ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17456/18 от 25.10.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Мищенко П.Н. дело № 33-17456/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2018 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Светличной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения об отказе в выплатах, обязании произвести выплаты, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2018 года. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения об отказе в выплатах, обязании произвести выплаты, указав в обоснование требований, что является многодетной матерью. 06.02.2018г. ФИО1 обратилась через МФЦ Советского района с заявлением в МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» о назначении ежемесячной денежной компенсации на третьего ребенка – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предусмотренной ст. 12 Областного закона от 22.06.2012г. №882‑ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области» (далее – Областной закон от 22.06.2012г. №882-ЗС), приложив необходимый пакет документов. Уведомлением ответчика от 26.02.2018г. истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации на третьего ребенка, по мотивам отсутствия книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя у супруга.

Полагая, что данный отказ нарушает ее права, основание отказа не соответствует действующему законодательству, истец просила суд: признать незаконным решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка в соответствии с Областным законом от 22.06.2012г. №882-ЗС за период с августа 2017г. по январь 2018г. включительно, обязать МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону назначить ей ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка со дня обращения 06.02.2018г. и выплатить до момента вынесения решения суда, взыскать с ответчика в ее пользу денежную выплату на третьего ребенка за период с августа 2017г. по январь 2018г. включительно.

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 июля 2018г. ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

Апеллянт в жалобе указывает, что книга учета доходов и расходов у ее супруга индивидуального предпринимателя отсутствует, так как при осуществлении своей предпринимательской деятельности им уплачивается единый налог на вмененный доход. При таком виде налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством в качестве подтверждения доходов представляется налоговая декларация, что и было сделано истцом. Обязанности по ведению книги учета доходов и расходов, для лиц, пользующихся данным видом налогообложения, законодательством не предусмотрено. Указанный документ не входит в перечень необходимых документов, основание отказа ответчика не соответствует положениям Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО1 и представителя МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону», извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении к ответчику, ФИО1 представила не полный пакет документов, в реализации ее права ответчиком не было отказано, вследствие чего она не лишена возможности, собрав полный пакет документов вновь обратиться за назначением ежемесячной денежной компенсации на третьего ребенка.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01.07.2012г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Частью 1 ст.8 Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС, принятого в целях реализации положений данного Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №606, предусмотрено, что право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей на третьего рожденного ребенка или последующих рожденных детей, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Ростовской области совместно со всеми рожденными детьми, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 настоящей части, в семьях, среднедушевой доход которых ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Ростовской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой.

По смыслу ст.10 данного Областного закона ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается со дня рождения ребенка до достижения им трехлетнего возраста. При этом со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается со дня рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. При обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка она назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до дня, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами. В этом случае ежемесячная денежная выплата производится в размере, установленном на соответствующий период (ч.1 ст.10 Областного закона).

В соответствии с ч.4 ст. 12 указанного Областного закона для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданином предоставляются следующие документы: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации; свидетельства о рождении всех детей; свидетельство о смерти (свидетельства о смерти) в случае смерти предыдущего ребенка (предыдущих детей); свидетельство о браке (о расторжении брака) в случае несоответствия фамилии заявителя и ребенка (детей), а в случае, если за усыновленным ребенком сохранены его имя, отчество и фамилия, - решение суда об усыновлении ребенка; документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Из материалов дела следует, что 06.02.2018г. ФИО1 обратилась через МФЦ Советского района с заявлением в МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» о назначении ежемесячной денежной компенсации на третьего ребенка – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предусмотренной ст. 12 Областного закона от 22.06.2012г. №882‑ЗС, приложив необходимый пакет документов.

Решением начальника ОПСМиД МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» от 26.02.2018г. истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации на третьего ребенка, ввиду отсутствия книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. Об отсутствии у ФИО1 права на получение государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей», поскольку отсутствует книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, ФИО1 26.02.2018г. направлено уведомление (л.д. 9).

Указанное решение начальника ОПСМиД МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» от 26.02.2018г., принятое в соответствии с предоставленными ему п.6 ст.12 Областного закона от 22.06.2012г. № 882‑ЗС полномочиями, нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушением требований федерального и регионального законодательства, содержащего исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с ч.5 ст. 8 Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС ежемесячная денежная выплата не назначается, а ранее назначенная ежемесячная денежная выплата прекращается, если:

1) среднедушевой доход семьи превышает величину среднедушевого денежного дохода населения по Ростовской области, установленную Правительством Ростовской области;

2) третий ребенок или последующие дети находятся на полном государственном обеспечении или умер (умерли);

3) гражданин, претендующий на назначение ежемесячной денежной выплаты, или получатель ежемесячной денежной выплаты лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах;

4) в отношении гражданина, претендующего на назначение ежемесячной денежной выплаты, или получателя ежемесячной денежной выплаты отменено усыновление ребенка.

Подразделом 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей», утвержденного Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 06.09.2017г. №41 (далее – Административного регламента предоставления государственной услуги), также установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, согласно которому установлены следующие основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

отсутствие права у заявителя на получение ЕДВ в соответствии с подразделом 2 раздела I административного регламента;

случаи, когда среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;

несоответствие документов, представленных заявителем требованиям, указанным в пункте 6.11 подраздела 6 настоящего раздела;

нахождение третьего ребенка или последующих детей на полном государственном обеспечении либо их смерть;

лишение родительских прав либо ограничение в родительских правах граждан, претендующих на назначение ЕДВ или получающих ЕДВ;

предоставление заявителем неполного пакета документов;

случаи, когда заявителю назначена и выплачивается государственная услуга в соответствии со статьей 12 Областного закона от 22.10.2004г. №165‑ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;

отсутствие сведений и документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7.1 подраздела 7 настоящего раздела;

случаи, если в отношении гражданина, претендующего на назначение ЕДВ, или получателя ЕДВ отменено усыновление ребенка.

Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на ЕПГУ и официальном сайте минтруда области.

Как следует из уведомления ответчика от 26.02.2018г. ФИО1 сообщено об отсутствии у неё права на получение государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей», поскольку отсутствует книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. При этом ни одно из перечисленных в Областном законе или Административном регламенте оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты или отказа в предоставлении государственной услуги в уведомлении ответчика не указано, в связи с чем данное решение ответчика не может быть признано соответствующим закону.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что мотив отказа – отсутствие документа, подтверждающего доходы семьи за январь 2018 года. Однако данный вывод суда опровергается текстом уведомления ответчика, направленного 26.02.2018г. ФИО1, в котором отсутствует указание на предоставление заявителем неполного пакета документов (такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрено подразделом 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги).

Как следует из буквального толкования оспариваемого решения, ответчик указал, что у ФИО1 отсутствует право на получение государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей», поскольку отсутствует книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, а не предоставление заявителем неполного пакета документов - отсутствие документа, подтверждающего доходы семьи за январь 2018 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика от 26.02.2018г. об отказе в выплате не соответствует требованиям ч.5 ст. 8 Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС, подразделу 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги и нарушает права ФИО1 на своевременное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на третьего рожденного ребенка.

При этом судебная коллегия учитывает отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих доводы ответчика и выводы суда первой инстанции о том, что ФИО1 не отказали в выплате, а предложили предоставить дополнительно документы, которые требуются законом.

Кроме того, данные выводы суда противоречат нормам материального права, поскольку в соответствии с подразделом 3 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги результатом предоставления гражданам государственной услуги является принятие решения о назначении ЕДВ и перечисление денежных средств на счета заявителей в кредитные организации либо в организацию федеральной почтовой связи или мотивированный отказ в предоставлении услуги. Иных результатов предоставления гражданам государственной услуги Административным регламентом предоставления государственной услуги не предусмотрено.

При этом согласно подразделу 4 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами. По заявлению ФИО1, зарегистрированному 06.02.2018г., решение о назначении ЕДВ или мотивированном отказе должно было быть принято не позднее 20.02.2018г.

Таким образом, решение начальника ОПСМиД МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» от 26.02.2018г. является отказом в предоставлении государственной услуги, которое принято ответчиком с нарушением срока и при отсутствии предусмотренных законом оснований.

Частью 4 ст.8 Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС, предусмотрено, что учет доходов семьи и исчисление среднедушевого дохода семьи при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2012г. №1159 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей, установлении величины среднедушевого дохода населения для определения права на ее получение, а также порядке учета доходов семьи и исчисления среднедушевого дохода семьи», утверждено «Положение о порядке учета доходов семьи и исчисления среднедушевого дохода семьи для определения права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», пунктом 16 которого установлено, что доходы семьи подтверждаются документами, содержащими сведения за 3 месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

Из материалов дела следует, что обращаясь с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, ФИО1 06.02.2018г. были представлены все необходимые документы, в том числе – о доходах супруга ФИО15 - налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2017г., в которой указан доход за три последних месяца 2017 года в сумме 32364 руб. (по 10788 руб. ежемесячно) (л.д.20-22).

Поскольку заявление ФИО1 подано не в январе 2018 года, а 06.02.2018г., в силу п.16 Положения о порядке учета доходов семьи и исчисления среднедушевого дохода семьи для определения права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утв. постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2012г. №1159, ответчик был вправе запросить у заявителя сведения о доходах супруга за январь 2018г. Однако, в нарушение подраздела 3 раздела I Административного регламента предоставления государственной услуги, этого сделано не было, ответчиком не было разъяснено ФИО1 о необходимости представить дополнительно документы, подтверждающие доход семьи за январь 2018 г.

В нарушение подраздела 3 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги, заявителю без какой-либо ссылки на нормы Областного закона от 22.06.2012г. №882-ЗС, Административного регламента предоставления государственной услуги или иного нормативного акта было указано на отсутствие у неё права на получение ежемесячной денежной выплаты ввиду отсутствия книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, указанное требование ответчика о необходимости представления ФИО1 такого документа не основано на нормах закона, поскольку из представленных истицей документов следовало, что её супруг ФИО3 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность и уплачивающим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей – плательщиков ЕНВД вести учет доходов, не предусмотрена обязанность по ведению книги учета доходов и расходов.

Мера социальной поддержки семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде предоставления ЕДВ назначается и выплачивается по выбору гражданина либо по Областному закону от 22.06.2012г. № 882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области» либо в соответствии со статьей 12 Областного закона от 22.10.2004г. № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области».

В данном случае ФИО1 06.02.2018г. подано заявление о назначении ЕДВ на основании Областного закона от 22.06.2012г. № 882-ЗС.

ЕДВ предоставляется семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Ростовской области, установленную Правительством Ростовской области в соответствии с Областным законом от 07.12.1998г. №17-ЗС «О прожиточном минимуме в Ростовской области», и осуществляется ОСЗН по месту их жительства (пребывания) на территории Ростовской области.

Исчисление среднедушевого дохода для предоставления ежемесячных денежных выплат производится в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 29.12.2012г. № 1159 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей, установлении величины среднедушевого денежного дохода населения для определения права на ее получение, а также порядке учета доходов семьи и исчисления среднедушевого дохода семьи».

Исчисление среднедушевого дохода граждан (семьи) производится ОСЗН на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи.

В соответствии с Областным законом от 07.12.1998г. № 17-ЗС «О прожиточном минимуме в Ростовской области» Постановлением Правительства Ростовской области от 08.02.2018г. №51 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за IV квартал 2017 года установлена по представлению министерства труда и социального развития Ростовской области величина прожиточного минимума в Ростовской области за IV квартал 2017 г. в расчете на душу населения - 9262 рубля.

Как следует из материалов дела, на состав семьи заявителя – 5 человек доход единственного работающего члена семьи - ФИО21 составляет в месяц не более 11208 рублей (ноябрь 2017г. – 10788 руб., декабрь 2018г. – 10788 руб., январь 2018г. -11208 руб.), что свидетельствует о том, что среднедушевой доход семьи не превышает установленной величины прожиточного минимума в Ростовской области даже при наличии у семьи иных социальных выплат.

С учетом представленных документов ФИО1 относится к категории малоимущих лиц, а поэтому не представление ею сведений о доходах супруга за январь 2018г., вызванное объективными причинами, при наличии иных данных полагать о том, что среднедушевой доход семьи истца ниже среднедушевого дохода населения, сложившегося за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой, не является основанием к лишению её государственной поддержки в виде дополнительных мер социальной поддержки.

Согласно свидетельствам о рождении ФИО20 родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д. 12), ФИО22 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 11), ФИО23 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д. 10). Копиями паспортов ФИО24. и ФИО1, справкой о регистрации, выданной МКУ «Управление благоустройства Советского района» Администрации Советского района г.Ростова-на-Дону от 29.01.2018г., подтверждено, что супруги ФИО4 с детьми зарегистрированы по адресу: г.Ростов-на-Дону, Советский район, Байкальская, 109 (л.д.13-18).

Установив совокупность обстоятельств, дающих основание для назначения ежемесячной денежной выплаты ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка в соответствии с Областным законом от 22.06.2012г. №882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области».

Поскольку ФИО1 обратилась 06.02.2018г. за назначением ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, родившегося 06.03.2017г., а при обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка она назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до дня, в котором подано заявление о назначении ЕДВ со всеми необходимыми документами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на получение ЕДВ у истицы возникло с 06.08.2017г.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение начальника ОПСМиД МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» от 26.02.2018г. об отсутствии у ФИО1 права на получение государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей».

Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка в соответствии с Областным законом от 22.06.2012г. №882-ЗС «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области» с 06.08.2017г.

В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 01.11.2018г.