ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1743/2014 от 13.05.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Артамонова Т.А. Дело № 33-1743/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 13 мая 2014 года г.Смоленск

 Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

 председательствующего – Шитиковой Т.М.,

 судей – Федоришина А.С., Никоненко Т.П.,

 с участием прокурора Накцевой И.С.,

 при секретаре Савченковой Н.М.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Смоленского района Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения прокурора Накцевой И.С., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия

установила:

 Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «ПБ Дорпроект» о признании недействительной проектной документации на объект - «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке км ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия» на территории Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ввиду того, что строительство этого стационарного пункта весового контроля (СПВК) на основании данного проекта повлечет нарушение прав жителей деревни Цыбульники Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на благоприятную окружающую среду, создает угрозу наступления негативных последствий в этой сфере.

 В частности, согласно указанной документации проектируемый объект расположен вне населенных пунктов, в границах съемки отсутствует жилая застройка, от границ участка проектирования до ближайшей жилой застройки расстояние более 400 метров. Однако в ходе прокурорской проверки по обращениям жителей д. Цыбульники установлено, что в настоящее время расстояние от края дорожного полотна автомобильной дороги до границы ближайшего из участков по ул. Восточной в д. Цыбульники, составляет 98 метров, после устройства СПВК данное расстояние сократится до 58 метров. В проектной документации не предусмотрено проведение мониторинговых наблюдений в районе строительства, так как площадка строительства находится в незастроенном квартале и в удалении от капитальных строений, что не соответствует действительности. При проведении расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, шумового воздействия в период эксплуатации СПВК использованы сведения о ближайшей жилой застройке по состоянию на 1992 год, хотя в период с 2000 года по 2012 год на территории д. Цыбульники предоставлено 130 участков для индивидуального жилищного строительства. Строительство объекта предполагает вырубку 3 911 шт. деревьев, попадающих в полосу отвода строительства СПВК, которые являются защитной полосой д. Цыбульники, а защитные экраны в случае их вырубки не предусмотрены.

 Таким образом, фактическая граница селитебной территории д. Цыбульники не учтена ответчиком при разработке проектной документации и проведении проектно-изыскательских работ, жители этой деревни на публичных слушаниях 28.10.2012 выступили против строительства СПВК. Использовав несоответствующие действительности сведения, ответчик ввел в заблуждение филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России», который выдал на указанный проект положительное заключение государственной экспертизы ... (иск в последней редакции от 32.12.2013, принятый судом определением от 16.01.2014 - л.д.38-45 т.3).

 В судебном заседании помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Солдатова Н.А. заявленное требование поддержала.

 Представитель ответчика ООО «ПБ Дорпроект» Савенков П.В. иск не признал, указав, что выбор земельного участка для размещения СПВК произведен по заявке ООО «ПБ Дорпроект» органом местного самоуправления Администрацией МО «Смоленский район» и согласован комиссионно, с участием, в том числе, Главы МО «Пригорское сельское поселение»; о предполагаемом месте размещения объекта проинформировано местное население через средства массовой информации за четыре месяца до утверждения акта выбора. Инженерные изыскания на местности производились субподрядчиком ООО «ПБ Дорпроект» - ООО «Ремстройзыскания» в июле-августе 2011 года на расстоянии 80 метров от дорожного полотна, хотя по действующим нормативам необходимо их проводить на расстоянии 50 метров, при этом не выявлено строений с утвержденной градостроительной документацией и состоящих на кадастровом учете, а также зафиксированных на местности границ земельных участков. Проектная документация СПВК предполагает размещение данного объекта в границах придорожной полосы, что предусмотрено действующим законодательством, поскольку СПВК является элементом обустройства автомобильной дороги. Произведенные в проекте расчетные данные по оценке воздействия объекта на атмосферный воздух в период его непосредственной эксплуатации свидетельствуют о том, что уровень загрязнения является незначительным и не приведет к ухудшению экологической обстановки в районе его размещения, при том, что размещение СПВК никак не влияет на увеличение автомобильного потока на автодороге Р-120. Аналогичные выводы отражены в проектной документации и в расчетах по оценке шумового воздействия СПВК. Вырубка деревьев при строительстве объекта предусмотрена также в границах придорожной полосы. Проведенные 28.10.2012 по инициативе жителей д. Цыбульники публичные слушания по вопросу размещения СПВК носят рекомендательный характер, при этом у участников отсутствовала полная информация о проектируемом объекте. Законом не предусмотрена возможность обжалования проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

 Представитель третьего лица - ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск Алексеев В.П. пояснил, что оспариваемая проектная документация выполнена в рамках федеральной целевой программы «развитие транспортной системы России» (2010-2013 г.г.) и подпрограммы «Автомобильные дороги» в редакции постановления Правительства РФ от 12.1.0.2010 № 828, ее финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, стоимость проекта составила 17 млн. рублей. Выполненные ООО «ПБ Дорпроект» подрядные работы по разработке проектной документации на объект СПВК, включающие в себя, в том числе, получение положительного заключения государственной экспертизы, приняты заказчиком ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск в установленные договором сроки. На следующих этапах планируется проведение конкурса по выбору подрядчика для строительства объекта и заключения с ним государственного контракта.

 Представитель третьего лица - ФАУ «Главгосэкспертиза» в представленном отзыве на иск возражал против удовлетворения иска, поскольку оспариваемая проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют заданию на проектирование, требованиям действующего законодательства.

 Представитель третьего лица - Администрации МО «Смоленский район» Голикова Н.А. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на законность проектной документации на объект СПВК, прошедшей государственную экспертизу, а также на то, что объект расположен в придорожной полосе, предусматривающей ее использование в таких целях, предварительные инженерные изыскания подрядчиком на местности производились и доказательств ухудшения экологической обстановки в связи с нахождением рядом селитебной территории истцом не представлено.

 Представитель третьего лица -Администрации МО «Пригорское сельское поселение» в судебное заседание не явился, спор рассмотрен судом без его участия.

 Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 27.02.2014 в удовлетворении иска отказано.

 В апелляционном представлении помощник прокурора Смоленского района Смоленской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

 Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

 Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

 Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

 Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на основании части 7 статьи 51 ГрК РФ в обязательном порядке прилагается к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

 Из материалов дела усматривается, что в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) в редакции постановления Правительства Российской федерации от 12.10.2010 № 828 и согласно заданию ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск на разработку проектной документации постановлением Администрации МО «Смоленский район» от 29.03.2012 № 733 предварительно согласовано место размещения объекта «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке км ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия» на территории Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и утвержден акт выбора земельного участка от 16.12.2011 № 93.

 Постановлением Администрации МО «Смоленский район» от 22.05.2012 утвержден градостроительный план земельного участка № под строительство объекта «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке км ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия» на территории Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. В данный план внесен каталог координат земельного участка № 1 на ... и земельного участка № 2 на км ..., где проектируется размещение СПВК. Чертеж градостроительного плана разработан ООО «БП Дорпроект». Спорный земельный участок СПВК в районе д. Цыбульники указан в данном градостроительном плане как земельный участок № 1 на ....

 На основании государственного контракта № от 15.06.2011 между ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» (заказчик) и ООО «ПБ Дорпроект» (исполнитель), а также задания № 6 от 29.03.2011 на разработку проектной документации, ООО «БП Дорпроект» разработан проект объекта «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство стационарного пункта весового контроля на км ... автодороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия, Смоленская область», включающий в себя участок «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия».

 04.09.2012 Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза» на основании договора № выдано положительное заключение государственной экспертизы №) на проектную документацию и результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства СПВК на км ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия, Смоленская область, Смоленский район, Пригорское сельское поселение, объект государственной экспертизы - проектная документация «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство СПВК на км 357+000 автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия, Смоленская область.

 Согласно выводам, содержащимся в этом положительном заключении, названная проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, в том числе, санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, соответствует результатам инженерных изысканий и требованиям задания на проектировку.

 Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемая проектная документация на объект - «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке ... автомобильной дороги Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с Республикой Белоруссия» на территории Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, получившая положительное заключение государственной экспертизы, не является документом, который несет властные полномочия, порождающие правовые последствия для неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд, их права и интересы не нарушает, а также не входит в состав документов, являющихся основанием для возникновения, изменения, прекращения каких-либо прав третьих лиц; возможность обжалования проектной документации при наличии положительного заключения государственной экспертизы в отношении него законом не предусмотрена.

 Согласно проектной документации объект СПВК на территории Пригорского сельского поселения размещен в соответствии с не отмененным постановлением № 93 от 16.12.2011 Администрации МО «Смоленский район» об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта ФКУ Упрдор Москва - Бобруйск «Строительство стационарного пункта весового контроля на участке ... автомобильной дороги Р-120 Орёл - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия».

 Доводы апелляционного представления не опровергают выводы суда и основаны лишь на предположениях о возможных неблагоприятных последствиях после строительства и эксплуатации спорного объекта СПВК на территории Пригорского сельского поселения, строительство которого до настоящего времени не начато и конкурс по выбору подрядчика для строительства объекта не проведен и соответствующий государственный контракт с ним не заключен.

 Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену правильного по существу решения суда, по делу не усматривается, поэтому нет оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены оспариваемого судебного акта.

 Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

 решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2014 года - оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Смоленского района Смоленской области – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: