КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Полянская Е.Н. Дело № 33-580/2018
А-091г
17 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
с участием прокурора Жилкина П.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность
по апелляционной жалобе и.о. заместителя председателя Правительства Красноярского края-министра социальной политики Красноярского края - ФИО2
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 14 августа 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016 №494-ОД в части отказа ФИО1 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Обязать Министерство социальной политики Красноярского края представить ФИО1 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с требованиями к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным приказа от 03.10.2016 №494-ОД об отказе в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности повторно рассмотреть документы материального истца.
Требования мотивированы тем, что материальный истец как участник боевых действий в Афганистане, решением жилищной комиссии от 25.09.1998г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.
ФИО1 обратился к ответчику за предоставлением единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Приказом Министерства от 03.10.2016г. №494-ОД истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты со ссылкой на утрату оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, так как обеспеченность на одного члена семьи составляет 9,06 кв.м., что превышает установленную Постановлением Крайсовпрофа от 01.03.1990 №63/3 норму - менее 9 кв.м.
Прокурор считает принятое решение незаконным, так как истец был принят на учет как ветеран боевых действий до 01.03.2005г., статус его не утрачен, условия проживания не изменились, в связи с чем полагает, что он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. заместителя председателя Правительства Красноярского края – министра социальной политики Красноярского края – ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства социальной политики Красноярского края – ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, выразившего согласие с решением суда, заслушав прокурора Жилкина П.А., находящего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (пункт 3).
В соответствии с Разделом III Приложения к настоящему закону, к ветеранам боевых действий отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Подпунктом 3 пункта 1 ст.16 приведенного Закона предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.23.2 названного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 год(пункт 1).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Обеспечение жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005, на территории Красноярского края осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 25.03.2010 N 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (пункт 4 ст.1, ст. 2 Закона).
Согласно ст.4 названного Закона, норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан (далее - норма общей площади жилья), составляет 18 квадратных метров.
Для членов семьи граждан норма общей площади жилья определяется согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан, но не менее 15 и не более 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
К членам семьи гражданина, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с настоящим Законом, относятся постоянно проживающие с ним супруга (супруг), имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, являющиеся инвалидами с детства, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, и родители, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами.
Статьей 5 Закона установлено, что социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на:
приобретение жилого помещения в собственность;
строительство индивидуального жилого дома;
участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
В соответствии со ст.6 Закона, для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство) заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием направления ее использования, с приложением установленного перечня документов.
Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты.
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения;
б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Как видно из дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 является участником боевых действий в Афганистане. Решением жилищной комиссии исполкома Канского городского Совета народных депутатов от 25.09.1998г. на основании заявления от 17.08.1998г. истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий. На дату постановки на учет истец проживал в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 27,2 кв.м, с составом семьи три человека: сам истец, супруга ОА, дочь КВ Квартира находится в совместной собственности истца, супруги и дочери на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 16.02.1995г. В соответствии с актом проверки жилищных условий заявителя, составленным 03.08.1998, дом, где расположена принадлежащая истцу квартира, построен в 1953 году, деревянный, двухквартирный, ветхий, комната проходная; в доме печное отопление.
12.09.2016г. истец обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, представив необходимые документы.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем Министерства от 29.09.2016г., комиссия установила, что на момент рассмотрения заявления истец проживает в жилом помещении по адресу <адрес> общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 27,2 кв.м., с супругой ОА и племянником ПС На каждого проживающего приходится общей площади по 11,96 кв.м., что менее учетной нормы, установленной в <адрес> в размере 12,0 кв.м., жилой - по 9,06 кв.м., что более 9,0 кв.м. жилой площади согласно постановлению Крайсовпрофа от 01.03.1990 №63/3. Комиссией принято решение на основании подпункта «а» пункта 5 ст.6 Закона Красноярского края от 25.03.2010 N 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предложить Министерству отказать в предоставлении ЕДВ на приобретение жилого помещения в собственность ФИО1 в связи с утратой оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ).
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016г. № 494-ОД истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился с заявлением к прокурору, который в его интересах обратился с иском в суд.
Суд, принимая решение об удовлетворении требований Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, признавая незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016 года № 494-ОД в части отказа ФИО1 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязывая ответчика предоставить данную выплату, исходил из того, что у ФИО1 имеется на нее право.
Однако, с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, так как судом дана неверная оценка представленным по делу доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета (пункт 1);
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (пункт 3);
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 4);
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5);
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6).
Статьей 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период постановки истца на учет, предусматривалось, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст.32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 2 указанной нормы, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
На момент принятия истца на жилищный учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утв. Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 №63/3 (далее- Правила).
В силу подпункта «ж» пункта 7 Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, семьи погибших и приравненные к ним лица, обеспеченные жилой площадью в размере менее 9 кв. м на одного человека (учитываются все члены семьи).
К дополнительным льготам основания признания ветеранов, новаторов и передовиков производства, нуждающимися в улучшении жилищных условий, может быть согласно коллективному договору или соглашению администрации с профсоюзным комитетом (трудовым коллективом), в частности, отнесено проживание в жилых домах государственного и общественного жилого фонда в жилых помещениях (независимо от их размеров), имеющих низкую степень благоустройства для данного населенного пункта, проживание в одной коммунальной квартире (независимо от ее размера) двух и более семей, не связанных родственными отношениями.
В силу вышеизложенного, комиссия, созданная Министерством, имеет право проверять обоснованность постановки лица на учет. Как видно из дела, при постановке ФИО1 на учет в 1998 году действовала норма, которой предусмотрена нуждаемость в улучшении жилищных условий при обеспечении жилой площадью менее 9 кв.м., вместе с тем, ФИО1 и его члены семьи были обеспечены жилой площадью на человека в размере 9,06 кв.м., что превышает учетную норму, в связи с чем, Министерство социальной политики Красноярского края пришло к выводу, что ФИО1 изначально был необоснованно поставлен на учет для улучшения жилищных условий, что лишает его права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия считает, что выводы суда о том, что обеспечение каждого члена семьи при постановке на учет на улучшение жилищных условий превышает учетную норму на 6 кв.см., что является незначительным, в связи с чем истец был правомерно поставлен на учет нуждающихся, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он противоречит действующим на тот момент нормам материального права.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, что при постановке на учет было принято во внимание, что дом имеет ветхое состояние, отсутствие в нем благоустройства, со ссылкой на Правила учета граждан, действующие в то время, поскольку данное основание предусмотрено для лиц, проживающих в жилых домах государственного и общественного жилого фонда, а в материалах дела имеются доказательства, что еще до постановки на учет в 1998 году, в 1995 году истец приобрел жилое помещение, в котором проживает, в собственность в порядке приватизации с членами семьи.
Указывая, что, несмотря на то, что дочь в настоящее время не проживает с истцом и его супругой, снята с регистрационного учета, вместе с тем, на момент обращения за выплатой, установлено, что с истцом и его супругой проживает племянник ПС, который не имеет иного жилого помещения, а, следовательно, сохраняется состав семьи в количестве 3-х человек, в связи с чем на каждого члена семьи приходится по 11,96 кв.м. общей площади на одного человека, что менее 12 кв.м., установленных Администрацией г.Канска Постановлением от 05 мая 2011 года, судебная коллегия считает, что судом не принято во внимание, что племянник ПС не признан членом семьи ФИО1, в связи с чем, его необеспеченность жилым помещением не имеет в данной конкретной ситуации правового значения, а, кроме того, вышеуказанная норма не распространяется на спорные правоотношения, поскольку данная норма установлена для принятия на учет лиц, после вступления данного постановления в силу, к которым ФИО1 не относится. Судебная коллегия находит обоснованными доводы ответчика, что, вселив и зарегистрировав 19.08.2016г. на своей жилплощади племянника ПС, истец совершил действия по ухудшению своих жилищных условий.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным вывод суда, что ФИО1 является нуждающимся в улучшении жилищных условий как в соответствии с законодательством, действовавшим в период постановки на учет, так и на день рассмотрения его заявления Министерством, в связи с чем, находит обоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерности удовлетворения требований Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 о признании незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016 года № 494-ОД в части отказа ФИО1 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязании ответчика предоставить данную выплату.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016 года № 494-ОД в части отказа ФИО1 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 14 августа 2017 года, отменить.
Принять по делу новое решение: «В удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 03.10.2016 года № 494-ОД в части отказа ФИО1 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, отказать.»
Председательствующий: Емельянов В.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Сударькова Е.В.