ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17509/18 от 06.06.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Тарханов А.Г. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Бекловой Ж.В.,

при секретаре Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, по встречному иску ФИО1 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконными действий по прекращению компенсационной выплаты, незаконным решения об обнаружении ошибки в начислениях, возложения обязанности восстановить произведение компенсационных выплат,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения ФИО2, ее представителя – ФИО3,

УСТАНОВИЛА:

ГУ - Главное Управление <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> обратилось с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В обосновании требований истец указано, что ФИО1 получала ежемесячную компенсационную выплату, как осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в Управлении Пенсионного фонда РФ по соответствующему муниципальному району. Данную выплату ФИО1 получала с <данные изъяты>. Согласно действующему законодательству компенсационная выплата прекращается в случае трудоустройства лица, осуществляющего уход. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 осуществляла трудовую деятельность с <данные изъяты> по <данные изъяты>. Управлением была осуществлена переплата компенсации, о чем составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии <данные изъяты> от <данные изъяты>. Таким образом, по мнению истца, ответчик незаконно получала денежную компенсацию за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 337 000 рублей. На основании вышеизложенного истец просил суд взыскать с ФИО1 незаконно полученную компенсационную выплату в размере 337 000 рублей, а также государственную пошлину в размере 6 570 рублей.

Ответчик ФИО1 предъявила встречный иск к ГУ - Главное Управление ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании действий по прекращению выплат незаконными и возобновлении компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В обоснование встречных исковых требований указала, что считает действия ГУ - Главное Управление ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> по прекращению выплаты компенсации по уходу за ребенком-инвалидом незаконными, решение о прекращении данной выплаты и об обнаружении ошибки в начислениях - незаконными, поскольку она являлась не работником по найму, а приемным родителем, вознаграждение которому нельзя считать заработной платой, поскольку это мера социальной поддержки приемным родителям и приемным семьям. На основании вышеизложенного, ФИО1 просила суд признать действия ГУ - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> по прекращению компенсационной выплаты ФИО1 незаконными, обязать ответчика восстановить компенсационные выплаты, признать решение об обнаружении ошибки в начислениях незаконным.

В судебное заседание представитель ГУ - Главное Управление ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> не явился, был извещен надлежащим образом.

ФИО1 и ее представитель в судебном заседании первоначальный иск не признали, поддержали встречные требования, заявили ходатайство о применении последствий пропуска пенсионным органом срока исковой давности.

Представитель третьего лица в удовлетворении иска просила отказать, встречный иск удовлетворить.

Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований ГУ - Главного управления ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты отказано. Встречный иск ФИО1 удовлетворен.

В апелляционной жалобе ГУ - Главное Управление ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с <данные изъяты> в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" назначена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за ребенком-инвалидом ФИО4.

На основании распоряжений Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Одинцовскому муниципальному району и городского округа Краснознаменск ФИО1 с <данные изъяты> назначена приемным родителем несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ей предоставлены денежные выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством для приемных семей, заключены договор и дополнительные соглашения о передаче детей в приемную семью, на основании которых ФИО1 на счет перечисляются соответствующие денежные выплаты.

Исходя из того, что согласно сведениям индивидуального лицевого счета ФИО1 осуществляла трудовую деятельность с <данные изъяты> по <данные изъяты>, Управлением был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии <данные изъяты> от <данные изъяты>, согласно которому ответчик незаконно получала денежную компенсацию за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, размер которой составил 337 000 руб.

Отказывая в удовлетворении иска ГУ - Главного управления ПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> и удовлетворяя встречный иск ФИО1, суд исходил из того, что заявления о приеме на работу ФИО1 не подавала, трудовой договор не заключала, приказ о ее приеме на работу и об увольнении не издавалось, в трудовую книжку запись о трудовой деятельности не внесена.

Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 152, пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", суд исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем пришел к выводу, что ФИО1 имеет право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, на получение ежемесячных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 175 "О ежемесячных выплатах, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".

Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с <данные изъяты> ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> г. N 162-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям" указывает, что настоящий Закон в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от <данные изъяты> N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливает размер вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям, случаи выплаты вознаграждения, а также устанавливает меры социальной поддержки приемной семье, проживающей на территории <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного Закона, каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в установленных настоящим законом размерах.

Из изложенных норм законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.

В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от <данные изъяты> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с <данные изъяты> в связи с принятием Федерального закона от <данные изъяты> N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от <данные изъяты> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу.

Между тем право на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеют только неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Положения указанных выше норм материального права судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, а вывод суда о том, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лиц, осуществляющих воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковые требования ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании незаконно полученных компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 337 000 руб., а также расходы по госпошлине в размере 6 570 руб. в соответствии со ст. 98 ГПК РФ следует удовлетворить.

При этом судебная коллегия не находит оснований для применения по ходатайству ФИО1 последствий пропуска истцом срока исковой давности, поскольку о факте получения необоснованного полученной компенсации с <данные изъяты> по <данные изъяты> Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> стало известно лишь в ноябре 2017 года исковое заявление подано в суд <данные изъяты>, следовательно, истцом не пропущен срок исковой давности.

В связи с вышеизложенным в удовлетворении встречного иска ФИО1 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконными действий по прекращению компенсационной выплаты, незаконным решения об обнаружении ошибки в начислениях, возложения обязанности восстановить произведение компенсационных выплат следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Принять по делу новое решения.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> сумму компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 337 000 руб., расходы по госпошлине в размере 6 570 руб.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконными действий по прекращению компенсационной выплаты, незаконным решения об обнаружении ошибки в начислениях, возложения обязанности восстановить произведение компенсационных выплат – отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> удовлетворить.

Председательствующий

Судьи