Судья Невмержицкая Н.А. Дело <данные изъяты> /2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидорова П.А.,
судей Цуркан Л.С., Вороновой М.Н.,
при секретаре Дьяченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу иску ФИО1 к Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> (далее ГУ-УПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты>), в котором просил признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий ГУ - УПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты>; включить в специальный стаж периоды работы в должности моториста с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., периоды загранкомандировок с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., периоды работы в должности авиатехника по планеру и двигателям с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с 08.03.2007г. по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> г., по <данные изъяты> и обязать ГУ-УПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с <данные изъяты>
В обоснование иска указал, что <данные изъяты> он обратился в ГУ-УПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подп. 15 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
<данные изъяты> решением комиссии по назначению пенсий истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа 20 лет в должностях ИТС на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и страхового стажа в гражданской авиации 25 лет.
При этом указанные выше периоды его работы в должности моториста не были засчитаны в специальный стаж по тем основаниям, что работа в данной должности не давала право досрочного выхода на пенсию, остальные периоды работы в должности авиационного техника по планеру и двигателям и периоды нахождения в загранкомандировках не засчитаны в льготный стаж, так как нет первичных документов, подтверждающих постоянную непосредственную занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Истец считает отказ ответчика незаконным, поскольку в спорные периоды он работал на авиационном предприятии, был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях более 20 лет и имеет страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет, что подтверждается справкой, выданной работодателем. Его специальность моторист - авиационная специальность, которая в настоящее время именуется авиационный техник (механик) по планеру и двигателям.
В периоды служебных командировок он осуществлял оперативное и периодическое (гарантийное) техническое обслуживание воздушных судов, работал по бюллетням (модернизация воздушных судов) и устранял замечания в процессе эксплуатации в эксплуатирующих организациях. Его рабочее место находилось на аэродромах заказчика. На время командировки за ним сохранялась среднемесячная зарплата, что подтверждается лицевыми счетами.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал в полном объёме, поддержал доводы, изложенные в отказе пенсионного органа.
Представитель 3-го лица - АО «РСК «МиГ» заседании исковые требования истца поддержала, полагая, что они подлежат удовлетворению, поскольку истец выполнял работы по оперативному и периодическому (гарантийному) техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях более 20 лет и имеет страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. Профессия моторист и авиационный техник (механик) по планеру и двигателям одна и та же профессия, но поименованная по разному в различные периоды. Предприятие своевременно не перешло на ЕТКС, выпуск 57 (1969 г.) в соответствии с которым мотористы были переименованы в авиационные техники (механики) из-за требований секретности, которые не допускали работу авиатехников (механиков) на машиностроительном заводе.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом перовой инстанции при рассмотрении настоящего дела, <данные изъяты> в ГУ-УПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> обратился ФИО1, <данные изъяты> года рождения, с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии по назначению пенсий от <данные изъяты> ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа 20 лет в должностях ИТС на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и страхового стажа в гражданской авиации 25 лет (л.д.10-15). При этом не засчитаны в специальный стаж оспариваемые истцом периоды по причинам, указанным в возражениях ответчика.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований о включении указанных выше периодов работы истца, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела нашел свое подтверждение факт работы истца на авиационном предприятии в должностях, предусмотренных Списком, при этом, работа им осуществлялась полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции за исключением периодов работы истца, начиная с 2013 года, при этом, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от <данные изъяты> «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
На основании подпункта «з» п.1 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона Р. «О государственных пенсиях в Р.», утвержденный постановлением Совета М. Р. от <данные изъяты> № 459, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно- испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны С., МВД С. и КГБ С. (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Из представленной истцом копии трудовой книжки АТ-1 <данные изъяты> следует, что ФИО1 приказом № 84/к от <данные изъяты>, с учётом приказа <данные изъяты> кп от <данные изъяты> (л.д.64) принят авиационным мотористом 3 разряда цеха 39 на Луховицкий машиностроительный завод с <данные изъяты>; <данные изъяты> последнему присвоен 4 разряд авиационного механика цеха 39; <данные изъяты> переведен авиационным механиком по планеру и двигателям 4 разряда цеха 39, в связи с изменением тарифно- квалификационного справочника; <данные изъяты> присвоен 5 разряд авиационного техника по планеру и двигателям цеха 39; <данные изъяты> переведен авиационным техником по планеру и двигателям 5 разряда цеха 88; <данные изъяты> переведен авиационным механиком по планеру и двигателю 5 раз. в ц.39; <данные изъяты> переведен авиационным техником по планеру и двигателям 5 раз. ц.39; <данные изъяты> переведен авиационным техником по планеру и двигателям 7 разряда летно-испытательного и эксплуатационного комплекса (2390); <данные изъяты> переведен авиационным техником по планеру и двигателям 7 разряда цеха летных испытаний воздушных судов летно- испытательного комплекса 2(1401) ЛИЦ им. А.В.Федотова; <данные изъяты> переведен авиационным техником по планеру и двигателям 7 разряда цеха обеспечения летных испытаний ВС ЛИК-2 (1401) (л.д.16-19)
Из справки уточняющей особый характер работы от <данные изъяты> № 7133-12-84к-2015 следует, что ФИО1 был занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в должностях авиационного моториста цеха 39, авиационного механика цеха 39, авиационного механика по планеру и двигателям цеха 39, авиационного техника по планеру и двигателям цеха 39, авиационного техника по планеру и двигателям цеха 88, авиационного механика по планеру и двигателям цеха 39 и авиационного техника по планеру и двигателям цеха 39, 2390 (ЛИЭК), ЛИК-2 (1401), ВС ЛИК-2 (1401) (л.д.8-9)
Согласно указанной выше справке ФИО1 находился в служебных загранкомандировках с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г, с <данные изъяты> по 25.11.2005г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> (л.д.8 оборот).
В названной справке отражены периоды выполнения истцом работы во вредных условиях труда менее 80%, и периоды нахождения в командировках, на включение которых в специальный стаж истец не претендует.
Из карты оценки рабочего места авиатехника (механика) по планеру и двигателям на его соответствие нормативам по условиям труда от <данные изъяты> следует, что фактическое состояние вибрации и шума превышает нормативы ПКД и ПДУ (л.д.87).
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 12а авиационного техника (механика) по планеру и двигателям следует, что степень вредности и опасности факторов производственной среды составляет 3.2 (л.д.88-90).
Из акта <данные изъяты> от <данные изъяты> по результатам документальной проверки следует, что ФИО1 работал на работах с вредными условиями труда. К заработной плате предусмотрена доплата за вредный характер работы, а также предоставление дополнительного отпуска. За время нахождения в загранкомандировках сохранялась среднемесячная заработная плата. Совмещений профессий нет. Расчётно-платежные ведомости по начислению заработной платы с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., <данные изъяты> по <данные изъяты> г.,<данные изъяты> по <данные изъяты> г.,<данные изъяты> по <данные изъяты> и электронные лицевые счета по заработной плате с <данные изъяты> по <данные изъяты> подтверждают работу ФИО1 полностью в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели, за исключением периодов, на зачёт которых в льготный стаж истец не претендует. Имеет удостоверения на право производства работ и доработок <данные изъяты> от <данные изъяты> «Отработка самолёта Миг-23», <данные изъяты> от <данные изъяты> (Обеспечение и заправка ГСМ», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Эксплуатация вертолёта КА-60У», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Обработка изделий 5.7,88», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Подготовка самолёта Ил- 103 к полётам СД», <данные изъяты> от <данные изъяты> «обработка изделий 9.12,9.13», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Установка и снятие ПФБ», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Стартовая подготовка объектов 9.12,9.13 по группе В и САПС», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Особо ответственные техпроцессы. Осмотр каналов воздухозаборников и вентиляторов перед запуском изделия 88», <данные изъяты> от <данные изъяты> «Отработка изделий 9.12, 9.13, 9.18, 9.19, 9.41, 9.47, <данные изъяты> от <данные изъяты> «Обеспечение контроля и качества АВИА-ГСМ» и <данные изъяты> от <данные изъяты> «Гонка двигателей изделия 88 при стартовой площадке» (л.д.66- 71).
Как следует из вышеуказанных документов, в оспариваемые периоды истец работал на авиационном предприятии, целями и предметом деятельности которого, в том числе, являлось проектирование, разработка, производство и реализация авиационной техники гражданского и военного назначения; сервисное обслуживание, модернизация и ремонт продукции, выпускаемого предприятием (л.д.94), в должностях предусмотренных Списком - авиационным мотористом и авиационным техником по планеру и двигателям, занимался одной и той же трудовой деятельностью - обслуживанием воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. За время работы получал доплату за вредные условия труда.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о включении периодов работы истца в должности моториста также подлежит включению в специальный стаж, поскольку профессия моторист и авиационный механик (техник) по планеру и двигателям - одна и та же профессия, называемая по разному в разные периоды, что усматривается из «Перечня профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств, ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа которых даёт право на пенсию по выслуге лет» (приложение <данные изъяты> к Инструктивному письму Минсобеса Р. от <данные изъяты> №1-18-И, (л.д.82)). Тождественность названных профессий подтверждается и Тарифно- квалификационным справочником работ и профессий авиационной промышленности (утверждён постановлением Госкомитета Совета М. С. по вопросам труда и заработной платы от <данные изъяты> № 467) и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 57, Раздел: эксплуатация и лётные испытания летательных аппаратов (воздушных судов) (л.д.78-80).
В соответствии с ч.6 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых взносах» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после <данные изъяты>, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, с <данные изъяты> периоды работ, предусмотренных пп. 1-18 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при соблюдении при соблюдении указанного условия, в связи с чем, периоды работы истца с <данные изъяты> по <данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж, а решение суда части включения периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> г., по <данные изъяты> в должности авиатехника по планеру и двигателям подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца периодов загранкомандировок с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> поскольку они приходились на периоды работы в должности авиационного техника по планеру и двигателям, в период нахождения в загранкомандировках за последним сохранялась заработная плата, что подтверждено актом <данные изъяты> от <данные изъяты>
Период нахождения истца в загранкомандировке с <данные изъяты> по <данные изъяты> не подлежит по причине исключения из специального стажа периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> г.
Поскольку с учетом зачтенных периодов у истца достаточно необходимого стажа для досрочного назначения страховой пенсии, то имеются основания для досрочного назначения страховой пенсии.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что АО «РСК «МиГ», помимо обслуживания воздушных судов гражданской авиации, обслуживает еще и экспериментальные гражданские воздушные суда, не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в части включения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> г., по <данные изъяты> в должности авиатехника по планеру и двигателям, периода нахождения в загранкомандировке с <данные изъяты> по <данные изъяты> отменить, в отмененной части постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> по <данные изъяты> г., с <данные изъяты> г., по <данные изъяты> в должности авиатехника по планеру и двигателям, периода нахождения в загранкомандировке с <данные изъяты> по <данные изъяты> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи