ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1744/2016 от 20.04.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1744-2016

судья Сенотрусова Т.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.

судей краевого суда Доржиевой Б.В., Казакевич Ю.А.

при секретаре Геласимовой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 20 апреля 2016 года гражданское дело по иску Дементьевой М. В. к МБОУ «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,

по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебряковой А.Ю.

на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 02 февраля 2016 года, которым постановлено исковые требования Дементьевой М. В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» в пользу Дементьевой М. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме 3.605 (три тысячи шестьсот пять) руб.

Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» истцу Дементьевой М.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 3.605 (три тысячи шестьсот пять) руб., в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа».

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

Заслушав доклад судьи суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» сторожем с <Дата>. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает её трудовые права и не соответствует российскому трудовому законодательству. Просила взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме 6.582,36 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В силу ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю. просит решение отменить в части возложения на ответчика обязанности финансирования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты истице не начисленной и невыплаченной заработной платы. Ссылается на то, что в соответствии с утвержденным порядком Министерство образования перечисляет деньги бюджету муниципального района, администрация муниципального района распределяет и перечисляет данные средства между конкретными получателями в лице муниципальных образовательных учреждений. Министерство не имеет возможности профинансировать выплату конкретным физическим лицам, либо конкретному муниципальному учреждению.

В судебное заседание не явились участники процесса: истец Дементьева М.В., директор МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» Попова О.С. просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Администрация муниципального района «Тунгокоченский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края своих представителей не направили, не просили об отложении, не заявили об уважительности причин неявки. Изложенное позволило судебной коллегии рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» сторожем, ее заработная плата состоит из должностного оклада, районного коэффициента – 50% и северной надбавки - 50%. При этом размер её заработной платы составлял менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.129, 133, 133.1, главу 50 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»), исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных норм и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.

Положения трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Определяя систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 315-317 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцу в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.

Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, судебной коллегией не может быть принят, исходя из следующего.

Возлагая обязанность по финансированию расходов муниципального образовательного учреждения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм ст.8 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами <адрес> (Постановление Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года №123 «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края»).

При этом ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2014 года №718 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» не может быть принята, поскольку названный нормативный акт не освобождает Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от обязанности в пределах предоставленных ему полномочий осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников образовательных муниципальных учреждений.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод жалобы о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретному муниципальному учреждению, исходя из следующего.

В соответствии с нормами упомянутого выше Постановления Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2014 года №718 субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, а не конкретным учреждениям образования (п.3 указанного постановления).

В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Субвенции местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Согласно п.1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22) - в данном случае Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.

Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты Дементьевой М.В. заработной платы подлежит изменению в связи с нарушением норм материального права в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.

На Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность профинансировать денежными средствами выплату истцу Дементьевой М.В. заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 02 февраля 2016 года в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края изменить.

Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами выплату заработной платы истцу Дементьевой М. В. в случае недостаточности у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебряковой А.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи