Судья: Дорохина И.В. дело № 33-17599/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хугаева А.Г.,
судей Кучинского Е.Н., Магоня Е.Г.,
при секретаре <данные изъяты> А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2018 года апелляционную жалобу Радина В. А. на решение Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2018 года по делу по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Радину В. А. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования,
заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к Радину В.А. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования.
В обоснование заявленных требований указал, что 28.12.2015 на основании правил землепользования и застройки <данные изъяты> муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 1588,00 кв.м., кадастровый <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, находящегося в собственности Радина В.А., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания».
На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении ВРИ от <данные изъяты><данные изъяты> Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес гражданина Радина В.А. уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 258 574, 04 руб.
Плата в бюджет Московской области на основании уведомления от <данные изъяты><данные изъяты> гражданином Радиным В.А. не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от <данные изъяты><данные изъяты>. В ответ на претензию гр. Радин В.А. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка. Поскольку ВРИ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменен на основании правил землепользования и застройки Ногинского района, плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению в бюджет Московской области на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ.
Ответчик просил суд взыскать с Радина В. А. в пользу Министерства имущественных отношения Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 258 574 рублей 04 копейки.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в суд не явился, о явке извещен.
Ответчик Радин В.А. в суд не явился, о явке извещен.
Представитель ответчика Ганюхина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2018 года исковые требования были удовлетворены. Суд взыскал с Радина В.А. в пользу Министерства имущественных отношения Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 258 574 (двести пятьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят четыре) рублей 04 копейки; взыскал с Радина В.А. в бюджет г. Ногинска Московской области государственную пошлину в размере 5 785 (пять тысяч семьсот восемьдесят пять) рублей 74 копейки.
В апелляционной жалобе Радин В.А. просит об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что ответчик Радин В.А. является собственником земельного участка, площадью 1588 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права по состоянию на 10.09.2014.
28.12.2015 на основании правил землепользования и застройки г. Ногинска Ногинского муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 1588 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, находящегося в собственности Радина В.А., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания».
На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении ВРИ от <данные изъяты><данные изъяты> Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес Радина В.А. уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 258 574,04 руб.
21.07.2016 ответчик направил возражение на уведомление о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
20.01.2016 ответчик Радин В.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО с заявлением о внесении изменений в ЕГРП. По итогам рассмотрения заявления, 21.01.2016 ответчиком было получено новое свидетельство о государственной регистрации права с измененными характеристиками земельного участка: категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома для сезонного проживания.
Плата в бюджет Московской области ответчиком не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от <данные изъяты><данные изъяты>.
В ответ на претензию Радин В.А. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 N П/389.
Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную).
Плата взимается при изменении ВРИ на основании:
- Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч. 1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);
- Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ);
- Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);
- Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).
В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).
В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Аналогичное положение содержится в ч. 16 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ в действующей редакции.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными нормами права, а также ст. 56 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку у Радина В.А. возникла обязанность по плате за изменение вида разрешенного использования его земельного участка с КН <данные изъяты> в соответствии с ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ, изменения которого были внесены на основании правил землепользования и застройки Ногинского района. Доказательств того, что ответчик внес указанную плату, представлено не было, как и не было представлено доказательств о наличии оснований для освобождения его от внесения платы за изменение вида разрешенного использования.
Судом верно отклонил доводы Радина В.А. о том, что он воспользовался своим правом и привел характеристики земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствии с градостроительными регламентами, поскольку это не является основанием для освобождения его от взыскания платы за изменения вида разрешенного использования.
Также утверждения ответчика о том, что обязательным условием взимания платы является обращение в орган местного самоуправления муниципального образования и принятия этим органом соответствующего решения сводится к неправильному толкованию норм действующего законодательства, поскольку из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).
Согласно положениям части 3 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 43-Ф3 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 05 апреля 2013 г. N 43-Ф3) плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Градостроительный план земельного участка утвержден решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от 28.12.2016 №498/64, Правила застройки и землепользования <данные изъяты>, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «город Ногинск Московской области» от 29.08.2013г. №8/51, т.е. после вступления в силу Закона от 05 апреля 2013 №43-Ф3.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2018 года – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Радина В. А. – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: