РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-1762 В суде первой инстанции дело
рассмотрела судья Чижова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей Масловой Т.В., Аноприенко К.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрела 21 марта 2018 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО1, представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО2, прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края. В обоснование требований указано, что в соответствии с Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года № 185-пр, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации и названного Положения, к полномочиям Управления лесами Правительства Хабаровского края относится организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которая устанавливает правила проведения лесоустройства. В соответствии с пунктом 150 названной Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края была проведена проверка исполнения Управлением лесами Правительства Хабаровского края требований лесного законодательства. В ходе проведения проверки было выявлено, что применяемые на территории Ульчского лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 19 лет. При разработке лесохозяйственного регламента Ульчского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 388-П, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1997-1998 годов. Прокурор Ульчского района Хабаровского края просил суд возложить на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанность в течение одного года после вступления в законную силу решения суда организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Ульчского лесничества (2 043 876 га).
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с аналогичными исковыми заявлениями к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, где просил суд возложить на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанность в течение одного года после вступления в законную силу решения суда организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кизинского лесничества (219 149 га) и в границах Де-Кастринского лесничества (462 912 га) (л.д.121-124, 136-139). В обоснование исковых требований указано, что при разработке лесохозяйственного регламента Кизинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 363-П, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1996 года. В настоящее время применяемые на территории Кизинского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации лесов со сроком давности 21 год. При разработке лесохозяйственного регламента Де-Кастринского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 361-П, использовались материалы лесоустройства 1994 года. Последняя таксация лесов Де-Кастринского лесничества проводилась 23 года назад.
Определением суда от 15 сентября 2017 года гражданские дела по искам прокурора Ульчского района Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края объединены в одно производство. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (л.д. 119).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края удовлетворены частично. На Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность в течение 3-х лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Ульчского лесничества (2 043 876 га), в границах Кизинского лесничества (219 149 га), и в течение 1-го года в границах Де-Кастринского лесничества (462 912 га).
В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края просит отменить решение суда. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению ответчика, истец не представил доказательства, подтверждающие несоответствие законодательству запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В 2011 году полномочия по проведению лесоустройства были отнесены из сферы деятельности федеральных органов власти к компетенции субъектов Российской Федерации и обеспечиваются соответствующим финансированием из федерального бюджета. Распорядителем финансовых средств на указанные цели является Федеральное агентство лесного хозяйства, на которое должна быть возложена обязанность по финансированию названных полномочий Хабаровского края. На цели лесоустройства Хабаровский край финансирование из федерального бюджета не получает. Пункт 150 Лесоустроительной инструкции и иные правовые нормы не содержат предписаний о периодичности проведения лесоустройства. Установленный судом срок на проведение лесоустройства в течение 3-х лет с даты вступления в силу решения суда является недостаточным, а в отношении Де-Кастринского лесничества этот срок необоснованно сокращен судом до 1 года.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Выслушав объяснения представителей сторон спора, изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит проверке по доводам апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в том числе, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (часть 4 приведенной статьи закона).
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (часть 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса) переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 12 декабря 2011 года № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, пунктом 150 которой предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Материалами гражданского дела подтверждается, что на территории Хабаровского края расположены Ульчское лесничество площадью 2 043 876 га, Кизинское лесничество (219 149 га), Де-Кастринское лесничество (462 912 га).
В отношении указанных лесничеств разработаны и утверждены лесохозяйственные регламенты: Ульчское лесничество – приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 388-П (сроком действия до 31 декабря 2018 года) (л.д. 6); Кизинское лесничество – приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 363-П (сроком действия до 31 декабря 2018 года) (л.д. 125); Де-Кастринское лесничество – приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2008 года № 361-П (л.д. 140).
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются, в том числе, материалы лесоустройства лесничества, что предписано пунктом 10 приказа Рослесхоза от 4 апреля 2012 года № 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», пунктом 11 приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».
Последнее лесоустройство в Ульчском лесничестве проводилось в 1997-1998 годах; в Кизинском лесничестве 1996 году; в Де-Кастринском лесничестве в 1994 году.
Основой для разработки лесохозяйственных регламентов Ульчского Кизинского и Де-Кастринское лесничеств послужили материалы лесоустройства сроком давности более 10-ти лет.
На дату утверждения лесохозяйственных регламентов подлежала применению Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 года №31, пунктом 130 которой было предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Таким образом, на дату утверждения для указанных лесничеств лесохозяйственных регламентов разработанные в них нормативы по охране, защите и воспроизводству лесов основывались на устаревших результатах таксации лесов, а проектирование таких мероприятий было проведено в нарушение пункта 130 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 года № 31, и не соответствует действующей аналогичной норме пункта 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516.
Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом государственной власти края, в компетенцию которого входят полномочия в области лесных отношении, в том числе полномочия по организации проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, что следует из пунктов 1.1, 3.3, 3.16 Положения об управлении, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года № 185-пр.
На основании установленных по делу обстоятельств районный суд пришел к выводу об обоснованности исков прокурора Ульчского района Хабаровского края о возложении на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанности в 3-х летний срок организовать на территории указанных лесничеств проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы районного суда, положенные в основу принятого по делу решения.
Такое решение соответствует нормам законодательства, подлежащего применению при разрешении настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативных предписаний по срокам проведения таксации лесов и использования их результатов при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, не соответствуют положениям лесоустроительных инструкций и нормативных актов об утверждении состава лесохозяйственных регламентов.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что недостаточное федеральное финансирование работ по организации проведения лесоустройства, а именно таксации лесов, не может служить объективным препятствием для проектирования и исполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Вместе с тем судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы о несоответствии указанного в резолютивной части решения срока для выполнения ответчиком возложенных судом обязанностей в границах Де-Кастринского лесничества (3 года), сроку исполнения этой обязанности, указанному в резолютивной части мотивированного решения по делу (1 год).
В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в названной части, установив ответчику одинаковый срок в 3 года на организацию проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах указанных лесничеств.
В остальной части решение суда отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности совершить определенные действия – изменить в части указания срока исполнения решении суда Управлением лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Де-Кастринского лесничества, установив срок исполнения данной части решения суда в течение 3-х лет;
в остальной части решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края – без удовлетворения;
апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу.
Председательствующий Шилова О.М.
Судьи Маслова Т.В.
Аноприенко К.В.