Председательствующий: Кривоногова Е.С. Дело № 33-1763/2018
Кат.: 170г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Будылка А.В., Лозовой Ж.А.
при секретаре Бердовой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2018 года дело по иску ФИО1 к администрации Любинского муниципального района Омской области о признании права на получение единовременной материальной помощи в порядке наследования по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Любинского районного суда Омской области от 10 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Лисовского В.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Любинского муниципального района Омской области о признании в порядке наследования права на единовременную материальную помощь, предусмотренную для лиц, пострадавших от чрезвычайной ситуации. В обоснование иска она указала, что решением Любинского районного суда Омской области от 28.03.2017 её мать <...> признана пострадавшей от паводка, имевшего место на территории <...> Омской области в апреле 2016 года, и включена в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи. <...><...>. умерла, не успев получить единовременную материальную помощь. Она является единственным наследником после смерти матери. Истец просила включить в наследственную массу после смерти <...> сумму единовременной материальной помощи в связи с признанием пострадавшей от паводка, признать за ней право на получение единовременной материальной помощи.
Определениями суда от 20.11.2017 и 05.12.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2, в качестве третьего лица - администрация Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что сумма полагавшейся <...>. единовременной материальной помощи к ним не поступала.
Ответчик ФИО2 участия в судебном заседании не принимал, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с проживанием в Германии, не возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо администрация Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о времени и месте судебного заседания было извещено, представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к администрации Любинского муниципального района Омской области о включении единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в наследственную массу и признании права на получение единовременной материальной помощи отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Со ссылкой на п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указывает, что поскольку единовременная материальная помощь в связи с признанием пострадавшей от паводка была присуждена при жизни ее матери <...> судебным решением, соответствующая денежная сумма подлежит включению в наследственную массу и может быть получена наследниками.
В письменном ходатайстве о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие ФИО1 также указывает, что решение о выплате единовременной материальной помощи пострадавшим в результате паводка на территории <...> Омской области в 2016 году принято только в феврале 2018 года, и прикладывает скриншот с официального сайта Правительства Омской области, а также копию решения Любинского районного суда Омской области по аналогичному делу, которым иск был удовлетворен.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. ФИО1 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, остальные участвующие лица не сообщили причин неявки и не просили об отложении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 приходится дочерью <...>., умершей <...>, и единственным наследником, принявшим наследство после её смерти. Решением Любинского районного суда Омской области от 28.03.2017, вступившим в законную силу 04.05.2017, <...> была признана пострадавшей от паводка, имевшего место на территории <...> Омской области в апреле 2016 года, и на администрацию Любинского муниципального района Омской области, администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области возложена обязанность включить её в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На момент смерти <...>. право на получение единовременной материальной помощи ей реализовано не было.
Оказывая в удовлетворении требований ФИО1 о включении права на получение единовременной материальной помощи в наследственную массу после смерти <...> и признании за ФИО1 такого права, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право на данную выплату неразрывно связано с личностью наследодателя и не подлежит наследованию.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статьей 18 данного Федерального закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы седьмой, восьмой пункта 1 данной статьи). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Правом принятия решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, согласно подп. «м» ст. 10 и подп. «л» ст. 11 указанного Федерального закона наделены Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 данных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Список документов, которые необходимы для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований, приведён в пункте 11 этих Правил, а пунктом 12 полномочиями по изданию Порядка подготовки таких документов наделено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 7 «Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждённого Приказом МЧС РФ от 29.08.2014 № 470, списки граждан на получение единовременной материальной помощи формируются на основании только заявлений граждан после сверки сведений, указанных в таких заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина; для включения в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости помимо аналогичных заявлений требуются также акты комиссионного обследования утраченного имущества.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи также регулируется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, утверждёнными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7, согласно которым в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.
В соответствии с приведёнными выше нормативными актами на основании распоряжения Правительства РФ от 18 июля 2016 г. № 1531-р Правительству Омской области выделены денежные средства для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий подтопления паводковыми водами, произошедшего в период весенне-летнего половодья в 2016 году на территории Омской области.
В целях реализации данного распоряжения администрацией Любинского муниципального района Омской области 29.07.2016 принято постановление № 477-п, которым утвержден Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами в 2016 году на территории Любинского муниципального района Омской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Абзацем 2 пункта 1 этого Порядка предусмотрено, что выплаты предоставляются заявителям в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110.
Таким образом, возникновение права на получение единовременной материальной помощи, являющегося предметом спора, зависит только от установления факта проживания в зоне чрезвычайной ситуации в отличие от финансовой помощи в связи с утратой имущества, направленной на возмещение причиненного чрезвычайной ситуацией ущерба. По смыслу вышеуказанных норм своей единовременная материальная помощь не относится к частичному возмещению имущественного ущерба, право на которое предусмотрено абзацем 7 пункта 1 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а является компенсационной выплатой, право на которую предусмотрено абзацем 8 пункта 1 этой статьи. Об этом свидетельствует различия в порядке и основаниях их выплаты.
По смыслу закона единовременная материальная помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций направлена на частичную компенсацию претерпеваемых гражданами неблагоприятных факторов, обусловленных проживанием на территории действия чрезвычайной ситуации. Таким образом, право на получение такой помощи, как верно указал суд первой инстанции, неразрывно связано с личностью гражданина и не входит в состав наследства в силу положений ч. 2 ст. 1112 ГК РФ.
Ссылка ФИО1 на то, что единовременная материальная помощь была присуждена ее матери <...>. судебным решением, в связи с чем подлежит включению в наследственную массу, является несостоятельной. Вопреки доводам истца решением Любинского районного суда Омской области от 28.03.2017 не присуждена <...>. и не взыскана в ее пользу сумма единовременной материальной помощи, а только возложена обязанность на органы местного самоуправления включить <...>. в соответствующий список на получение единовременной материальной помощи в связи с признанием пострадавшей от чрезвычайной ситуации. Приведённое истцом толкование не вытекает из буквального прочтения текста резолютивной части данного решения. Более того, при жизни <...>. так и не была включена в соответствующий список, поэтому признанное судом за ней право не могло перейти к наследникам.
Ссылка в жалобе на то, что решение о выплате единовременной материальной помощи пострадавшим в результате паводка на территории <...> Омской области в 2016 году принято уполномоченным органом только в феврале 2018 года не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора, так как это обстоятельство не влияет на характер спорного права.
Приложенная ФИО1 к ходатайству копия судебного решения Любинского районного суда Омской области по аналогичному спору с другим составом участвующих лиц не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора и также не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
При указанных обстоятельствах оснований для включения суммы единовременной материальной помощи в связи с признанием пострадавшей от паводка в наследственную массу после смерти <...> и признания за истцом ФИО1 права на получение такой выплаты не было, и суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Любинского районного суда Омской области от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: