ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17540/2014 от 23.12.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 дело №...

 г. Уфа     23 декабря 2014 года

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.

 судей Мугиновой Р.Х., Свистун Т.К.

 при секретаре Филипповой М.Н.

 рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по иску ФИО1, ФИО2 к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, Администрации Иглинского района РБ, Администрации Урманский сельский совет Иглинского района РБ, Министерству труда и социальной защиты населения РБ, Главному Управлению МЧС РФ по РБ о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Уфа РБ от 21 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска ФИО1, ФИО3

 Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Правительству РБ, администрации МР Иглинский район РБ, администрации Урманский сельский совет МР Иглинский район РБ о взыскании расходов на представителя ... рублей, о выплате финансовой помощи по ... рублей в пользу каждого в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, единовременной материальной помощи по ... рублей в пользу каждого, указывая в обоснование, что ... года произошел взрыв в воинской части ... Министерства обороны РФ по адресу: ... . Комиссией от ... года был произведен осмотр по месту их жительства повредившегося в результате чрезвычайного происшествия имущества и составлен акт осмотра. Однако выплата финансовой помощи не производились, так как семья истцов не была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят отменить решение суда, не соглашаясь выводами суда, указав на неправильное истолкование фактических обстоятельств дела. Просят требования удовлетворить с учетом (зачетом) ранее выплаченных сумм.

 Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, представителя Администрации МР Иглинский район Республики Башкортостан М.А., представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Б.А., представителя Главного Управления МЧС РФ по РБ Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.

 Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

 Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Как разъяснено в п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 чт.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

 В связи с чрезвычайной ситуацией Распоряжением Правительства Российской Федерации от ... года №... в ... году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших ... года в с. ..., были выделены бюджетные ассигнования в размере ... тысяч рублей, в том числе, ... тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, ... тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, ... тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и ... тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ... года №... в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ... года №... направлены бюджетные ассигнования в объеме ... тыс. руб. Министерству труда и социальной защиты населения РБ, в том числе, ... тыс. руб. – на оказание гражданам единовременной помощи, ... тыс. руб. – на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Выделение финансовых средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации осуществляется только в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... года  № ... .

 Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан не были привлечены в качестве ответчиков.

 На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Нарушение судом норм процессуального права в силу п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене на основании ч.5 ст.330 ГПК РФ.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции от истца ФИО1 поступило заявление, в котором она просят рассмотреть дело в ее отсутствии, ответчики: Администрация Урманский сельский совет Иглинский район РБ, Управление Федерального казначейства по РБ, Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

 При указанных обстоятельствах и надлежащем извещении сторон по делу, судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в судебном разбирательстве, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства уважительных причин неявки в суд.

 В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить с зачетом ранее выплаченных сумм пояснив, что ... года она обратилась в Администрацию Урманский сельский совет Иглинского района РБ с заявлением о выплате мер социальной поддержки, ... года был произведен осмотр пострадавшего имущества, предметов первой необходимости, составлен акт осмотра. Дом расположен в эпицентре взрыва. Ее матери ФИО1 была произведена выплата стоимости поврежденного имущества по описи и оценке ИП Н. в сумме ... рублей, которые не соответствует действительной стоимости поврежденного имущества, полагает возможным вычесть выплаченную сумму.

 Также подтвердила, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ... года № ... истцам оказана помощь в размере ... рублей. Кроме этого, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ... года № ... и от ... года № ... истцам выплачена денежная компенсация по категории «неработающие пенсионеры» в размере ... рублей.

 Представитель администрации МР Иглинский район Республики Башкортостан М.А., в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований истцов просила отказать, пояснив, что по какой причине семья истцов не была включена в список не знает, однако стоимость поврежденного имущества возмещена, путем выплаты из средств республиканского бюджета.

 Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ Б.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований истцов просил отказать, ссылаясь на отсутствие резервных денежных средств.

 Представитель Главного Управления МЧС РФ по РБ Ш. исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований истцов просила отказать, ссылаясь на то, что Управление МЧС РФ по РБ является ненадлежащим ответчиком.

 Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, доказательства, выслушав сторон, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в части заявленных требований к Министерству труда и социальной защиты населения РБ о выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по следующим основаниям.

 Судебной коллегией установлено и сторонами не оспаривается, что ... года в с. ... ... района Республики Башкортостан произошел взрыв боеприпасов на складах артиллерийского вооружения войсковой части №..., что было признано чрезвычайной ситуацией.

 Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2 на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и проживали по адресу: ... и с ... года были эвакуированы в результате чрезвычайной ситуации.

 ... года ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район Республики Башкортостан об оказании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в с. ..., указав перечень поврежденного имущества первой необходимости в виде люстры, посуды, палас, гардины.

 ... года ФИО2 обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район Республики Башкортостан об оказании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в с. ..., указав перечень поврежденного имущества первой необходимости в виде люстры, посуды, палас, гардины, диван, два кресла, принтер.

 Повреждение указанного перечня имущества подтверждается актами осмотра поврежденного имущества от ... года.

 Из заключения оценщика Н. о рыночной стоимости поврежденного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в с. ... МР ... район РБ, по адресу: ... следует, что стоимость поврежденного имущества составила ... рублей.

 В заседании судебной коллегии установлено, что данная сумма была выплачена ФИО1 в ... году из республиканского бюджета согласно списку граждан, претендующих на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в с.... ... района РБ ... года. Данное обстоятельство в заседании судебной коллегии сторонами не отрицалось.

 В соответствии с пунктом «з» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

 Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее -население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).

 Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано понятие чрезвычайной ситуации, как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 Согласно подпункту «м» ст. 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, в том числе, принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

 Подпунктом «л» пункта 1 ст.11 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

 В соответствии с абз.7 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту «з» ст.10 указанного Федерального Закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

 В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года №750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

 При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

 В соответствии пунктом «д» ст.9 указанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

 Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан №... от ... года установлено - «выделить из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан ... млн. рублей Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан для оказания единовременной материальной помощи гражданам, эвакуированным и пострадавшим в результате пожара, произошедшего ... года в селе ... муниципального района ... район Республики Башкортостан, из расчета ... тыс. рублей на одно домохозяйство».

 В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №... от ... года Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара от взрыва боеприпасов на складах Минобороны России, произошедшего ... года в селе ... Республики Башкортостан, выделено ... тыс. рублей, в том числе ... тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 В связи с чрезвычайной ситуацией Распоряжением Правительства Российской Федерации от ... года №... в ... году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших ... года в с. ..., были выделены бюджетные ассигнования в размере ... тысяч  рублей, в том числе, ... тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, ... тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, ... тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и ... тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ... года №... в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ... года №... направлены бюджетные ассигнования в объеме ... тыс. руб. Министерству труда и социальной защиты населения РБ, в том числе, ... тыс. руб. – на оказание гражданам единовременной помощи, ... тыс. руб. – на оказание граждан финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Администрации МР Иглинский район РБ в срок до ... года поручено предоставить в Министерство труда и социальной защиты населения РБ согласованный с Главным управлением МЧС России по РБ список граждан на оказание единовременной материальной помощи и на оказание граждан финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ... года №... ответственным за подготовку документов для возмещения ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, были назначены Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре совместно с Министерством ЖКХ Республики Башкортостан, Главным управлением МЧС России поРеспублике Башкортостан, Минфином Республики Башкортостан.

 Администрацией МР Иглинского района Республики Башкортостан составлен список граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ... года в с. ... ... района РБ вследствие взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения воинской части ... .

 Указанный список согласован начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и утвержден главой администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

 Согласно представленному в суд копии указанного списка граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества следует, что семья ФИО1 (истицы по данному делу) была включена в этот список под порядковым номером ... .

 В представленном в суд копии списка граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате взрыва боеприпасов в войсковой части фамилии истцов отсутствуют.

 Установлено и не оспаривается то, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ... года № ... истцам оказана помощь в размере ... рублей. Кроме этого, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ... года № ... и от ... года № ... истцам выплачена денежная компенсация по категории «неработающие пенсионеры» в размере ... рублей.

 При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истцы не обладают правом требования дополнительной выплаты им единовременной материальной помощи, однако они обладают правом на выплату им финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества по ... рублей с зачетом ранее выплаченной ФИО1 суммы в ... рублей.

 При изложенных обстоятельствах Правительство РБ, Министерство финансов РБ, Администрация муниципального района Иглинский район РБ, Администрация Урманский сельский совет Иглинский район РБ, Главное Управление МЧС РФ по РБ не могут нести гражданско-правовую ответственность за выплату истцам не в полной мере финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, поскольку семья истцов была включена в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, распоряжениями Правительства РБ истцам оказана единовременная материальная помощь.

 Именно Министерство труда и социальной защиты населения РБ произвело неполную выплату заявителям указанной финансовой помощи.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 о выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации с зачетом ранее выплаченной ФИО1 суммы в ... рублей.

 Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которого состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

 С учетом сложности дела и степени участия представителя при разрешении спора судебная коллегия находит разумным и достаточным взыскание также с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу ФИО1, ФИО2 расходов на услуги представителя по ... рублей в пользу каждого.

 Руководствуясь ст.ст.327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Кировского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 21 января 2014 года отменить и вынести новое решение. Иск удовлетворить в части.

 Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в пользу ФИО2 ... рублей, в пользу ФИО1 ... рублей.

 Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан расходы по оплате услуг представителя в пользу ФИО2 ... рублей, в пользу ФИО1 ... рублей.

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2 отказать.

 Председательствующий:                    Ф.Т. Нурисламов

 Судьи:                                 Р.Х. Мугинова

                              Т.К. Свистун

 Справка: судья ...