БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 1 февраля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Щербаковой Ю.А.,
судей Украинской О.И., Тертышниковой С.Ф.,
при секретаре Зиновьевой Я.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Белгородской области о признании права на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы, обязании исчислять срок для установления досрочной страховой пенсии по старости с 01.09.2020; филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей об обязании предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета о специальном трудовом стаже
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А., объяснения ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Белгородской области ФИО3, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, объяснения представителя ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей ФИО4, возражавшего против удовлетворения требований, судебная коллегия
установила:
ФИО1 первоначально обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Старом Осколе Белгородской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периода его работы с 15.01.2001 года по 05.05.2003 года в должности электромонтера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС», с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года в должности мастера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС» и с 04.12.2013 года по 28.02.2016 года в должности старшего мастера филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 01.09.2020 года.
В ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей.
Истцом в порядке статьи 39 ГПК РФ подано заявление, в котором просил:
признать за ним право на включение в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периоды его работы:
с 15.01.2001 года по 05.05.2003 года в должности электромонтера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС»;
с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года в должности мастера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС»;
с 04.12.2013 года по 28.02.2016 года в должности старшего мастера филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей.
Обязать УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» вышеуказанные периоды его работы и исчислять с 01.09.2020 года срок для установления ему досрочной страховой пенсии.
Обязать филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей предоставить в ГУ УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета о его специальном трудовом стаже за периоды: с 15.01.2001 года по 05.05.2003 года в должности электромонтера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС»;
с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года в должности мастера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС»;
с 04.12.2013 года по 28.02.2016 года в должности старшего мастера филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей.
В обоснование указывал, что в сентябре 2020 года обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», но письмом от 15.09.2020 года № 07-03/16394 был поставлен в известность, что по состоянию на 31.12.2018 года его специальный стаж по Списку № 2 составляет 3 года 1 месяц, в связи с чем у него отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии, а представленные им справки, не подтверждают льготный характер работы и периоды с 15.01.2001 года по 05.05.2003 года, не могут быть учтены в специальный стаж. Полагает данный отказ незаконным, противоречащим пункту 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, поскольку на момент подачи заявления его стаж составляет более 14 лет, а, следовательно, пенсионный орган обязан был ему с 01.09.2020 года назначить пенсию.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.05.2021 г. с учетом дополнительного решения от 29.10.2021 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 28.01.2022 года в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) произведена замена стороны Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Старом Осколе Белгородской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Белгородской области.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из представленных доказательств, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с записями, имеющимися в трудовой книжке, а также в соответствии с архивными справками от 26.11.2019 года № 42-01-06-10/Д-115/2, от 26.11.2019 года № 42-01-06-10/Д-115/1, справками от 17.08.2020 года № 26, от 18.01.2019 № 4 ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей в соответствии с приказом № от 15.01.2001 года ФИО1 с 15.01.2001 года по 20.02.2002 года работал в службе воздушных линий Белгородского предприятия межсистемных электрических сетей «Центра» РАО ЕЭС России в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда, а с 20.02.2002 года на основании приказа № от 20.02.2002 года до 24.09.2002 года в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда; с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда в Белгородском предприятии магистральных электрических сетей филиала ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Магистральные электрические сети Центра; с 05.05.2003 года по 02.08.2006 года в Михайловской специализированной производственной базе в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда, где 01.08.2004 года ему присвоена квалификация электромонтера 6 разряда, а база преобразована в филиал ОАО «ФСК ЕЭС» ФИО5 специализированная производственная база электросетьсервис; с 02.08.2006 года до 01.02.2008 в должности мастера 3 группы бригады по ремонту воздушных линий электропередачи Белгородского производственного участка, с 01.02.2008 года до 12.05.2008 года в должности мастера 2 группы бригады обслуживания и ремонта ВЛ Белгородского производственного участка; с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года в должности мастера 1 группы бригады обслуживания и ремонта ВЛ Белгородского производственного участка; с 04.12.2013 года по настоящее время в должности старшего мастера Белгородского линейного участка службы эксплуатации линий электропередачи в филиале ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1, в последней с указанием кода льготы №, указан лишь период работы истца с 01.07.2003 года по 01.08.2006 года в филиале ОАО «ФСК ЕЭС – ФИО5 специализированная производственная база электросетьсервис.
19.03.2019 года ФИО1 в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Старом Осколе Белгородской области (межрайонное) направлено заявление, в котором он просил разъяснить его право на досрочное назначение страховой пенсии за работу по Списку № 2, согласно представленным документам.
По результатам рассмотрения поданного заявления, 01.04.2019 года ФИО1 дан ответ № 07-02/7006, что по состоянию на 31.12.2018 года, согласно выписке из индивидуального лицевого счета, специальный стаж по Списку № 2 составляет 3 года 1 месяц. Периоды работы с 15.01.2001 года по 24.09.2002 года и с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года представлены страхователями без указания кода льготы, а, следовательно, не подлежат зачету в специальный стаж. При наличии стажа такой продолжительности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отсутствует.
16.07.2020 года, 04.09.2020 года ФИО1 вновь обращался в пенсионный орган с заявлениями по вопросу назначения досрочной пенсии, в которых, ссылаясь на ранее полученные ответы от 01.04.2019 года, от 29.07.2020 года просил рассмотреть их с учетом прилагаемых документов.
29.07.2020 года, 15.09.2020 года пенсионным органом ФИО1 вновь направлены ответы, аналогичного содержания, в которых также сообщалось, что справки от 17.08.2020 года № 26, от 26.11.2019 года № № 42-01-06-10/Д-115/2 и № 42-01-06-10/Д-115/1 не подтверждают льготный характер работы в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи, следовательно, периоды работы с 15.01.2001 года по 24.09.2002 года и с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года не могут учтены в специальный стаж по Списку № 2.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 01.09.2020 года не имеется, поскольку ФИО1 не обращался в УПФР с заявлением о назначении пенсии, кроме того, стаж его работы по Списку № 2, подтвержденный в установленном действующим пенсионным законодательством порядке, составляет 3 года 1 месяц.
Судебная коллегия не может согласиться с правильностью вывода суда первой инстанции о том, что ФИО1 не обращался в УПФР с заявлением о назначении пенсии, а доводы апелляционной жалобы в указанной части, заслуживают внимания.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту также - Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 года № 884н (действовавшим до 01.01.2022 года) были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23.01.2019 года № 16п (далее по тексту - Административный регламент)
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений ответчика, данных в судебных заседаниях суда первой инстанции относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу при его первичном обращении (19.03.2019 года) о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии в соответствии с требованиями Административного регламента с приложением документов, подтверждающих право на нее; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых судом первой инстанции определены не были, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований ГПК РФ, не являлись.
Поскольку пенсионный орган в нарушение вышеприведенных норм права суду апелляционной инстанции не представил доказательств, свидетельствующих о разъяснении истцу как при его первичном обращении (19.03.2019 года), так и в последующем (16.07.2020 года, 04.09.2020 года) о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии в соответствии с требованиями Административного регламента с приложением документов, подтверждающих право на нее, судебная коллегия полагает необходимым расценить обращения ФИО1, как обращения в установленном действующим законодательством порядке.
Также судебная коллегия не может согласиться и с правильностью вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Белгородской области обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его работы с 15.01.2001 года по 24.09.2002 года в Белгородском предприятии межсистемных электрических сетей Центра в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи в службе воздушных линий и с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года в Белгородском предприятии магистральных электрических сетей филиала ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Магистральные электрические сети Центра в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, пользуются электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 м (позиция №).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 02.10.2014 года № 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Характер работы гражданина, претендующего на назначение досрочной страховой пенсии, может быть подтвержден только определенными письменными доказательствами, после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования также и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Документами, подтверждающими льготный характер работы и занятость конкретного работника постоянно в течение полного рабочего дня непосредственно на выполнении работ могут быть: табели учета рабочего времени, уточняющие справки работодателя, лицевые счета, штатные расписания, другие документы, из которых усматривается льготный характер работы и то, что работник был занят постоянно в течение полного рабочего дня непосредственно на выполнении работ.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, индивидуальные сведения в отношении спорных периодов работы предоставлены работодателями в Пенсионный фонд без кода льготных условий.
Из объяснений представителя ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей следует, что сведения в Пенсионный фонд по должности электромонтера за период с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года с указанием кода льготы ими не представлялись из-за отсутствия наблюдательного дела, а сведения по должности старший мастер с 04.12.2013 года по настоящее время, поскольку данная должность не поименована в Списке № 2. В иные периоды времени ФИО1 состоял в трудовых отношениях с иными юридическими лицами.
В подтверждение заявленных исковых требований истцом представлены архивные справки от 26.11.2019 года № 42-01-06-10/Д-115/2, от 26.11.2019 года № 42-01-06-10/Д-115/1, из которых следует, что в соответствии с приказом № от 15.01.2001 года ФИО1 с 15.01.2001 года по 20.02.2002 года работал в службе воздушных линий Белгородского предприятия межсистемных электрических сетей «Центра» РАО ЕЭС России в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда, а с 20.02.2002 года на основании приказа № от 20.02.2002 года до 24.09.2002 года в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда; лицевые счета по начислению заработной платы Белгородским предприятием межсистемных электрических сетей «Центра» РАО ЕЭС России за 2001 и 2002 годы, из которых следует ежемесячное начисление ФИО1 заработной платы с января 2001 года по сентябрь 2002 года включительно; справки филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия от 18.01.2019 года № 4, от 21.02.2020 года № 10, от 17.08.2020 года № 26, из содержания которых следует, что в период с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года (приказы №к и №к) ФИО1 работал в режиме полной рабочей недели в Белгородском предприятии магистральных электрических сетей филиала ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Магистральные электрические сети Центра в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда в службе воздушных линий электропередачи. В вышеуказанный период в отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках, отпусках по уходу за ребенком не находился, простоев и прогулов, не имел. Код льготы профессии №. Трудовым договором от 25.09.2002 года №, заключенным с ФИО1, его рабочее место характеризовалось вредными условиями труда. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начислялись на заработную плату и отчислялись работодателем в федеральный бюджет регулярно в течение всей трудовой деятельности ФИО1 в филиале. Филиал эксплуатирует высоковольтные магистральные линии электропередачи классом напряжения 220 кВ, 330 кВ, 500 кВ, 750 кВ.
Справка от 18.01.2019 года № 4 и справка от 21.02.2020 года № 10 оформлены на фирменном бланке организации филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей, подписаны директором филиала, заверены печатью организации. В качестве оснований выдачи данной справки от 18.01.2019 года № 4 указаны: приказы по кадрам, трудовая книжка, лицевые счета за 2002-2003 года, штатное расписание, карточки Т-2 за 2002 год, 2003 год, табеля учета рабочего времени.
Согласно положению о филиале ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей основным и дополнительными видами деятельности ПАО являются: обеспечение надежного функционирования, повышения эффективности работы и развития единой национальной (общероссийской) электрической сети и Единой энергетической системы Российской Федерации включая изолированные энергосистемы и объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС; оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии; оказание услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям; эксплуатация, диагностика, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими, что позволяет отнести организацию к Списку № 2 (раздел XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Из сообщения филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей от 01.02.2022 года следует, что представить должностную инструкцию в отношении электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда за период с 25.09.2002 года по 05.03.2003 года не представляется возможным, так как соответствующие документы не разрабатывались, а трудовая функция электромонтера всех разрядов и должностные обязанности регулировались ЕТКС, выпуск 9, в указанный период времени аттестация рабочих мест не производилась.
Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи РД 34.03.230-88, Производственные инструкции Электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4, 5 разряда, разработанные на основе Профессионального стандарта «Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи», утвержденного Приказом Минтруда России от 04.06.2018 года № 361н, подтверждают выполнение ФИО1 должностных обязанностей электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35 - 770 кВ на высоте не менее 5 метров.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в судебном заседании подтвержден факт выполнения ФИО1 в период с 15.01.2001 года по 24.09.2002 года и с 25.09.2002 года по 05.05.2003 года постоянно в течение полного рабочего дня должностных обязанностей электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше на высоте не менее 5 метров, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Белгородской области об обязании включить в специальный стаж данные периоды работы подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении требований в данной части.
Относительно требований истца о признании за ним права на включение в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года в должности мастера Белгородского предприятия магистральных электрических сетей филиала ОАО «ФСК ЕЭС»; с 04.12.2013 года по 28.02.2016 года в должности старшего мастера филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземного предприятия магистральных электрических сетей, обязании включить данные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, суд обоснованно не нашел оснований для их удовлетворения.
Занимаемые ФИО1 в вышеуказанные периоды времени должности, не включены в Список № 2 (раздел XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов), утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Из содержания должных инструкцией старшего мастера службы линий электропередачи и диагностики филиала ОАО «ФСК ЕЭС»- Черноземное предприятие магистральных электрических сетей, утвержденных 31.03.2010 года, 10.02.2016 года, а также должностных обязанностей мастера и старшего мастера, разработанных на основе Профессионального стандарта «Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи», утвержденного Приказом Минтруда России от 04.06.2018 года № 361н, усматривается, что должностные обязанности отличны от должностных обязанностей, выполняемых электромонтерами по ремонту воздушных линий электропередачи.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о тождественности занимаемых им должностей мастера, старшего мастера являются несостоятельными и противоречат пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из которого Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что при суммировании периодов работы продолжительность специального стажа ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган (19.03.2019 года) составила менее 12 лет 6 месяцев (5 лет 4 месяца 21 день), оснований для возложения обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось.
Также судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, предъявленных к филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей об обязании предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета о специальном трудовом стаже, поскольку филиал не является юридическим лицом, а лишь осуществляет часть задач, видов деятельности и функций Общества, определенных Положением о филиале, расположен вне места Общества, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что в период с 15.01.2001 года по 24.09.2002 года, с 13.05.2008 года по 29.11.2013 года ФИО1 не состоял в трудовых отношениях с ПАО «ФСК ЕЭС» - Черноземное предприятие магистральных электрических сетей, а, следовательно, у данного работодателя отсутствует обязанность по предоставлению корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета о специальном трудовом стаже за данный период в пенсионный орган.
Руководствуясь ст. ст.328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2021 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Белгородской области об обязании включить в специальный стаж периодов работы начиная с 15.01.2001 г. по 05.05.2003 г.
В указанной части принять новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Белгородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы ФИО1 с 15.01.2001 г. по 24.09.2002 г. в Белгородском предприятии межсистемных электрических сетей Центра в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи в службе воздушных линий и с 25.09.2002 г. по 05.05.2003 г. в Белгородском предприятии магистральных электрических сетей филиала ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Магистральные электрические сети Центра в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.
В остальной части решение суда и дополнительное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Старооскольский городской суд Белгородской области.
Председательствующий
Судьи
Определение17.02.2022