ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17538/2015 от 06.10.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Тайгибов В.Т. дело N 33-17538/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2015 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.А.,

судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,

по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.А.,

при секретаре Рыбнике В.В.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 3 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником одноэтажного жилого дома литер «А», расположенного по <...> г. < Ф.И.О. >2. Жилой дом распложен на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 23:49:0203003:3. 21 февраля 2015 г. в доме произошел пожар, в результате которого физический износ жилого дома составил 86 %. Проживание в таком строении представляет опасность и запрещено действующим законодательством. 4 марта 2015 г. истец обратился в многофункциональный центр по вопросу оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на реконструкцию объекта: «Индивидуальный жилой дом по <...> г. < Ф.И.О. >2». Однако 11 марта 2015 г. ФИО1 в выдаче разрешения на реконструкцию отказано. Административный истец полагает решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 3 июня 2015 г. в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности ФИО2, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником одноэтажного жилого дома литер А, общей площадью 31,5 кв.м., кадастровый номер 23:49:0203003:1458, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >2, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АМ 823126, выданным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 26 июля 2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июля 2014 г. сделана запись регистрации N 23-23-50/201/2014-303.

Указанный жилой дом расположен на правомерном земельном участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, площадью 400 кв.м., кадастровый номер 23:49:0203003:3, по адресу: Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >2<...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АМ 823127, выданным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 26 июля 2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июля 2014 г. сделана запись регистрации N 23-23-50/201/2014-304.

На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно – бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Судом установлено, что 21 февраля 2015 г. в принадлежащем истцу доме произошел пожар, что подтверждается справкой от 25 февраля 2015 г. N 23-80-9-42-4, выданной Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Отделением надзорной деятельности Центрального района г. Сочи из которой следует, что в 11часов 02 минуты был осуществлен выезд по сообщению пожаре. По прибытию на место было установлено, что произошло загорание строения, в результате которого основная часть строения и кровля огнем уничтожены полностью.

Справкой от 4 марта 2015 г. N 1902, выданной Государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинветаризация» сообщается, что в результате пожара произошедшего 21 февраля 2015 г., физический износ жилого дома по <...> г.< Ф.И.О. >2 составляет 86 %.

При таких обстоятельствах эксплуатация и проживанием в вышеуказанном жилом доме не возможна, действующим законодательством запрещена.

4 марта 2015 г. истцом подготовлен пакет документов, состоящий из градостроительного плана земельного участка, утвержденного директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, архитектурной части проекта реконструкции жилого дома по <...>, выполненного лицензированной организацией «Форум-Проект А», упомянутых выше справок о физическом износе здания и пожаре, а также технического паспорта на строение и правоустанавливающих документов.

Документы сданы в МАУ г. Сочи «МФЦ» (N 176347 от 4 марта 2015 г.), с заявлением об оказании муниципальной услуги «Выдача разрешения на реконструкцию объекта: «Индивидуальный жилой дом» по <...> г. < Ф.И.О. >2».

11 марта 2015 г. истцом получен ответ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с тем, что разрешенный вид использования земельного участка - «индивидуальные жилые дома». При этом, согласно градостроительному плану земельного участка от 4 декабря 2014 г. N 6789, земельный участок истца находится в зоне «СЗЗ-П» - санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов (ОАО «Сочинский мясокомбинат» - 300 м.), которая налагает ограничения в использовании земельного участка под жилищное строительство.

В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, отсутствие нарушения прав ФИО1

Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 г.) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Признавая оспариваемое решение законным, суд первой инстанции не учел, что при подаче заявления о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Категория земель и вид разрешенного использования указанного земельного участка не изменялись, участок в установленном законом порядке не изъят из оборота, в обороте не ограничен.

Градостроительный план земельного участка содержит сведения о том, что на участке в качестве основного вида разрешенного использования допускается индивидуальное жилищное строительство, определены его параметры. Содержатся данные о наличии подключений к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Суд первой инстанции сослался на Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, которое устанавливает единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202, установлены ограничения на территории санитарно-защитных зон техногенных стационарных источников.

Из пункта 13.2.5 ПЗЗ следует, что размещение новых объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространение границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны. При размещении объектов капитального строительства, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны в границах территориальных зон жилого, общественно-делового и рекреационного назначения, санитарно-защитная зона не должна распространяться за пределы границ земельных участков, на территории которых находятся указанные объекты.

При этом суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что дом истца был возведен до утверждения правил землепользования и застройки, и градостроительный регламент земельного участка, содержащий ограничения, исключающие застройку, ранее не устанавливался.

Правоустанавливающие документы, и документы территориального планирования относят земельный участок истца к территории, подлежащей индивидуальной жилой застройке. Однако в настоящий момент истец лишен возможности реализовать свои права землепользователя и собственника объекта строительства жилого назначения, уничтоженного в результате форс-мажорных обстоятельств.

ФИО1 не может, как реконструировать в установленном порядке поврежденный пожаром дом, так и проживать в нем.

Частью 1 статьи 15 Конституции РФ провозглашено, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции РФ), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2, Конституции РФ).

Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики РФ, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.

Право собственности на жилое помещение не может рассматриваться как исключительно экономическое право, поскольку выполняет социально значимую функцию и обеспечивает гражданину реализацию ряда основных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Конституционные положения, предоставляя государству достаточно широкую свободу усмотрения в области экономической политики и одновременно исходя из того, что в силу фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в отношения собственности допустимо, только если оно не является произвольным и не нарушает равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, предполагают разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей, а лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 11-П и от 4 июня 2015 г. N 13-П).

Судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство (реконструкцию) дома нарушает его права, учитывая, что восстановление жилища в данном случае является единственным действенным инструментом реализации прав административного истца, а ФИО1 предприняты все зависящие от него меры к соблюдению предусмотренных законом административных процедур.

В силу части 1 статья 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доводы административного истца о незаконности решения органа местного самоуправления последним не опровергнуты. Факт нарушения прав ФИО1 установлен судебной коллегией.

В соответствии с положениями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконным и нарушающим права и свободы человека принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пунктами 1 – 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Сочи от 3 июня 2015 г. отменить.

Принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: <...>, <...>.

Обязать департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в полном объеме устранить допущенные нарушения прав административного истца и выдать ФИО1 разрешение на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <...>, <...> согласно архитектурной части проекта реконструкции жилого дома при общей площади реконструируемого строения - 1331,4 кв.м., состоящего из трех жилых этажей, цокольного этажа и мансарды, площадью застройки - 443,8 кв.м., строительный объем - 5469,0 куб.м.

Председательствующий:

Судьи: