ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17574/20 от 30.09.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-17574/2020 Судья: Добрынина А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Сальниковой В.Ю.

судей

Козловой Н.И.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Черновой П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2020 года гражданское дело №2-2550/2020 по апелляционной жалобе Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2020 года по иску Мишкиной Алёны Витальевны к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об установлении факта несоответствия действительности фразы, признании незаконным указания фразы, установлении факта своевременной реализации права на получение субсидии и ежемесячного пособия на ребенка, признании бездействия незаконным, признании решений незаконными, признании права на предоставление государственной социальной помощи.

Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., выслушав объяснения представителя истца - Кравченко Г.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Мишкина А.В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила:

- установить факт несоответствия действительности (ложности) фразы в письме Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №07-18415/19 от 27.11.2019, направленном Мишкиной А.В.: «В заявлении, форма которого утверждена распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.10.2013 №298-р, предусматривается указание сведений о составе семьи, о доходах, сведения о недвижимости и имуществе, принадлежащем семье на праве собственности. В Вашем заявлении от 25.11.2019 о предоставлении государственной социальной помощи данные сведения не указаны», и обязать направить опровержение данной фразы;

- признать незаконным указание фразы: «Обращаем Ваше внимание, что при последующем обращении за предоставлением государственной социальной помощи все денежные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, должны быть получены Вашей семьей в расчетный период» в решении Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №102/гсп от 26.12.2019, направленном истцу, и обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга повторно направить решение №102/гсп от 26.12.2019, оформленное надлежащим образом без указания данной фразы;

- установить факт своевременной реализации Мишкиной А.В. права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до первого обращения за государственной социальной помощью;

- установить факт своевременной реализации Мишкиной А.В. права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов до первого обращения за государственной социальной помощью;

- признать незаконным бездействие Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившееся в трехкратном непроведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) по заявлениям Мишкиной А.В. от 30.09.2019 № 33794375, от 24.10.2019 № 34280631, от 25.11.2019 № 34871938;

- признать незаконным бездействие Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившееся в трехкратном ненаправлении межведомственных запросов по заявлениям Мишкиной А.В. от 30.09.2019 № 33794375, от 24.10.2019 № 34280631, от 25.11.2019 № 3487193 в Жилищный комитет Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» о наличии либо отсутствии поданного Мишкиной А.В. заявления на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и принятого решения по данной субсидии в отношении Мишкиной А.В.;

- признать незаконным бездействие Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившееся в неистребовании в отделе социальной защиты Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга сведений о наличии либо отсутствии поданного Мишкиной А.В. заявления на предоставление ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов и принятого решения по данному пособию при рассмотрении заявления от 24.10.2019 № 34280631;

- признать незаконными решения Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 03.10.2019, 29.10.2019, 26.11.2019 об отказах в предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи;

- обязать Комиссию по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга определить три размера государственной социальной помощи по заявлениям Мишкиной А.В. от 30.09.2019, от 24.10.2019 и от 25.11.2019 в соответствии с законодательством и подготовить три решения в виде трех протоколов о предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи за периоды с 01.09.2019 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 31.10.2019, с 01.11.2019 по 30.11.2019 в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга издать три распоряжения на основании трех протоколов Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи за периоды с 01.09.2019 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 31.10.2019, с 01.11.2019 по 30.11.2019 в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга направить в СПб ГКУ «ГИРЦ» копии трех распоряжений о предоставлении Мишкиной А. В. государственной социальной помощи за период с 01.09.2019 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 31.10.2019, с 01.11.2019 по 30.11.2019 в течение пятнадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 30.09.2019, 24.10.2019 и 25.11.2019 она через СПб ГКУ «МФЦ» подала заявления в ОСЗН Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о предоставлении государственной социальной помощи (далее также – ГСП) в соответствии с главой 33-2 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее также – Социальный кодекс Санкт-Петербурга), однако решениями Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в предоставлении государственной социальной помощи ей было отказано. На основании ее заявления от 17.12.2019 решением от 26.12.2019 государственная социальная помощь ей предоставлена на срок с 01.12.2019 по 29.02.2020. Поскольку она является матерью-одиночкой, зарегистрирована и проживает по адресу: Санкт-Петербург, Придорожная аллея, д. 21 кв. 190, трудоустроена, однако находится в отпуске по уходу за ребенком М.В.С., <дата> года рождения, приняла все меры для увеличения дохода семьи, вместе с тем, даже с учетом детского пособия и компенсационной выплаты доход составил менее прожиточного минимума по причине, не зависящей от нее, считает отказы в предоставлении государственной социальной помощи в сентябре – ноябре 2019 года незаконными, так как она имеет право на получение ГСП, представила все документы и достоверные сведения, необходимые для принятия положительного решения, приняла все меры для увеличения дохода до обращения за ГСП, в том числе оформила и получает детское пособие, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иные выплаты, на которые имеет право.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03.06.2020 признаны незаконными решения Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 03.10.2019, 29.10.2019, 26.11.2019 об отказе в предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи; на Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить Мишкиной А.В. государственную социальную помощь за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований Мишкиной А.В. ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Со стороны истца Мишкиной А.В. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда в обжалуемой ответчиком части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом в части требований, в удовлетворении которых судом первой инстанции постановлено решение об отказе в иске, истцом заявлен частичный отказ от иска, последствия которого стороне истца судебной коллегией разъяснены.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец и представитель ответчика не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец Мишкина А.В. направила для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, ответчик Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга причин неявки своего представителя не сообщил, об отложении разбирательства дела не просил, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения в обжалуемой части судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска полностью или в части заявленных требований.

Согласно статье 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска был заявлен в судебном заседании, такой отказ заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями 2 и 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, за исключением прекращения производства по делу о защите прав и законных интересов группы лиц в порядке, установленном частью 7 статьи 244.24 настоящего Кодекса (статья 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Последствия частичного отказа от иска и прекращения по данному основанию производства по делу, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцу, исходя из представленного заявления, а также пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции, известны и понятны.

Судебная коллегия, обсудив заявленный истцом частичный отказ от иска, исследовав материалы дела, полагает, что отказ от исковых требований в части установления факта несоответствия действительности (ложности) фразы в письме Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №07-18415/19 от 27.11.2019, направленном Мишкиной А.В.: «В заявлении, форма которого утверждена распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.10.2013 №298-р, предусматривается указание сведений о составе семьи, о доходах, сведения о недвижимости и имуществе, принадлежащем семье на праве собственности. В Вашем заявлении от 25.11.2019 о предоставлении государственной социальной помощи данные сведения не указаны», и обязания направить опровержение данной фразы; признания незаконным указания фразы: «Обращаем Ваше внимание, что при последующем обращении за предоставлением государственной социальной помощи все денежные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, должны быть получены Вашей семьей в расчетный период» в решении Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга №102/гсп от 26.12.2019, направленном истцу, и обязания Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга повторно направить решение №102/гсп от 26.12.2019, оформленное надлежащим образом без указания данной фразы; установления факта своевременной реализации Мишкиной А.В. права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до первого обращения за государственной социальной помощью; установления факта своевременной реализации Мишкиной А.В. права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов до первого обращения за государственной социальной помощью; признания незаконным бездействия Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившегося в трехкратном непроведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) по заявлениям Мишкиной А.В. от 30.09.2019 № 33794375, от 24.10.2019 № 34280631, от 25.11.2019 № 34871938; признания незаконным бездействия Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившегося в трехкратном ненаправлении межведомственных запросов по заявлениям Мишкиной А.В. от 30.09.2019 № 33794375, от 24.10.2019 № 34280631, от 25.11.2019 № 3487193 в Жилищный комитет Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» о наличии либо отсутствии поданного Мишкиной А.В. заявления на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и принятого решения по данной субсидии в отношении Мишкиной А.В.; признания незаконным бездействия Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившегося в неистребовании в отделе социальной защиты Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга сведений о наличии либо отсутствии поданного Мишкиной А.В. заявления на предоставление ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов и принятого решения по данному пособию при рассмотрении заявления от 24.10.2019 № 34280631; обязания Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга направить в СПб ГКУ «ГИРЦ» копии трех распоряжений о предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи за период с 01.09.2019 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 31.10.2019, с 01.11.2019 по 30.11.2019 в течение пятнадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, в связи с чем полагает возможным принять отказ от иска в данной части с отменой решения суда в части отказа в удовлетворении указанных исковых требований и прекращением производства по делу.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части решения, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения (статья 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В Санкт-Петербурге с 01.01.2013 государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, в виде социального пособия предоставляется в соответствии с главой 33-2 Социального кодекса Санкт-Петербурга.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Мишкина А.В. трудоустроена в ООО «Арктос» с 02.12.2016, с 05.05.2018 по 12.08.2019 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (М.В.С., <дата> года рождения), с 13.08.2019 находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Ее доход в сентябре-ноябре 2019 года составил 50 руб. в месяц, в августе 2019 года – 4765 руб. 98 коп.

13.08.2018 Мишкиной А.В. предоставлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на период с 12.02.2018 по 31.08.2019.

29.09.2019 Мишкина А.В. обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидия предоставлена на срок с 01.10.2019 по 31.03.2020 в размере 3 742 руб. 90 коп.

В этот же день истец подала заявление на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Распоряжением Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 16.10.2019 истцу предоставлено пособие на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет с 01.09.2019 по 29.02.2020 в размере 1 451 руб.

30.09.2019 Мишкина А.В. подала заявление № 33794375 о предоставлении ей государственной социальной помощи, по результатам рассмотрения которого Комиссия по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи (далее также – Комиссия) решением от 03.10.2019 отказала в предоставлении ГСП в связи с отсутствием выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде (июнь, июль, август 2019 года).

24.10.2019 Мишкина А.В. вновь подала заявление об оказании ГСП в виде социального пособия, однако решением Комиссии от 29.10.2019 ей вновь было отказано в связи с отсутствием выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде (июль, август, сентябрь 2019 года) и ежемесячного детского пособия за сентябрь 2019 года.

25.11.2019 Мишкина А.В. в третий раз подала заявление на предоставление ей ГСП, однако решением Комиссии от 26.11.2019 в предоставлении ГСП ей отказано в связи с отсутствием выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде (август и сентябрь 2019 года).

Государственная социальная помощь предоставлена Мишкиной А.В. решением Комиссии от 26.12.2019 на основании заявления Мишкиной А.В. от 17.12.2019 в виде социального пособия в размере 21 023 руб. ежемесячно на период с 01.12.2019 по 29.02.2020 по результатам материально-бытового обследования положения и условий проживания ее семьи.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, правильно применив положения Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Социального кодекса Санкт-Петербурга, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь и региональная социальная доплата к пенсии» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.10.2013 № 298-р, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания незаконными решений от 03.10.2019, 29.10.2019, 26.11.2019 и возложения на ответчика обязанности предоставить Мишкиной А.В. государственную социальную помощь за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, поскольку решения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи являются неправомерными.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в апелляционной жалобе ответчика по существу не опровергнуты.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее - Перечень).

Согласно Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (подпункт «д» пункта 1).

Преамбулой главы 33-2 Социального кодекса Санкт-Петербурга определены основные понятия, используемые для целей данной главы. В частности, социальным пособием признается единовременное или ежемесячное безвозмездное предоставление определенной денежной суммы малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях поддержания их уровня жизни; в свою очередь, малоимущей признается семья, среднедушевой доход которой по не зависящим от членов семьи причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения.

В соответствии с частью 1 статьи 117-5 Социального кодекса Санкт-Петербурга размер государственной социальной помощи и размер государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия определяются как разница между суммой величин прожиточных минимумов на дату обращения и общим доходом членов малоимущей семьи или как разница между величиной прожиточного минимума на дату обращения и доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В целях реализации главы 33-2 Социального кодекса Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 №595 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, который регулирует вопросы предоставления государственной социальной помощи.

Так, согласно пунктам 3.1, 3.1.1 указанного Порядка, одной из уважительных причин, по которой заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и(или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) в расчетном периоде среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для соответствующих социально-демографических групп населения, для получения государственной социальной помощи является осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и(или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет.

Пунктами 2.13 и 2.14 Порядка предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге определено, что государственная социальная помощь предоставляется с месяца подачи заявления. Администрация района отказывает в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Как следует из выписок из протоколов заседаний Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи от 03.10.2019 № 77/гсп, от 29.10.2019 № 84/гсп, от 26.11.2019 № 92/гсп и направленных в адрес Мишкиной А.В. уведомлений по результатам рассмотрения ее обращений за государственной социальной помощью, отказывая истцу в предоставлении ГСП за спорный период на основании заявлений от 30.09.2019, 24.10.2019 и 25.11.2019, Комиссия сослалась на отсутствие выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в июне, июле, августе 2019 года (применительно к обращению от 30.09.2019), на отсутствие выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в июле, августе, сентябре 2019 года и ежемесячного детского пособия за сентябрь 2019 года (применительно к обращению от 24.10.2019), на отсутствие выплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в августе, сентябре 2019 года (применительно к обращению от 25.11.2019), что согласно позиции ответчика выраженной в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, свидетельствует о непринятии мер по назначению выплат, предусмотренных действующим законодательством, то есть сознательном неиспользовании возможности по увеличению доходов семьи, в связи с чем причину, по которой среднедушевой доход семьи составляет величину ниже прожиточного минимума, нельзя отнести к независящей от истца.

Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующий в настоящее время Порядок не предусматривает такого основания отказа в предоставлении государственной социальной помощи, как непринятие заявителем мер к увеличению доходов. Такое основание отказа содержалось в ранее действовавшем Порядке, утвержденном распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 28.04.2003 № 809-а, утратившем силу с 06.06.2012.

Иных оснований к отказу в предоставлении ГСП ответчиком в оспариваемых истцом решениях об отказе в предоставлении ГСП не приведено; факт предоставления истцом ответчику неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности при рассмотрении настоящего дела не установлен.

При таком положении, принимая во внимание размер среднедушевого дохода семьи истца, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований полагать, что незначительность доходов истца образовалась исключительно по зависящим от нее обстоятельствам.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что Порядком предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге осуществление ухода за ребенком до трех лет прямо отнесено к числу уважительных причин для получения ГСП, а потому необращение истца за предоставлением субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг за три месяца, предшествующих месяцу первого обращения за государственной социальной помощью, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

При этом, как установлено судом, 29.09.2019 Мишкина А.В. обратилась с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет, субсидия предоставлена на срок с 01.10.2019 по 31.03.2020 в размере 3 742 руб. 90 коп., пособие на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет предоставлено на срок с 01.09.2019 по 29.02.2020 в размере 1 451 руб., однако, их получение не позволило достичь уровня дохода, превышающего величину прожиточного минимума в Санкт-Петербурге, что подтверждается фактом предоставления истцу ГСП в декабре 2019 года.

При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильным выводам об отсутствии доказательств, подтверждающих неполноту и (или) недостоверность сведений, представленных истцом при обращении за государственной социальной помощью, в связи с чем решения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи обоснованно признаны неправомерными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Мишкина А.В. не представляла никаких письменных объяснений либо документов по поводу необращения за жилищной субсидией, а также о том, что до сентября 2019 года она не обращалась за предоставлением ГСП не подрывают правильности выводов суда первой инстанции, поскольку не позволяют вынести суждение о правомерности отказа Мишкиной А.В. в предоставлении ГСП.

Относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих неполноту и (или) недостоверность сведений, представленных истцом при обращении за государственной социальной помощью, ответчиком не представлено, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для предоставления государственной социальной помощи сводятся к отсутствию сведений об обращении истца с заявлением о предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что само по себе не является основанием для отказа в предоставлении ГСП.

Разрешая спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

По сути, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой ответчиком части.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2020 года в удовлетворения исковых требований Мишкиной Алёны Витальевны к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконными решений Комиссии по предоставления государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, экстренной социальной помощи Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 03.10.2019, 29.10.2019, 26.11.2019 об отказе в предоставлении Мишкиной А.В. государственной социальной помощи, обязании Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга предоставить Мишкиной А.В. государственную социальную помощь за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В остальной части решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2020 года – отменить.

Принять частичный отказ истца Мишкиной Алены Витальевны от иска.

Производство по делу в данной части прекратить.

Председательствующий:

Судьи: