ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1758/2015 от 08.12.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ак-кыс А.В. дело № 33-1758/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 8 декабря 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

судей Дулуша В.В., Баутдинова М.Т.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Арчумаевой Н.С. к Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения права собственности по апелляционной жалобе представителя истца Чомбурук О.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 июля 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Арчумаева Н.С. обратилась в суд к ответчикам с иском об устранении нарушений права собственности, указывая на то, что 13 марта 1990 года решением №119 Кызылского городского совета народных депутатов исполнительного комитета был создан Жилищно-строительный кооператив № 4. 28 апреля 1990 года истцом оплачен вступительный взнос за 2-х комнатную квартиру: 14 февраля 1992 года – ** рублей, 26 октября 1992 года – ** рублей, 18 ноября 1992 года – ** рублей, 28 мая 1993 года – ** рублей. Пай оплачен в полном размере с учетом удорожания строительства. За счет личных денежных средств пайщиков было полностью оплачено строительство указанного дома и погашен государственный кредит, который был предоставлен Сбербанком. Считает, что с этого момента у истца возник материально-правовой интерес, а также право собственности на квартиру. В соответствии с ст. 13 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 июня 1992 года член ЖСК, полностью внесший паевой взнос за квартиру, приобретает право собственности на это имущество. Право собственности она реализовать не может из-за отсутствия объекта собственности. 18 июня 1994 года на общем собрании пайщиков кооператива было распределение квартир в доме, согласно которому истице досталась квартира в подъезде № ** третий этаж, квартира № **. 30 декабря 2002 года актом приемки законченного строительства заказчик – Управление инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва принял жилой дом по адресу: **, подъезды с 1-6, общей площадью ** кв.м. Стоимость дома со сметной документацией на 15 июля 2002 года составила ** рублей. Со стороны Правительства РТ были даны обещания, что завершение строительства оставшихся подъездов 7,8,9 будет осуществлено в период 2002 года. До настоящего времени объект не возведен. Истец вместе с другими пайщиками из трех подъездов 7,8,9 всего 100 человек остались обманутыми. За период с 1993 года по 2014 года (21 год) пайщики неоднократно обращались в Правительство Республики Тыва и другие органы власти за содействием в решении вопроса о строительстве кооператива. До настоящего времени вопрос о строительстве подъездов 7,8,9 кооперативного дома не решен, не найдены альтернативные способы решения жилищного вопроса обманутых пайщиков, не предложены компенсационные выплаты из-за невозможности строительства дома. В ответах на многочисленные обращения имеет место отписка о невозможности строительства в виду отсутствия финансирования. Министерство строительства РТ определено уполномоченным органом по реализации подпрограммы. При наличии возложенных полномочий, несмотря на включение в программу «Жилище» строительства 3-х подъездов 7,8,9 многоквартирного дома ЖСК, Министерством полномочия не реализованы, то есть имеется факт бездействия, невыполнения возложенных функций согласно Положению о Министерстве.

Истица просила обязать Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, устранить нарушение права собственности истца путем внесения предложения в Правительство Республики Тыва по финансированию капитального строительства и сокращению объема незавершенного строительством (7,8,9 подъездов) жилого дома ЖСК-4 по адресу: ** в течение 2-х месяцев со дня вступления в силу решения суда, обязать Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва устранить нарушение права собственности истца путем разработки и представления в Правительство Республики Тыва предложения о включении незавершенного строительства 3-х подъездов жилого дома ЖСК-4 по вышеуказанному адресу в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение жителей РТ доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы», обязать Правительство Республики Тыва устранить нарушение права собственности истца путем включения незавершенного строительства 3-х подъездов жилого дома ЖСК-4 по вышеуказанному адресу в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение жителей РТ доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы» в течение 1 месяца с момента представления предложения от Министерства строительства Республики Тыва, обязать ответчиков - Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительство Республики Тыва в лице Минфина Республики Тыва устранить нарушение права собственности истца путем реализации государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей РТ доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы» и обеспечения финансирования по завершению строительства 3-х подъездов жилого дома ЖСК-4 по вышеуказанному адресу с момента включения в государственную программу незавершенного строительства 3-х подъездов жилого дома ЖСК-4, обязать Государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Республики Тыва» устранить нарушение права собственности истца путем исполнения принятых договорных обязательств Заказчика по строительству и вводу кооперативного дома ЖСК-4 и обеспечения завершения строительства и окончательного ввода в эксплуатацию жилого дома в 2017 году.

Решением суда исковые требования Арчумаевой Н.М. к Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения права собственности оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласилась представитель истицы Чомбурук О.М., действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указала на то, что судом нарушены нормы процессуального права. Факт возникновения собственности у истицы доказан, истец оплатила в полном объеме паевой взнос на строительство квартиры, в силу п. 2 ст. 7 Закона СССР от 6 марта 1990 года «О собственности в СССР, п. 2 ст. 7 Закона РСФСР от 24 июня 1992 года «О собственности в РСФСР» и ч. 4 ст. 218 ГК РФ. Вывод суда о том, что истица не является фактическим владельцем квартиры из-за отсутствия самой квартиры противоречит данным нормам закона. Также истцом доказано нарушение права собственности. Вывод суда о ненадлежащем способе защиты противоречит ст. 46 Конституции РФ и ущемляет права истца на судебную защиту. ЖСК-4 не является собственником имущества, в связи с чем не имеет права подавать иски об устранении нарушения права собственности в интересах пайщиков и в интересах ЖСК-4. ГК РФ не содержит норм, в соответствии с которыми запрещена судебная защита права собственности при отсутствии объекта собственности. Судом не дана оценка тому, что фактическими инвесторами строительства жилого дома являются пайщики. Вывод суд о том, что судебное решение не может подменять решение исполнительных органов ошибочен, так как истица просила устранить нарушения права путем выполнения действий, в рамках полномочий и функций каждого ответчика, не просила вынести решение заменяющее акт органа власти.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчиков - Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва Суван-оол А.О., Правительства Республики Тыва Токмашова Е.Е. с апелляционной жалобой не согласились.

Истица Арчумаева Н.С., представитель истицы Чомбурук О.М., представители ответчиков - ГБУ РТ «Управление капитального строительства» и Министерство финансов РТ, третьего лица - ЖСК № 4, Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора РТ, Департамента финансов мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителей ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Согласно части 2 статьи 7 Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305 "О собственности в СССР", действовавшим на момент возникновения данных правоотношений, член жилищно-строительного кооператива, полностью внёсший свой паевой взнос за квартиру или иное строение, или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество. Аналогичное положение содержалось в статье 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР" и содержится в части 4 статьи 218 Гражданского кодекса РФ.

Судом установлено, что истица Арчумаева Н.С. оплатила пай за 2-х комнатную квартиру в ЖСК № 4 полном объёме с учётом удорожания строительства, что подтверждается квитанциями от 14 февраля 1992 года на сумму ** рублей, от 26 октября 1992 года на сумму ** рублей, от 18 ноября 1992 года на сумму ** рублей, от 28 мая 1993 года ** рублей.

Строительство жилого дома ЖСК № 4 по адресу: ** принял на себя Кызылский домостроительный комбинат согласно договору подряда от 19 января 1990 года, заключённому между ОКС Кызылского горисполкома («заказчик») и Кызылским домостроительным комбинатом («подрядчик»). Срок окончания строительства - май 1992 года.

12 апреля 1990 года Жилищно-строительный кооператив № 4 и ОКС Кызылского горисполкома заключили договор в соответствии с решением общего собрания членов кооператива от 24 февраля 1990 года, согласно которому кооператив передал, а ОКС Кызылского горисполкома принял на себя функции заказчика по проектированию и строительству кооперативного жилого дома в **. Сроки строительства: начало - 1990 год, окончание - май 1992 года. ОКС несёт ответственность за сроки и качество строительства кооперативного жилого дома. Жилищно-строительный кооператив обеспечивает финансирование строительства кооперативного жилого дома в соответствии с Правилами кредитования кооперативного жилищного строительства.

Согласно справке председателя правления жилищно-строительного кооператива № 4 Абрамовой В.Я. истцу выделена квартира № ** в **-м подъезде.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что после 1992 года строительство жилого дома не производилось в связи с удорожанием стоимости строительства жилья, в связи с чем 14 декабря 1994 года постановлением Правительства Республики Тыва № 544 «О мерах по обеспечению достройки незавершённых строительством жилых домов» принято решение о передаче для завершения строительства либо продаже незавершённых строительством жилых домов в связи с отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального или республиканского бюджета.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 2 июня 1998 года № 328 внесены изменения в перечень объектов, финансируемых в 1998 году из федерального бюджета, куда вошло и строительство 313-квартирного жилого дома ЖСК г. Кызыла на сумму ** рублей.

Законом Республики Тыва от 17 апреля 1999 года № 213 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 1999 год» строительство 313-квартирного жилого дома в г. Кызыле включено в инвестиционную программу за счёт республиканского бюджета на 1999 год, для чего предусмотрено погашение кредиторской задолженности за выполненные работы в 1995 – 1998 годы в сумме ** рублей.

Из постановления Правительства Республики Тыва от 5 июня 2001 года № 723 «О распределении средств, поступивших из фонда регионального развития на финансирование федеральных программ» следует, что поступившие средства из федерального фонда регионального развития на финансирование федеральных программ в сумме ** рублей направлены в Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва, в том числе на жилищное строительство 315-квартирного жилого дома в г. Кызыле - ** рублей.

4 октября 2001 года постановлением Правительства Республики Тыва № 1254 «О распределении средств, поступивших из фонда регионального развития на финансирование федеральных программ развития регионов» в Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва направлено для жилищного строительства 313-квартирного жилого дома в г. Кызыле ** рублей.

9 ноября 2001 года постановлением Правительства Республики Тыва № 1304 «О распределении средств, поступивших из фонда регионального развития на финансирование федеральных программ развития регионов» в Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва направлено для жилищного строительства 313-квартирного жилого дома в г. Кызыле ** рублей.

Из акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта 313-квартирного жилого дома ЖСК №4 по ул. ** в г. Кызыле следует, что 30 декабря 2002 года ООО «Коопстройтранс» закончил строительство и сдал, а Управление инвестиционного строительства приняло в эксплуатацию 1, 2, 3, 4, 5, 6 подъезды 313-квартирного жилого дома ЖСК № 4 по ул. ** в г. Кызыле, всего 214 квартир общей площадью 12638, 44 кв.м. Стоимость объекта по утверждённой проектно-сметной документации составила ** рублей.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 октября 2002 года № 746 вышеуказанный акт приёмки в эксплуатацию объекта утверждён. Правительство Республики Тыва обязало Министерство имущественных отношений Республики Тыва включить указанный объект в реестр государственной собственности Республики Тыва и передать объект на баланс ГУП «Коммунальщик».

Однако подъезды с 7 по 9 жилого дома ** по ул. ** не были достроены в связи с удорожанием стоимости строительства. Поскольку истцу была выделена квартира в 7-м подъезде, квартиру она не получила.

Учитывая данные обстоятельства, а также установив, что правоотношения, возникающие между членами кооператива и кооперативом, основаны на Уставе данного кооператива, который создан с целью получения гражданами жилья за счет своих паевых взносов, Арчумаевой Н.С. избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, который не влечет восстановления права истца на имущество, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку Арчумаева Н.С. фактическим владельцем квартиры, за который она полностью внесла пай, не является, так как указанная квартира не построена и по акту передачи Арчумаевой Н.С. не передавалась, соответственно, как объект права собственности не существовала. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе принимать решения о формировании государственных программ субъекта Российской Федерации (далее - государственные программы), а также определять порядок их формирования и реализации.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права.

Исходя из части 2 статьи 7 Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305 "О собственности в СССР", статьи 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР" и части 4 статьи 218 Гражданского кодекса РФ истец не является собственником квартиры по адресу: **, так как квартира, за которую она оплатила пай, ей в пользование не передавалась, она является лишь собственником пая в ЖСК № 4, право собственности истца на пай в кооперативе ответчиками не оспаривается, следовательно, истец не может требовать устранения нарушения права собственности на основании статьи 304 ГК РФ, то есть ею избран ненадлежащий способ защиты права.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствует как таковой объект вещного права (квартира или доля в праве собственности на объект незавершенного строительства), а также нормы обязательственного права (статьи 309, 310 ГК РФ) в связи с тем, что истец состоит в правоотношениях с ЖСК №4, которому уплачен паевой взнос, а последний в свою очередь состоял в договорных отношениях с ОКС Кызылского горисполкома.

Из имеющихся в материалах дела документов следует и сторонами не оспаривалось, что ГБУ Республики Тыва «УКС» является правопреемником ОКС Кызылского горисполкома, а также соответствующих подразделений Правительства Республики Тыва, занимавшихся вопросами капитального строительства.

21 марта 2003 года Управление инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва реорганизовано в форме преобразования в ГБУ РТ «УКС», что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно материалам дела, ЖСК №4 был создан при органе местного самоуправления (Кызылский горисполком). При этом при ведении строительства многоквартирного дома по адресу: **, кооператив функций заказчика по проектированию и строительству дома не осуществлял, а передал соответствующие функции по договору от 12 апреля 1990 года первоначально отделу капитального строительства органа местного самоуправления (ОКС Кызылского горисполкома), а впоследствии по договорам от 29 апреля 1994 года и от 21 апреля 1997 года соответствующему подразделению Правительства Республики Тыва, занимавшемуся вопросами капитального строительства, правопреемником которого является ГБУ РТ «УКС». Кооператив также внёс на специальный счёт заказчика денежные средства, собранные за счёт паевых взносов, в установленном соглашением размере.

Таким образом, непосредственно члены кооператива (пайщики) в договорных отношениях с заказчиком (ОКС Кызылского горисполкома) не состояли, поэтому истица Арчумаева Н.С. не вправе требовать в судебном порядке исполнения принятых договорных обязательств в виде обязания ответчика – ГБУ РТ «УКС» исполнить договорные обязательства Заказчика по строительству и вводу жилого дома ЖСК № 4 по адресу: ** и обеспечения завершения строительства и окончательного ввода в эксплуатацию жилого дома в 2017 году.

Ответчики - Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительство Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва каких-либо обязательств, в том числе о строительстве 3-х подъездов жилого дома ЖСК № 4 по адресу: **, перед членами кооператива, а также перед истцом Арчумаевой Н.С. на себя не принимали.

То обстоятельство, что незавершённый строительством жилой дом ЖСК № 4 (3 подъезда, 108 квартир) по ул. ** уже включался в целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Тыва на 2011 – 2015 годы», утверждённую постановлением Правительства Республики Тыва от 24 мая 2011 года № 322, согласно которой строительство указанного дома должно было начаться во втором полугодии 2011 года, а ответственным исполнителем указанного строительства должно было быть Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, не может быть основанием для удовлетворения исковых требований истца Арчумаевой Н.С. об обязании ответчика – Минстроя РТ осуществить строительство 3-х подъездов жилого дома ЖСК № 4 по адресу: **, так как, во-первых, орган государственной власти Республики Тыва не может нести ответственность перед отдельными гражданами за то, что он не исполнил государственные программы, во-вторых, данное мероприятие программы не реализовано Минстроем РТ в связи с отсутствием финансирования, которое зависело от объёма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ, утверждаемых законами Республики Тыва на соответствующий финансовый год.

Как установлено судебной коллегией, постановлением Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 года № 219 утверждена государственная программа Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильём на 2014 - 2020 годы», ответственный исполнитель программы - Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва.

Указанной государственной программой не предусмотрено финансирование мероприятия по завершению строительства многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, **.

В соответствии с пунктом 40 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-I «О Правительстве Республики Тыва» разработка и утверждение государственных программ Республики Тыва, обеспечение их реализации относится к полномочиям Правительства Республики Тыва.

Суд первой инстанции правильно указал, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе принимать решения о формировании государственных программ субъекта Российской Федерации, а также определять порядок их формирования и реализации.

Действующее законодательство не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, в утвержденную государственную программу, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для субъекта Российской Федерации, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может выйти за пределы предоставленных лимитов.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря 2015 года.

Председательствующий

Судьи