ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-174/2015 от 15.01.2015 Ростовского областного суда (Ростовская область)

  Судья [ФИО]2 Дело №33-174/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 «15» января 2015 года

 Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

 Председательствующего судьи: Жиляевой О.И.

 Судей: Котельниковой Л.П., Варламовой Н.В.

 при секретаре [ФИО]6

 Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Котельниковой Л.П. дело по апелляционной жалобе ГУ - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Каменского районного суда Ростовской области от 23 октября 2014 года,

УСТАНОВИЛА:

 [ФИО]1 обратился в суд с иском к ГУ - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании бездействий незаконными, обязании предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что он является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА бессрочно и согласно его индивидуальной программе реабилитации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации, а именно ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в количестве 3 штук в сутки, 90 штук каждый месяц. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - бессрочно. Однако, филиалом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Государственного учреждения Ростовского регионального фонда социального страхования Российской Федерации данные технические средства ему не предоставляются с апреля 2014 года. При этом сотрудники филиала отказ в предоставлении технических средств реабилитации - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА обосновывают их отсутствием и недостаточностью финансовых средств. В первом квартале 2014 года он был обеспечен средствами технической реабилитации только в количестве 240 штук, вместо 270, в последующем ему ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА не предоставлялись. Действиями ответчика нарушаются его права как инвалида на реабилитацию. Также действиями ответчика и фактическим отказом в обеспечении его надлежащим видом технического средства реабилитации, ему причинен моральный вред, поскольку без ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА он ограничен в передвижении, нетрудоспособен, нарушено его право на индивидуальную реабилитацию как инвалида.

 С учетом уточнений к иску в порядке ст.39 ГПК РФ [ФИО]1 просил суд признать неправомерными действия Государственного учреждения - Ростовского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению истцу в полном объеме технических средств реабилитации - памперсов по индивидуальной программе реабилитации; обязать ответчика предоставить технические средства реабилитации - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в количестве 3 штук в сутки, 90 штук в месяц за апрель-август 2014 года и 30 штук недопоставленные в первом квартале 2014 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

 При производстве по делу ответчиком были предоставлены истцу ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в количестве 330 штук.

 Определением Каменского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА производство по делу в части исковых требований [ФИО]1 о признания неправомерными действий ответчика по не предоставлению в полном объеме технических средств реабилитации - памперсов по индивидуальной программе реабилитации, обязании предоставить технические средства реабилитации - памперсы в количестве 3 штук в сутки, 90 штук в месяц за апрель-август 2014 года и 30 штук, недопоставленные в первом квартале 2014 года, прекращено, в связи с отказом истца от данной части исковых требований. Отказ истца мотивирован добровольным исполнением его исковых требований после предъявления иска в суд.

 Решением Каменского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исковые требования [ФИО]1 к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации морального вреда, удовлетворены частично.

 Суд взыскал с Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу [ФИО]1 компенсацию морального вреда в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) рублей.

 В удовлетворении остальной части исковых требований [ФИО]1 о компенсации морального вреда было отказано.

 В апелляционной жалобе ГУ РРО ФСС Российской Федерации ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

 Так, по мнению апеллянта, ввиду неправильного определе­ния обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установлен­ных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выво­дов суда, изложенных в судебном решении, обстоятельствам дела; а также не­законным ввиду неправильного применения судом норм материального права. Требования истца о взыскании морального вреда с ответчика не подлежат удовлетворению, т.к. согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Феде­рации компенсация морального вреда предусмотрена лишь в случае нарушения личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина.

 Обязательства ГУ-Ростовским РО ФСС РФ (фи­лиалом №20) по обеспечению [ФИО]1 памперсами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации были исполнены в полном объеме.

 Взыскание морального вреда возможно лишь в случае установления факта действия (бездействия), причинившего моральный вред. Финансирование рас­ходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами ре­абилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических из­делий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда соци­ального страхования Российской Федерации. Лимиты бюджетных обяза­тельств на 2014 год были доведены Ростовскому региональному отделению ФСС РФ в январе 2014г. После чего началась процедура закупок технических средств реабилитации: 31.01.2014г. информация о закупке была размещена на официальном сайте. Закупка TCP производилась в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд" в форме электронного аукциона. По результатам торгов 12.03.2014г. с победителем был заключен государственный контракт. Условиями указанного контракта предусмотрена поставка TCP в течение 20 дней. Поставка памперсов [ФИО]1 была произведена 19.03.2014г., что подтверждается товарной накладной от 19.03.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и не нарушает условий контракта. Кроме того, истцом не предоставлено никаких доказательств его нрав­ственных и физических страданий, связанных с отсутствием ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА так как последняя поставка памперсов [ФИО]1 в 2013 г. была произведена 14.12.2013г. в количестве - 300 шт. (согласно товарной накладной от 14.12.2013г. №52011). Следовательно, использованы они были в 1-м квартале 2014 г. С учетом необходимости использования [ФИО]1 3 шт. памперсов в сутки (90шт. в месяц, 270 шт. в квартал) в соответствии с ИПР, поставленных 14.12.2013г. 300 шт. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА должно было хватить на 100 суток (с 14.12.2013г. по 24.03.2014г.). Следующая поставка была уже ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в количестве - 270 шт. Таким образом, [ФИО]1 не мог страдать от отсут­ствия ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА будучи полностью ими обеспеченным. Никаких жалоб от истца к ответчику (Филиалу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ГУ-Ростовского РО ФСС РФ) по вопросу недопоставки памперсов за период 2013-2014 года не поступало.

 Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отношении них дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

 Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 Согласно пункту 1 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права являются:

 1) неприменение закона, подлежащего применению;

 2) применение закона, не подлежащего применению;

 3) неправильное истолкование закона.

 В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 23 "О судебном решении", решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

 Из преамбулы Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию» следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 Согласно п. 23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, реабилитация - процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддержать его.

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

 Таким образом, к основным гарантированным законодательством правам инвалидов, наряду с общими для всех правами относится, в частности, право на индивидуальную реабилитацию.

 Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

 Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает также использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

 Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 10 Федерального закона N 181-ФЗ, согласно которым государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

 Во исполнение приведенных законоположений Правительство РФ распоряжением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 2347-р утвердило федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень), предусмотрев в нем реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.

 Между тем, абзац 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

 Согласно абзацу 3 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 Статьей 11.1 Закона 181-ФЗ установлено, что порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.

 Правительством Российской Федерации Постановлением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждены «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

 Согласно п. 2 данных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

 Согласно п. 9 указанных «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 В соответствии с Приказом Министерства социального развития и труда РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 65-н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" конкретный вид технического средства реабилитации подбирают инвалиду индивидуально с учетом его физиологических особенностей и условий использования данного средства.

 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 215н установлены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, согласно которому срок пользования абсорбирующим бельем и подгузниками установлен - не более 8 часов.

 В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 181- ФЗ, индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности, включая органы социального страхования.

 Разрешая спор, суд исходил из установленности вины Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившейся в нарушении установленного срока и объема обеспечения истца средствами технической реабилитации (памперсами), в результате чего право истца на получение средств реабилитации не было реализовано, и, руководствуясь статьей 151, пунктами 1, 2 статьи 1099, статьей 1101 ГК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Данный вывод суда основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном толковании закона.

 Так, из материалов дела следует, что [ФИО]1 является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА бессрочно, что подтверждается представленной в материалы дела копией справки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ( л.д.10).

 Истец впервые обратился ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в филиал НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ГУ- РРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему подгузников в количестве 90 штук в месяц в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года.

 В последствии истец представил обновленную Индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы к Акту освидетельствования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года.

 Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании суда первой инстанции с момента обращения и по настоящее время от [ФИО]1 в филиал ни разу не поступали жалобы ни в письменном, ни в устном виде по не обеспечению его подгузниками.

 Так, согласно отчету НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА поставил инвалиду [ФИО]1 за первый квартал 2014 года необходимое ему количество технических средств реабилитации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) - 270 штук ( л.д.29,37).

 Согласно отчету НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» поставил за второй квартал 2014 года [ФИО]1 - 240 штук ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что на 30 штук меньше необходимого ему количества (товарная накладная НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - л.д. 28,40).

 Истцом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было получено 30 штук ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНААкт приема-передачи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - л.д. 38), а ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом получено 300 штук подгузников (Акт приема-передачи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - л.д.39).

 Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании 23.10.2014г. ( л.д.101) филиалом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ГУ- РРО ФСС РФ [ФИО]1 было разъяснено, что данная ситуация возникла из-за ограниченного финансирования на приобретение технических средств реабилитации. Истцу было разъяснено, что недостающее количество подгузников по его желанию может быть включено в поставку подгузников за 3 квартал 2014 года, а также право приобрести их самостоятельно с последующей денежной компенсацией.

 Представитель ответчика также указал на то, что ограниченность бюджетных ассигнований на предоставление технических средств реабилитации не может быть поставлена в вину Фонду социального страхования. Также, в соответствии с соглашением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о проведении совместных аукционов в электронной форме и конкурсов на поставку одних и тех же товаров, работ, услуг (технических средств реабилитации) в 2014 году обязанность на проведение закупок возложена именно на Краснодарское региональное отделение ФСС РФ ( л.д. 41-95).

 Объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в силу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

 Между тем, требования вышеприведенных правовых норм и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 23 "О судебном решении", судом учтены не были.

 Согласно Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 240, Фонд социального страхования Российской Федерации является уполномоченным органом по обеспечению инвалидов за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации.

 Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации может осуществляться в виде соответствующего технического средства реабилитации или в виде компенсации стоимости самостоятельно приобретенного инвалидов технического средства реабилитации. Выплата компенсации осуществляется в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и(или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 57н.

 Таким образом, инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, и в случае невозможности выполнения данной обязанности Фондом социального образования Российской Федерации законодательно предусмотрена возможность приобретения средств технической реабилитации инвалидом в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 57н.

 Истцом не оспаривается, что правом самостоятельного приобретения недостающих подгузников с последующей компенсацией их стоимости он не воспользовался, а обязательство ответчика по обеспечению его подгузниками за 2014 год на момент рассмотрения спора в суде ответчиком исполнено полностью.

 Судом установлено, что задержка выделения подгузников в спорный период связана именно с отсутствием достаточных средств федерального бюджета для финансирования приобретения средств технической реабилитации, поэтому при таких обстоятельствах суд, установив действия филиала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ГУ- РРО ФСС РФ как виновные, неправильно возложил на ответчика обязанность по компенсации морального вреда.

 Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

 Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях прямо предусмотренных законом. На основании статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

 Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

 По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

 Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности ответчиком своевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации - подгузниками в установленном количестве, то есть иск вытекает из имущественных отношений.

 Кроме того, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие ухудшение физического или психического состояния [ФИО]1 вследствие несвоевременного выделения подгузников и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.

 Вместе с тем, доказательств совершения ответчиком именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, истец суду не представил.

 Проанализировав совокупность изложенных выше обстоятельств, Судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав истца, а основаны на обстоятельствах несвоевременного, по мнению истца, обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации подгузниками в четко установленном количестве.

 С учетом вышеизложенного и в силу общих норм гражданского законодательства (ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации) моральный вред возмещению в данном случае не подлежит. Специальным законодательством, регулирующим социальное обеспечение инвалидов, также не предусмотрена возможность компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав инвалидов. Доказательств вины ответчика в причинении физических страданий истцу и наличия причинной связи между действиями ответчика и физическими страданиями истца судебной коллегией не установлено.

 Таким образом, взыскание компенсации морального вреда с ГУ - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не основано на законе, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации выраженной в Определении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

 При таких обстоятельствах, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции.

 Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.

 Руководствуясь ст. ст.327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Каменского районного суда Ростовской области от 23 октября 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [ФИО]1 к ГУ - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: