ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-175/2014 от 30.01.2014 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 33-175/2014

Докладчик: Майорова Л.В.

Судья: Бычкова Л.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 января 2014 года Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Майоровой Л.В., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Аксютич А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Орле гражданское дело по заявлениям <...> о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет,

по апелляционной жалобе Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» на решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 6 ноября 2013 года, которым постановлено:

«Заявленные требования <...> к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» о признании незаконными решений органа, наделенного властными полномочиями, удовлетворить.

Признать незаконными решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области»: от 10.07.2013 г. № <...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...> об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу: <...>.

Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» осуществить по заявлениям <...> кадастровый учет объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу: <...>

Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» в пользу <...> расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>».

Заслушав доклад судьи областного суда Майоровой Л.B., объяснения представителей заинтересованного лица - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» по доверенностям <...> С.Н. и <...> А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу заявителя <...> Т.И. и его представителя по доверенности <...> Н.И., Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

<...> Т.И. обратился в суд с заявлениями о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет.

Гражданские дела по данным заявлениям (всего – 61 заявление) судом объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований указал, что он, являясь кадастровым инженером, обратился в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» через портал Росреестра с заявлениями в электронном виде о постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: <...>, к которым прилагались межевые планы.

Решениями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» было отказано в осуществлении кадастрового учета по тем основаниям, что представленные им межевые планы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Заявитель считает, что указание органа кадастрового учета в качестве основания к отказу в постановке земельных участков на кадастровый учет о необходимости включения в состав межевого плана схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории либо акта согласования границ, противоречит нормам Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Ссылается на то, что необходимость составления акта согласования границ возникает только при постановке на кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, а в данном случае земельные участки ставились на кадастровый учет впервые.

Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующих территорий предусмотрены при образовании земельных участков в порядке, установленном статьями 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ.

Предоставление спорных земельных участков по данным нормам Земельного кодекса РФ не осуществлялось, так как они оформлялись с целью последующего приобретения в аренду юридическим лицом для целей, не связанных со строительством, для обслуживания комплексных трансформаторных подстанций, которые не являются объектами недвижимого имущества.

Полагает, что органом кадастрового учета у заявителя фактически истребуются дополнительные документы, подтверждающие принадлежность земельных участков к определенной категории земель, и документы, подтверждающие разрешенное использование земельных участков, которые в силу прямого указания закона запрашиваются кадастровым органом самостоятельно в органах государственной власти и местного самоуправления (пункты 8 и 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Ссылается на то, что незаконные решения органа кадастрового учета непосредственно затрагивают его права, поскольку принятие более чем 10 раз в течение календарного года решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных законодательством к ведению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, является основанием для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Поскольку представленные им с заявлениями о постановке земельных участков на кадастровый учет межевые планы отвечают установленным требованиям, заявитель просил суд признать незаконными решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области» от 10.07.2013 г. № <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязать осуществить кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: <...>, на основании ранее поданных им заявлений.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области» ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Апеллятор выражает несогласие с выводом суда об удовлетворении заявленных требований, поскольку межевые планы, выполненные кадастровым инженером <...> Т.И., не соответствуют нормам действующего законодательства, так как не содержат документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в частности схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо акта согласования местоположения границ земельного участка.

Считает, что Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» не может быть привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, так как не обладает статусом юридического лица.

Полагает, что кадастровый инженер не вправе был обращаться в суд с данными требованиями, поскольку оспариваемыми решениями органа кадастрового учета не затрагиваются права и свободы <...> Т.И., так как он не имеет материально-правового интереса в постановке земельных участков на кадастровый учет.

По этим основаниям просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.

В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Как видно из материалов дела, <...> Т.И. является кадастровым инженером и работает в ЗАО «<...> которое оказывает ОАО <...> услуги по межеванию и кадастровому учету земельных участков, расположенных под объектами движимого имущества - <...>

Во исполнение задания заказчика кадастровым инженером <...> Т.И. были подготовлены межевые планы земельных участков, расположенных по указанному адресу, которые через портал Росреестра с заявлениями в электронном виде в период с 19 по 27 марта 2013 года были направлены для осуществления кадастрового учета в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области».

Первоначально осуществление кадастрового учета было приостановлено решениями от 9, 10, 11, 12, 16, 17, 19 апреля 2013 года со ссылкой на то, что заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета документы и предложено представить утвержденную схему расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территорий.

В связи с тем, что срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, решениями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области» от 10.07.2013 г. № <...> в осуществлении кадастрового учета было отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Для устранения причин отказа предложено привести межевые планы земельных участков в соответствие с требованиями законодательства РФ, а именно: включить в приложение межевого плана утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территорий (ст.ст. 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ) либо акт согласования местоположения границ земельного участка.

Признавая оспариваемые решения органа кадастрового учета незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что <...> Т.И. в полном объеме представлены документы для постановки на кадастровый учет, поэтому законных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания КТП, расположенных в <...> в связи с отсутствием схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территорий либо актов согласования местоположения границ земельных участков, не имелось.

Между тем, такие выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 07.06.2013 № 108-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено Законом о кадастре, с заявлением в орган кадастрового учета представляется (применительно к постановке на кадастровый учет земельного участка) межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Частью 1 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2 ст. 38).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10 ст. 38).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12 ст. 38).

Согласно пп. 4 п. 23, пп. 1 п. 27 Требований к подготовке межевого плана (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, подлинники или копии которых включаются в состав приложения к межевому плану.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вопреки утверждению заявителя о том, что предоставление спорных земельных участков не осуществлялось по нормам ст. 30, 34 и 36 Земельного кодекса РФ, так как они оформлялись с целью последующего приобретения в аренду юридическим лицом для целей, не связанных со строительством, из ответа главы администрации <...> № <...> от 28.01.2014 на запрос Орловского областного суда установлено, что 11 января 2013 года в администрацию поступило заявление <...> ОАО <...> о предоставлении земельных участков под <...> объектами электросетевого хозяйства, размещенных на землях, расположенных в <...>. Данные земельные участки предоставлялись в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ и Порядком предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Гагаринской районной Думы от 26.10.2004 № <...>.

Как видно из материалов дела, кадастровым инженером <...> Т.И. в январе-феврале 2013 года были изготовлены межевые планы в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: <...>, которые были поданы заявителем в орган кадастрового учета в электронном виде через Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вместе с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в период с 19 по 27 марта 2013 года (всего по настоящему гражданскому делу - 61 заявление).

Установлено, что межевые планы, подготовленные кадастровым инженером <...> Т.И., не содержат документов, предусмотренных <...> п. 23, пп. 1 п. 27 Требований к подготовке межевого плана, а именно в приложение к межевому плану не включены утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Более того, данные межевые планы были составлены и представлены в орган кадастрового учета до утверждения и выдачи заявителю, которым являлся <...> ОАО <...>, администрацией <...> схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку данные схемы были утверждены позднее - в апреле и мае 2013 года постановлениями администрации <...> № <...> от 05.04.2013, № <...> и № <...> от 29.05.2013, как следует из ответа на запрос суда администрации <...> № <...> от 28.01.2014 и подтверждается копией постановления № <...> от 29.05.2013, имеющейся в материалах дела.

Также установлено, что после приостановления осуществления кадастрового учета в трехмесячный срок заявителем до июля 2013 года не были представлены органу кадастрового учета межевые планы, соответствующие установленным требованиям к их подготовке с приложениями.

Эти обстоятельства <...> Т.И. и его представителем <...> Н.И. в суде апелляционной инстанции не оспаривались.

Доводы заявителя об отсутствии необходимости в предоставлении таких схем, поскольку данные документы могли быть получены органом кадастрового учета в администрации <...> в порядке информационного взаимодействия, являются необоснованными, так как согласно пп. 4 п. 23, ч. 1 п. 27 Требований обязательному включению в состав межевого плана в качестве приложения подлежит схема расположения земельных участков.

Вместе с тем, пункты 8 и 9 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», на которые ссылается заявитель, в данном случае не подлежат применению, поскольку предусматривают получение органом кадастрового учета копий документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенном использовании земельного участка, в порядке информационного взаимодействия только при кадастровом учете в связи с изменением сведений о ранее учтенном земельном участке.

Поскольку на кадастровый учет были представлены межевые планы в отношении вновь образуемых земельных участков, без учета требований статьи 34 Земельного кодекса РФ, межевые планы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемые заявителем решения органа кадастрового учета об отказе в постановке на учет земельных участков соответствуют вышеприведенным нормам закона.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что, отказывая в постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, заинтересованное лицо нарушило требования действующего законодательства.

Поэтому судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы заинтересованного лица о прекращении производства по делу в связи с тем, что кадастровый инженер не вправе обращаться в суд с данными требованиями, поскольку оспариваемыми решениями органа кадастрового учета не затрагиваются его права и свободы, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в силу п. 13 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей с 1 октября 2013 года) решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Не имеет правового значения и довод жалобы о том, что Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» не может участвовать в деле в качестве заинтересованного лица.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 5 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. К заинтересованным лицам по данным делам относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие). В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом.

В данном случае необходимости в привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» у суда не имелось, в связи с чем, дело обоснованно рассмотрено с участием только структурного подразделения органа кадастрового учета, принявшего оспариваемые заявителем решения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 6 ноября 2013 года отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований <...> о признании незаконными решений Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области» от 10.07.2013 г. № <...> об отказе в постановке земельных участков, расположенных в <...>, на кадастровый учет.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи