представлены документы, подтверждающие место жительства в Московской области, что было в дальнейшем установлено в ходе рассмотрения дела. В связи с чем, отказы в назначении выплат ответчиком приняты правильно. Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истица и члены её семьи фактически проживают в Московской области, то судебная коллегия сделала вывод, что истица имеет право на заявленные ею меры социальной поддержки. Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Химкинского городского суда Московской области от 01 марта 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Министерство социального развития <данные изъяты> назначить выплату с 01 января 2020 года по 19 мая 2020 года на Д. Д.С., с 01 января 2020 года на Д. И.С., обязании назначить выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с 01 января 2020 года по 31 августа 2020 года на Д. К.С., обязании назначить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2020 года по 30 сентября 2020 года. В отменной части принять новое решение. Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО2 с 01 января 2020 года по 19 мая 2020 года и на ФИО3 с 01 января 2020 года, назначить выплату на ФИО4 на обеспечение полноценным питанием с 01 января 2020 года по 31 августа 2020 года, назначить ФИО1 компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, мкр. Фирсановка, <данные изъяты> им. Артема <данные изъяты> за период с 01 января 2020 года по 30 сентября 2020 года. В остальной части решение суда оставить без изменения. Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично. Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – оставить без удовлетворения. Председательствующий Судьи |