ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1750/2021 от 30.08.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«30» августа 2021 года

г. Кострома

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Демьяновой Н.Н.,

судей Дедюевой М.В., Лепиной Л.Л.,

при секретаре Филатовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №-2-1338/2021 ( № 44RS0001-01-2021-001396-76 ) по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 марта 2021 года, которым постановлено исковые требования ФИО1 к Управлению МВД России по Костромской области о включении в выслугу лет периода обучения, признании права на пенсию по выслуге лет и назначении данной пенсии оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., выслушав объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчика УМВД России по Костромской области - ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области о включении в выслугу лет периода обучения, признании права на пенсию по выслуге лет и назначении данной пенсии, мотивируя тем, что в июне 2019 г. истец обращался по поводу восстановления права по выслуге лет в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД РФ. Заявление перенаправлено для решения вопроса в УМВД России по Костромской области. В заявлении истец указывал, что проходил службу в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Перед этим учился в СПТУ и служил в армии. Уволился из органов внутренних дел по собственному желанию. Согласно приказу выслуга лет на день увольнения составила в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 11 дней. Пенсия по выслуге лет назначена не была, так как на момент увольнения, а именно ДД.ММ.ГГГГ, действовал закон о трудовых пенсиях, который не засчитывал время учёбы в трудовой стаж. С ДД.ММ.ГГГГ это понятие заменили на страховой стаж, учёба по-прежнему в трудовом стаже не учитывалась. Как истцу стало известно, законодательство о страховых пенсиях позволяет учитывать период учёбы в стаж, если на момент учёбы она в стаж входила, то есть, обучение в СПТУ до ДД.ММ.ГГГГ учитывается как трудовой стаж. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 25.12.2013 в гл. 3 ст. 12 ч. 2 указывает: «периоды, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи...», а ч. 1 указывает: «служба в ОВД» и отсылает к Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1, где в ст.18 «Исчисление выслуги лет» сказано: «в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться время их учёбы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчёта год учебы за 6 месяцев службы. Истец уволился в звании подполковника милиции, то есть действие этой статьи на истца распространяется. Кроме того, согласно ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ (ред. от. 31.07.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» п. 2. в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 5) период прохождения гражданином военной службы, 10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчёта два месяца обучения за один месяц службы». Таким образом, с учётом обучения в СПТУ стаж истца на момент увольнения из органов внутренних дел составил 20 лет 3 месяца 17 дней. Однако в ответе УМВД России по Костромской области со ссылкой на Закон от 12.02.1993 №4468-1 истцу в зачете в календарную выслугу лет времени обучения в СПТУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано, ссылка на ст.18 названного Закона во внимание не принята. В связи с этим истцом запрошено и получено разъяснение из Министерства образования и науки Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, где сказано, что согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование - это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку: 1) квалифицированных рабочих и служащих; 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст.12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования: 1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 2) программы подготовки специалистов среднего звена. Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения - слушателями. Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60 вышеуказанного Закона получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании - дипломом, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдаётся документ о квалификации, который подтверждает присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего). Исходя из того, что по окончании СПТУ истцу выдан диплом о том, что он окончил полный курс профессионально-технического училища, срок обучения в СПТУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть засчитан в календарную выслугу лет в органах внутренних дел из расчёта два дня обучения за один день службы, что даёт истцу право на назначение пенсии по выслуге лет. Не принимая во внимание к зачёту стаж обучения в СПТУ, УМВД России по Костромской области ограничило истца в пенсионных правах, которые закреплены в Конституции РФ.

Истец просил признать за ним право на пенсию по выслуге лет в связи с зачетом в срок календарной выслуги времени обучения в СПТУ, обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на постановление Совета Министров СССР от 22.02.1985 г. №177, указывает, что им было утверждено «Положение о среднем профессионально-техническом училище», согласно которому предшествующие ранее различные типы профессионально-технических заведений по подготовке различных специальностей были реорганизованы в единый тип учебного заведения – среднее профессионально- техническое училище с выдачей по окончанию дипломов единого образца о среднем специальном образовании. Поэтому ссылки суда на ряд ранее принятых нормативных актов, в том числе на приказ Минвуза СССР от 29.02.1984 г. №150, основываясь на котором суд отказал в удовлетворении исковых требований, юридической силы не имеют. Также указывает, что истцом по окончании среднего профессионально-технического училища получен диплом утвержденного федеральным органом исполнительной власти образца о получении среднего профессионально-технического образования, а не свидетельство о повышении квалификации рабочего.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель – ФИО2 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, представитель ответчика УМВД России по Костромской области - ФИО3 просила апелляционную жалобу отклонить.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Костромской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно архивной справке УМВД России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работал милиционером приемника, с ДД.ММ.ГГГГ зачислен курсантом Чебоксарской специальной средней школы милиции МВД СССР, ДД.ММ.ГГГГ окончил Чебоксарскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал оперуполномоченным уголовного розыска отдела внутренних дел Свердловского района г. Костромы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал участковым инспектором милиции Октябрьского отделения милиции отдела внутренних дел №1 г. Костромы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - участковым инспектором милиции отдела милиции №4 УВД г. Костромы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инспектор отделения по руководству подразделениями обеспечения общественного порядка отдела обеспечения общественного порядка УВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал старшим инспектором отделения по координации исполнения административного законодательства отделения обеспечения общественного порядка УВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальник отдела по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ДД.ММ.ГГГГ – слушатель 1 факультета Академии управления МВД России, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальник отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заместитель начальника – начальник отдела по борьбе с правонарушениями в сфере лесопромышленного комплекса, ДД.ММ.ГГГГ уволен в соответствии с Законом РФ «О милиции» по ст. 19 ч. 7 п. а (по собственному желанию).

Согласно выписке из приказа начальника УМВД России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с выслуга лет ФИО1 на дату увольнения составляет: в календарном исчислении 19 лет 02 месяца 18 дней, в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 11 дней.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД РФ с заявлением о включении в его стаж периода обучения в СПТУ и назначении пенсии по выслуге лет. Указанное обращение передано на рассмотрение в УМВД России по Костромской области, которым дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что обучение в СПТУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарную выслугу лет в органах внутренних дел включению не подлежит.

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился в УМВД России по Костромской области с заявлением о включении в его стаж периода обучения в СПТУ и назначении пенсии по выслуге лет. Ответом УМВД России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

Согласно копии диплома от ДД.ММ.ГГГГ Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поступил в среднее ПТУ-74 г. Стерлитамака и ДД.ММ.ГГГГ окончил полный курс среднего профессионально-технического училища на базе среднего образования по профессии слесарь механосборочных работ. Решением экзаменационной комиссии ФИО1 присвоена квалификация слесаря механосборочных работ третьего разряда.

Проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения в связи с заявленными исковыми требованиями о признании права на пенсию по выслуге лет в связи с зачетом в срок календарной выслуги времени обучения в СПТУ, обязании назначить пенсию по выслуге лет, суд посчитал, что законодательством предусмотрено включение в выслугу лет на службе в органах внутренних дел обучения в образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, имеющим целью подготовку специалистов среднего звена, и не предусмотрено включение такого обучения, направленного на подготовку квалифицированных рабочих и служащих.

Суд отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истец в спорный период проходил обучение в СПТУ, обучение в котором нельзя отнести к обучению по программам среднего профессионального образования, имеющим целью подготовку специалистов среднего звена. Суд посчитал, что обучение в СПТУ направленно на подготовку квалифицированных рабочих и служащих, по результатам обучения истец получил профессию слесарь механосборочных работ.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на законодательстве и установленных по делу обстоятельствах.

Согласно Закону РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в редакции по состоянию на дату увольнения истца из органов внутренних дел (15.09.2006) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на проживающих в Российской Федерации: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (ст. 1).

В силу ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В соответствии со ст. 18 данного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в редакции по состоянию на 15.09.2006) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (п. 2).

Как следует из положений Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 в редакции на дату рассмотрения дела судом первой инстанции, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Согласно ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В силу ст. 18 данного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно действующей редакции постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 (п. 2).

Как видно из действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (ч. 2 ст. 10). Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч. 3 ст. 10). В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование (ч. 4 ст. 10). В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (ч. 5 ст. 10).

Согласно ст. 68 Федерального закона №273-ФЗ среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (ч. 1). К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 2). Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ч. 3).

Приказом Министерством образования и науки РФ от 02.08.2013 № 817 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 151903.02 Слесарь, согласно п. 1.1. которого настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 151903.02 Слесарь для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации.

Суд верно указал в решении, что поскольку полученная истцом по результатам обучения профессия слесарь действующим законодательством отнесена к программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, то оснований для включения периода обучения данной профессии в выслугу лет на службе в органах внутренних дел не имеется.

Также суд обосновано счел необходимым в решении сослаться на законодательство, которое действовало в период обучения истца с 01.09.1985 по 11.07.1986., и указал, что в соответствии с Законом РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» система народного образования в РСФСР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание (ст. 5). Согласно ст. 54 данного Закона профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании в средних профессионально-технических училищах обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных рабочих кадров на всей территории Союза ССР. В силу ст. 55 указанного Закона в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании средние профессионально-технические училища осуществляют свою деятельность на основе Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Советом Министров СССР. Согласно ст. 62 Закона лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - диплом с отличием. Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям. В средних специальных учебных заведениях на всей территории РСФСР обеспечиваются единство принципов организации учебно-воспитательного процесса, единое в своей основе содержание и единый уровень общего среднего образования, единые требования к подготовке квалифицированных специалистов со средним специальным образованием ( ст.65). В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании средние специальные учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о средних специальных учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым средним специальным учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится среднее специальное учебное заведение (ст. 66). Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного образца (ст. 71).

Постановлением Совмина СССР от 22.02.1985 №177 утверждено «Положение о среднем профессионально-техническом училище», согласно которому средние профессионально-технические училища осуществляют профессионально-техническое образование молодежи, обеспечивают планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (п. 1). Среднее профессионально-техническое училище создается на базе предприятия (объединения, организации) с численностью работников 2 тыс. человек и более при наличии необходимой учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входит в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище может создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации (п. 4). Среднее профессионально-техническое училище осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием: из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, - срок обучения, как правило, 3 года; из выпускников средней общеобразовательной школы - сроки обучения дифференцированы с учетом их трудовой, первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляют, как правило, до 1 года; из числа лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, принятых на обучение при очередном приеме, непосредственно следующем за увольнением военнослужащего в запас, - сроки обучения сокращены (п. 9). Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (младшего технического персонала) в среднем профессионально-техническом училище, сроки обучения, возраст лиц, принимаемых на обучение, порядок аттестации и присвоения квалификации (разряда, класса, категории) выпускникам училища утверждаются в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (п. 11). Лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - диплом с отличием (п. 34).

Постановлением Совмина СССР от 22.01.1969 №65 утверждено «Положение о средних специальных учебных заведениях СССР», согласно которому среднее специальное образование в СССР осуществляется через техникумы, училища, школы и другие средние специальные учебные заведения. Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях может проводиться по дневной (с отрывом от производства), вечерней и заочной (без отрыва от производства) формам обучения (п. 2). Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществляется по специальностям, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с Госпланом СССР (п. 4). Правом на поступление в средние специальные учебные заведения пользуются граждане СССР, имеющие образование в объеме восьмилетней школы, а по отдельным специальностям - в объеме средней общеобразовательной школы. На дневное обучение принимаются лица в возрасте до 30 лет, на вечернее и заочное обучение - без ограничения возраста (п. 12). Учащимся, защитившим дипломный проект или сдавшим государственные экзамены, решением Государственной квалификационной комиссии присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного Министерством высшего и среднего специального образования СССР образца (п. 20).

Приказом Минвуза СССР от 29.02.1984 №150 (действовавшим в период обучения истца) утвержден «Перечень специальностей и специализаций средних специальных учебных заведений». В указанном перечне специальность слесарь механосборочных работ отсутствует.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованности ссылки на приказ Минвуза СССР от 29.02.1984г. № 150, поскольку он в период обучения истца не действовал, данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минвуза СССР от 27.11.1987г. № 810, т.е. в период обучения истца в СПТУ с ДД.ММ.ГГГГ. действовал.

Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что по результатам обучения он получил диплом, а не свидетельство о повышении квалификации, не отменяют и не опровергают вывод суда относительно того, что истец прошел обучение, направленное на подготовку квалифицированных рабочих и служащих и по результатам обучения получил профессию слесарь механосборочных работ. При этом в силу приведенного выше законодательства истец мог быть документирован дипломом.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы оснований для отмены или изменения судебного решения не создают. Решение суда, являясь законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Аналогичная позиция относительно невключения обучения в профучилище в выслугу лет для сотрудников органов внутренних дел содержится в Решении Верховного Суда РФ от 12.10.2011г. № ГКПИ11-1431.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.09.2021г.