Судья Бочарова С.В. Дело № 33-1748/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 17 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Минэнерго РФ на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года, по которому
иск ФИО1 к АМО ГО «Воркута», Минэнерго РФ о включении в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Юр-Шор» удовлетворен;
на Администрацию МО ГО «Воркута», Минэнерго РФ возложена обязанность включить ФИО1 в Список очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «<Организация обезличена>» в связи с её ликвидацией, с учетом непрерывного стажа работы на шахте;
на Минэнерго РФ через АМО ГО «Воркута» возложена обязанность выделить ФИО1 жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера;
на АМО ГО «Воркута» возложена обязанность предоставить ФИО1 жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно очередности.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился с иском о возложении на АМО ГО «Воркута» обязанности включить его в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера ( далее по тексту – РКС) в связи с ликвидацией шахты «<Организация обезличена>», указав, что не смотря на наличие у него предусмотренных для получения субсидии условий: 10-летнего трудового стажа работы в угольной отрасли и увольнение по ликвидации шахты до <Дата обезличена> года, ответчик безосновательно отказал во включении его в списки очередности на переселение, сославшись на отсутствие соответствующего решения ликвидационной комиссии.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Минэнерго РФ и постановил приведенное решение.
Об отмене решения просит Минэнерго РФ, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права: пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года; отсутствие своих правомочий на предоставление социальной выплаты для переселения; неправомерное увеличение судом заявленных ФИО1 при обращении в суд исковых требований.
На жалобу Минэнерго РФ представлен отзыв АМО ГО «Воркута», в которой администрация поддерживает доводы апеллянта и указывает на неисполнение заявителем одного из обязательных условий для получения субсидии: данного ФИО1 либо членами семьи надлежащего обязательства о сдаче занимаемого жилья.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, ФИО1 с <Дата обезличена> года работал <Должность обезличена> на шахте «<Организация обезличена>».
Распоряжением Правительства Российской Федерации № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года было принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации ГП «<Организация обезличена>».
<Дата обезличена> года трудовой договор между истцом и шахтой «<Организация обезличена>» был расторгнут по п.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией предприятия. На момент расторжения договора стаж работы истца в угольной отрасли составил более 10 лет.
<Дата обезличена> года ГП Шахта «<Организация обезличена>» было исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией вследствие банкротства. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты «<Организация обезличена>» были определены списки работников шахты на переселение в связи с ликвидацией предприятия.
Истец в такие списки включен не был.
По результатам рассмотрения спора суд, проанализировав обстоятельства дела применительно к нормам действующего законодательства, пришел к выводу о том, что ФИО1 подпадает под категории уволенных с работы из шахты «<Организация обезличена>» лиц, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты, ввиду чего удовлетворил заявленные им требования в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.
Нормативные акты, регулирующие правоотношения по предоставлению гражданам жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривают возможность получения жилищной субсидии высвобождаемыми работниками организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией предприятия.
Так, Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Применив приведенные законоположения и установив, что ФИО1 был уволен в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера до 01.01.2005 года, на момент увольнения стаж его работы в угольной отрасти составлял более 10 лет, жилья за пределами г.Воркуты он не имеет и ранее жилищную субсидию не получал, суд первой инстанции пришел к выводу о достаточности совокупности установленных условий для признания за истцом права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно очередности, ввиду чего удовлетворил заявленный им иск.
Приведенные в жалобе доводы о том, что Минэнерго РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Минэнерго РФ, а получателями этих средств в виде субвенций - органы местного самоуправления.
Минэнерго РФ, являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Таким образом, для предоставления гражданину субсидии за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Минэнерго РФ о выделении органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФИО1 не был включен в списки высвобожденных работников предприятия, претендующих на получение субсидии, также не может быть принята во внимание. Указанное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа работнику угольной промышленности в предоставлении жилищной субсидии и само по себе не исключает права истца на ее получение. Кроме того, пунктом 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 предусмотрена ежегодная корректировка списков граждан, подлежащих переселению.
Вместе с тем, несмотря на то, что доводы жалобы Минэнерго РФ правильность оспариваемых выводов суда не опровергают, на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поскольку при проверке обжалуемого судебного постановления с учетом возражений АМО ГО «Воркута» установлено ошибочное применение судом первой инстанции норм материального права.
В силу п. 8 Правил предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Минэнерго РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи по месту жительства органу местного самоуправления занимаемого жилого помещения. То есть законодатель, не предусмотрев иного механизма реализации права, исключил возможность получения гражданами жилищной субсидии без выполнения данного установленного условия.
Согласно пакета документов, представленного ФИО1 в орган местного самоуправления для включения в списки на получение субсидии, обязательство о сдаче жилья было оформлено от имени истца его представителем <Фамилия обезличена> в отношении кв.<Адрес обезличен>.
Согласно данным ЕГРП данная квартира на праве собственности <Фамилия обезличена> с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, затем <Фамилия обезличена> на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, а с <Дата обезличена> года право собственности на кв.<Адрес обезличен> зарегистрировано за <Фамилия обезличена>
ФИО1 и его супруга <Фамилия обезличена> зарегистрированы в кв.<Адрес обезличен> в качестве «знакомых» собственника с <Дата обезличена> года. Остальные члены семьи истца ( сын, невестка и внук) – с <Дата обезличена> года в качестве «племянника», «жены племянника» и «сына племянника» соответственно.
Ни один из собственников кв.<Адрес обезличен> не был заявлен ФИО1 в качестве члена своей семьи при постановке на учет для получения субсидии. Ни один из них не принимал на себя обязательство сдать кв.<Адрес обезличен> при получении истцом субсидии на переселение.
Поскольку ни ФИО1, ни члены его семьи самостоятельным правом на безвозмездную передачу кв.<Адрес обезличен> органу местного самоуправления в целях предоставления субсидии не обладают, а, следовательно, обязательное условие предоставления такой субсидии как безвозмездная передача объекта недвижимости органу местного самоуправления, предусмотренное п. 11 Правил, в данном случае отсутствует. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о включении его в списки на получение социальной выплаты.
При разрешении спора суд первой инстанции не определил круг всех значимых для дела обстоятельств, что привело к неверному применению норм материального права, регулирующих возникшие по делу правоотношения.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АМО ГО «Воркута», Минэнерго РФ о включении в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «<Организация обезличена>» отказать.
Председательствующий-
Судьи-