ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17483/17 от 25.10.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Рыков Д.Ю. дело № 33-17483/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 25 октября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Жабиной Н.А.,

судей Горковенко В.А. и Волковой И.А.,

при секретаре Лапиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского транспортного прокурора к автономной некоммерческой организации «Авиационно-технический спортивный клуб «Ястреб» о наложении запрета заниматься определенным видом деятельности

по апелляционному представлению и дополнению к нему Волгоградского транспортного прокурора

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 07 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении требований исполняющему обязанности Волгоградского транспортного прокурора к АНО АТСК «Ястреб» о запрете деятельности по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствии предусмотренной законом лицензии, о запрете проведения десантирования парашютистов при отсутствии в штате АНО АТСК «Ястреб» авиационного персонала.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Горковенко В.А., выслушав пояснения прокурора Сугак Л.И., поддержавшей доводы апелляционного представления и дополнения к нему, пояснения представителей АНО АТСК «Ястреб» Телешевой Е.В. и Фалалеевой И.И., полагавших, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

исполняющий обязанности Волгоградского транспортного прокурора обратился в суд с иском к АНО АТСК «Ястреб» о наложении запрета заниматься определенным видом деятельности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению ГАУ ВО АСК «Юный ястреб» выявлено, что основными целями АНО АТСК «Ястреб» являются: предоставление услуг в области физкультуры и авиационных видов спорта, их пропаганда и материальное обеспечение; поддержка деятельности государственных органов и их учреждений в области организации и проведения поисково-спасательных работ, профилактики и ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных ситуациях; допризывная подготовка молодежи для службы в Вооруженных силах РФ. При этом АНО АТСК «Ястреб» осуществляет свою деятельность в сфере подготовки парашютистов всех наименований; обучение, для чего АНО АТСК «Ястреб» в своей деятельности использует 1 воздушное судно - самолет АН-2, бортовой номер № <...>, который в соответствии со свидетельством о регистрации гражданского воздушного судна № <...> принадлежит АНО АТСК «Ястреб». В ходе данной проверки установлено, что за период 2016 года в АНО АТСК «Ястреб», согласно представленным журналам учета проведения занятий и по программе подготовки парашютистов, обучено 360 человек. Согласно договорам, заключенным АНО АТСК «Ястреб» с гражданами, оно осуществляло теоретическую и наземную подготовку. По указанным программам в обязанности АНО АТСК «Ястреб» входит проведение курса теоретического обучения, наземная подготовка. За данные оказанные на постоянной основе услуги обучения по теоретической и практической подготовке к парашютным прыжкам в кассу поступали денежные средства граждан в общей сумме 1 810 100 рублей. Волгоградский транспортный прокурор считает, что деятельность АНО АТСК «Ястреб» по осуществлению теоретической и практической подготовки к парашютным прыжкам относится к дополнительным предпрофессиональным программам и подлежит лицензированию. Кроме того, деятельность АНО АТСК «Ястреб», связанная с эксплуатацией воздушного судна, предназначенного для подъема парашютистов в небо с последующим десантированием, предполагает наличие в штате организации авиационного персонала, непосредственно занимающегося выполнением полетов. Отсутствие в штате АНО АТСК «Ястреб» авиационного персонала, по мнению истца, делает деятельность ответчика не отвечающей определенным законом требованиям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил наложить запрет на деятельность по реализации учебных программ по подготовке парашютистов, также просил запретить проведения десантирования парашютистов при отсутствии в штате АНО АТСК «Ястреб» авиационного персонала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении и дополнениях к нему Волгоградский транспортный прокурор оспаривает постановленное судом решение, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении и дополнении к нему, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с уставом АНО АТСК «Ястреб», его основными целями являются: предоставление услуг в области физкультуры и авиационных видов спорта, их пропаганда и материальное обеспечение; поддержка деятельности государственных органов и их учреждений в области организации и проведения поисково-спасательных работ, профилактики и ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных ситуациях; допризывная подготовка молодежи для службы в Вооруженных силах РФ (п. 2.1 Устава). При этом для достижения целей АНО АТСК «Ястреб» осуществляет свою деятельность, в том числе, по подготовке спортсменов-летчиков по авиационным видам спорта (самолетному, вертолетному, планерному), по подготовке парашютистов всех наименований (п. 2.2 Устава).

В соответствии с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности АНО АТСК «Ястреб» за 2016 года, основной вид экономической деятельности является: прочая деятельность в области спорта.

Согласно представленным суду договорам, за период 2016 года ответчиком произведены для 360 человек теоретическое обучение и наземная подготовка в соответствии с утвержденными программами, а также выполнены парашютные прыжки.

Теоретическое обучение, отработка элементов прыжков, выполнение прыжков с парашютом разной сложности, другие темы и упражнения содержатся в программах №№1, 3, 4, 5, утвержденных 10 января 2012 года начальником АНО АТСК «Ястреб» (т.1, л.д.115-119).

По окончанию теоретических и практических занятий, предусмотренных программами, следовал зачет.

Требования о сдаче зачета также предусмотрены договорами, заключенными с парашютистами-любителями (п. 2.6 договора).

Также договорами предусмотрена выдача документа, удостоверяющего выполнение парашютного прыжка.

Каждая программа включает в себя наименование тем, касающихся теоретических и практических знаний, подлежащих изучению, с указанием минимального количества часов на их изучение, а также с указанием минимального количества прыжков. Согласно программе №4, после подготовки по каждой теме предусмотрен зачет.

Данные обстоятельства подтверждаются расписаниями проверки знаний по программам, журналами учета проведения занятий групп по программам №№ 1, 1-2, 2, 3, кассовой книгой АНО АТСК «Ястреб» (т.1, л.д.124-151).

Считая, что АНО АТСК «Ястреб» осуществляет образовательную деятельность без получения лицензии на образовательную деятельность, прокурор обратился с исковыми требованиями о запрете деятельности по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствие предусмотренной законом лицензии.

06 июня 2017 года, после обращения прокурора с настоящим исковым заявлением в суд, приказом начальника АНО АТСК «Ястреб» №40 отменены программа №1, подпрограммы №1-1, №1-2, программа №3, программа №5.

Приказом начальника АНО АТСК «Ястреб» № <...> от 01 августа 2016 года также отменена программа №4.

Разрешая требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не осуществлял подготовку парашютистов, а организацией при составлении организационных документов не правильно была выбрана понятийная основа при наименовании своих услуг.

Однако, с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя при этом из следующего.

В силу пункта 40 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.17 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Закона об образовании, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Как следует из положений части 1 статьи 12 Закона об образовании, содержание образования определяют образовательные программы. В силу части 5 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное.

Таким образом, АНО АТСК «Ястреб», осуществляя обучение слушателей по программам «Ознакомительные прыжки с парашютом», «Общая начальная подготовка парашютистов», «Подготовка парашютистов по методу прогрессивного обучения свободному падению», «Подготовка парашютистов-спортсменов», а также фиксируя в расписании проверки знаний по программам и в журналах учета проведения занятий группы по конкретной программе факт овладения слушателями соответствующими знаниями, умениями, навыками и компетенцией, осуществляет именно образовательную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование, как установлено частью 1 статьи 2 Закона о лицензировании, осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о запрете деятельности по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствие предусмотренной законом лицензии, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом тот факт и доводы представителей ответчика о том, что с 06 июня 2017 года приказом начальника АНО АТСК «Ястреб» № <...> от 06 июня 2017 года введены в действие инструктажи безопасности выполнения прыжка с парашютом, не свидетельствуют что ранее, ответчик не осуществлял образовательную деятельность, а также не осуществляет в настоящее время фактически деятельность по реализации учебных программ.

Судом в настоящее время рассмотрены заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям.

При этом доводы представителей ответчика относительно того, что исковые требования фактически направлены на прекращение законной деятельности АНО АТСК «Ястреб», судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку исковые требования заявлены о прекращении деятельности по реализации учебных программ, в отсутствие предусмотренной законом лицензии. В отношении иной деятельности АНО АТСК «Ястреб» в области спорта исковые требования не заявлялись.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Волгоградского транспортного прокурора к АНО АТСК «Ястреб» о запрете по деятельности по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствие предусмотренной законом лицензии, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований.

Что касается исковых требований о запрете десантирования парашютистов при отсутствии в штате АНО АТСК «Ястреб» авиационного персонала, то судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о необоснованности таких требований.

В силу п. 4 ст. 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов.

Согласно эксплуатационным характеристикам, вес пустого самолета Ан-2 находится в пределах от 3400 - 3690 кг, что позволяет отнести использующийся в АНО АТСК «Ястреб» самолет АН-2 к легким, и соответственно АНО АТСК «Ястреб» не обязано получать свидетельство эксплуатанта и содержать штат включающий в себя пилота или иных лиц летного персонала.

В соответствии с п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128 (далее – ФАП №128), при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться, помимо прочих документов, свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих правил; в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

Согласно п. 11 Правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденных Приказом Минтранса России от 18 июня 2003 года № 147, эксплуатант АОН (заявитель) - юридическое лицо кроме общественного авиационного спортивного объединения, а физическое лицо - в случае необходимости принимает на работу авиационный персонал в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2.4 ФАП № 128, летный экипаж воздушного судна по численности и составу отвечает требованиям, указанным в Руководстве по летной эксплуатации.

В силу п. 2.4.1 ФАП №128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Согласно материалам дела, АНО АТСК «Ястреб» для управления самолетом АН-2 привлекались пилоты ФАН и РАН, имеющие свидетельства пилота коммерческой авиации, прошедших медицинский осмотр.

Таким образом, судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о том, что требования законодательства и безопасности при осуществлении полетов экипажа на основании доверенности от владельца судна, не нарушаются. Командир воздушного судна и второй пилот имели все необходимые документы для производства полетов.

Требования к безопасности полетов, квалификации и обязанностям авиационного персонала устанавливаются федеральным законодательством. Требование о необходимости наличия именно в штате организации - владельца легкого ВС авиационного персонала, действующее законодательство не содержит.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, в апелляционном представлении и дополнениях к нему, не приводится.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 07 июля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Волгоградского транспортного прокурора к автономной некоммерческой организации «Авиационно-технический спортивный клуб «Ястреб» о запрете деятельности по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствие предусмотренной законом лицензии, и принять в этой части новое решение.

Запретить деятельность автономной некоммерческой организации «Авиационно-технический спортивный клуб «Ястреб» по реализации учебных программ по подготовке парашютистов в отсутствие предусмотренной законом лицензии.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 07 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление и дополнение к нему Волгоградского транспортного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий: Подпись

Судьи: Подписи

Копия верна:

Судья Волгоградского областного суда Горковенко В.А.