ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1767/2013 от 03.07.2013 Астраханского областного суда (Астраханская область)



  Судья Е.И.В. дело №

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 3 июля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Авериной Е.Г.

судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Радкевича А.Л.

при секретаре: Редькиной А.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Давтян С.А. и Астраханской таможни на решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по Давтян С.А. к Астраханской таможне о взыскании задолженности по выплате денежного довольствия, судебных издержек, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л а:

Давтян С.А. обратился с иском к Астраханской таможне о взыскании задолженности по выплате денежного довольствия, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Астраханской таможне. Место выполнения его должностных обязанностей являлся Астраханский таможенный пост. ДД.ММ.ГГГГ с ним подписан трудовой договор № на неопределенный срок, согласно которому он принят на государственную должность федеральной государственной службы <данные изъяты>. В соответствии с п. 17 трудового договора № режим рабочего времени государственного служащего устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка таможенного органа, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор № о государственной службе в таможенных органах на должность <данные изъяты> на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ № на неопределенный срок с ДД.ММ.ГГГГ. Местом прохождения службы определен ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 10 служебного контракта № гражданскому служащему устанавливается нормальная продолжительность служебного времени. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, он освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Астраханскую таможню с заявлением о выплате всех причитающихся компенсаций при увольнении. При получении расчета ему стало известно, что выплаты произведены не в полном объеме и в нарушении требований ст. 45 ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФР «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В табель учета рабочего времени ему проставляли «8»-восьмичасовой рабочий день, что не соответствует действительности. Расчет заработной платы осуществляется из расчета 40 часов в неделю, 8-ми часовой рабочий день. В соответствии с правилами внутреннего распорядка для должностных лиц и работников ТП "А" утвержденных Приказом начальника Астраханской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ для должностных лиц ТП "А" осуществляющих круглосуточный режим таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ устанавливается график дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяется графиками дежурства (сменности). График дежурства утверждается начальником ТП "А" доводиться до сведения должностных лиц и работников не позднее, чем за 1 месяц до введения его в действие.

Однако данные требования не соблюдались, в 2003 г., частично в 2007г. и в 2008 г. графики дежурства не утверждались, начальником ТП "А" зачастую вообще не доводились до сведения должностных лиц и работников, или доводились до сведения непосредственно перед началом дежурства. Более того, составлялись по два графика с указанием пятидневной рабочей недели с двумя выходными и графиком сменности круглосуточных дежурств сутки через трое.

В соответствии с графиками дежурств, с учетом круглосуточного поста, он работал сутки через трое, с учетом времени перерыва для приема пищи и отдыха в год было 168 часов переработки. Более того, часть дежурств выпадала на выходные и праздничные дни, которые не оплачивались в соответствии с действующим законодательством.

Считает, что работа в круглосуточном режиме, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени при подписании служебного контракта не оговаривалась работодателем, за каждый год его работы на ТП "А" сверхурочная работа составляет 168 часов, что превышает установленный законодателем верхний предел. Согласия на работу сверхурочно он не давал.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении служебного распорядка Астраханской таможни» утвержден новый служебный распорядок, согласно которому для государственных гражданских служащих дежурной смены ТП "А" начало служебного времени устанавливается с 8.30 до 8.30 следующих суток, продолжительность перерыва в течение дежурства устанавливается 2 часа 15 минут. В соответствии с п. 8. 1 служебного распорядка учет служебного времени, сверхурочного времени, фактически отработанного каждым гражданским служащим осуществляется путем ведения табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени данный локальный акт не содержит. При обращении к работодателю о перерасчете денежного содержания и выплате за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, он получил отказ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ работодателем проведена аттестация рабочего места-главного государственного таможенного инспектора, по результатам которой составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда № и определены гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда (строка040). По результатам оценки условий труда установлен размер повышения оплаты труда работников в процентном соотношении к заработной плате из расчета 12% (шум, освещение, напряженность труда). Основанием расчета доплат за работу в неблагоприятных условиях труда на предприятиях и организациях Астраханской области указано решение координационного совета органов сертификации работ по охране труда. Однако в нарушении норм трудового законодательства, работодатель не осуществлял выплаты установленной компенсации в размере 12%, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Полагая, что работодателем в отношении него нарушены нормы трудового законодательства, истец просил: взыскать с Астраханской таможни задолженность по невыплате денежного довольствия за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, за работу в выходные и праздничные дни с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Астраханской области за ДД.ММ.ГГГГ в размере руб.; задолженность по выплате повышения оплаты труда работников в процентном соотношении к заработной плате из расчета 12% (шум, освещение, напряженность труда) в размере ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в сумме руб., судебные издержки в сумме руб..

С учетом увеличения исковых требований просил: взыскать с Астраханской таможни задолженность по невыплате денежного довольствия за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, за работу в выходные и праздничные дни с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Астраханской области за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере руб.; задолженность по выплате повышения оплаты труда работников в процентном соотношении к заработной плате из расчета 12% (шум, освещение, напряженность труда) в размере руб.; компенсацию морального вреда в сумме руб.; судебные издержки в сумме руб..

В судебное заседание истец Давтян С.А. не явился, его представители Киреева Н.П., действующая на основании доверенности, и адвокат Ярмухамедова О.А., действующая по ордеру исковые требования поддержали в полном объеме по доводам искового заявления, просили их удовлетворить.

Представители ответчика Соколова Т.В., Яницкая А.А., действующие по доверенности исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Давтян С.А удовлетворены частично. Суд взыскал с Астраханской таможни в пользу Давтян С.А. задолженность по выплате повышения оплаты труда работников в процентном соотношении к заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб., компенсацию морального вреда в сумме руб., судебные издержки в сумме руб.. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано, в том числе в связи с пропуском срока на обращение в суд в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ.

В апелляционной жалобе Давтян С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что в нарушение статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции рассмотрел вопрос о применении срока исковой давности непосредственно в судебном заседании. Также судом неправильно применены нормы материального права, поскольку суд применил Гражданский кодекс Российской Федерации, тогда как данный спор является трудовым, соответственно должны применяться нормы трудового права. Выводы суда о начале течения срока исковой давности является ошибочным, поскольку истец узнал о нарушенном праве после получения ответа из Астраханской транспортной прокуратуры и ознакомления с материалами служебной проверки ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе представителя Астраханской таможни ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что порядок предоставления социальных гарантий, в том числе и оплаты труда за работу в тяжелы. Вредных и опасных условиях, до настоящего времени не регламентирован. Обязанность работодателя при разрешении данных вопросов не установлена. Работодатель по своему усмотрению может устанавливать одну или несколько компенсаций, после аттестации рабочего места. Кроме того, Астраханская таможня считает недоказанным факт причинения Давтян С.А морального вреда, а так же несения им судебных издержек.

На заседание судебной коллегии истец Давтян С.А., его представители Киреева Н.П.,, и адвокат Ярмухамедова О.А., не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, представителя ответчика Соколову Т.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Давтян С.А. состоял в трудовых отношениях с Астраханской таможней, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № л/с о принятии на службу в таможенные органы РФ по контракту и назначении его с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.167).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №-л/с Давтян С.А. принят на работу в Астраханскую таможню, назначен с ДД.ММ.ГГГГ на государственную должность федеральной государственной службы на внеконкурсной основе и без испытательного срока на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ с Давтян С.А. заключен трудовой договор на должность <данные изъяты> на неопределенный срок, в соответствии с которым, режим рабочего времени государственного служащего устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка таможенного органа, разработанными в соответствии с законодательством РФ.

По дополнительному соглашению об изменении условий к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ наименование государственной должности федеральной государственной службы изменено на государственного таможенного инспектора. Данное соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с Давтян С.А. заключен трудовой договор о государственной службе в таможенных органах, на должности федеральной государственной службы <данные изъяты>. Место работы: <данные изъяты>. Договор заключен на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ с Давтян С.А. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной службы РФ, в соответствии с которым, Давтян обязался исполнять обязанности <данные изъяты>. Согласно п. 10 Контракта гражданскому служащему устанавливалась нормальная продолжительность служебного времени.

На основании дополнительного соглашения к служебному контракту о прохождении государственной гражданской службе РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ истец замещал должность <данные изъяты>. Данное соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ за №855-к государственный таможенный инспектор отдела контроля за таможенным транзитом Аксарайского таможенного поста Астраханской таможни-референт государственной гражданской службы РФ 1 класса Давтян С.А. освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Из исковых требований Давтян С.А. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ имели место сверхурочная работа и работа в ночное время и в праздничные дни, которая работодателем не оплачивалась.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в части взыскания с работодателя задолженности по невыплате денежного довольствия за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, а так же за работу в выходные и праздничные дни с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Астраханской области за период с ДД.ММ.ГГГГ год, районный суд пришел к выводу об отсутствии со стороны работодателя нарушений норм трудового законодательства.

Судебная коллегия находит вывод суда законным и обоснованным по следующим обстоятельствам.

В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными законодательством о государственной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной гражданской службе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23, 24 вышеуказанного закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Существенными условиями служебного контракта являются: условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа).

Согласно ст. 45 вышеуказанного закона Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Поскольку истец проходил службу в таможенных органах, то трудовые правоотношения между ним и ответчиком в части денежного довольствия, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами - Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".

Федеральной таможенной службой России в целях обеспечения социальных гарантий работников таможенных органов, повышения их материального обеспечения и стимулирования их труда принимаются нормативные документы, касающиеся повышения оплаты труда.

11 января 2005 года ФТС РФ издан приказ N 1 "О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы", которым руководителям таможенных органов предоставлено право устанавливать с 1 января 2005 года сотрудникам таможенных органов ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности и утверждена Инструкция о порядке выплаты указанной надбавки.

Согласно инструкции ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (далее - надбавка) в размере до 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов (далее - сотрудники), выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы (п. 1).

При установлении надбавки необходимо объективно и всесторонне учитывать условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения особо сложных задач.

Приказом ФТС России от 10 июня 2005 года N 533 "О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач" с 1 июня 2005 года руководителям таможенных органов предоставлено право устанавливать выплату ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач (далее - ежемесячное денежное поощрение) в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности. При этом руководителям необходимо: учитывать при установлении сотрудникам ежемесячного денежного поощрения добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки, деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности, потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач;

Объем денежного довольствия установлен так же статьей 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", в соответствии с которой денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в том числе, из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы (пункт 8 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ).

Учитывая изложенное, сам Закон установил в качестве оснований для установления приведенного вида дополнительной выплаты - сложность, напряженность и специальный режим службы, предоставив руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти право определять порядок ее выплаты, а также в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы - и размер этой выплаты в пределах 120% оклада по занимаемой штатной должности.

Данным законом не предусмотрена выплата сотрудникам органов таможенной службы денежной компенсации за исполнение должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни. Эта работа обусловлена спецификой службы, компенсируется выходными днями согласно графику и по заявлению работника, также сотруднику производятся дополнительные выплаты, связанные со сложностью, напряженностью и специальным режимом службы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении служебного распорядка для государственных гражданских служащих Аксарайского таможенного поста Астраханской таможни отменен приказ Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении правил внутреннего распорядка таможенного поста «Аксарайский» утверждены правила, на основании которых для гражданских служащих, исполняющих свои обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности) начало и окончание служебного времени определяются графиком дежурства (сменности), который утверждается начальником Астраханской таможни и доводиться до сведения гражданских служащих не позднее месяца до введения его в действие. Для исполняющих должностные обязанности по графику сменности устанавливается суммированный учет рабочего времени. Время начала и окончания смены устанавливается с 8.00 часов до 8.00 часов следующего дня (одни сутки). Междусменный перерыв составляет трое суток. В течение смены предоставляются три перерыва по 45 мин каждый для отдыха и приема пищи. Первый с 12 часов 30 мин до 13.15 минут, второй с 20.00 до 20.45 мин., третий с 04.00 до 04.45 мин. Данные перерывы в рабочее время не включаются. Рабочее время смены составляет 21 час 45 минут.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №-е об утверждении служебного распорядка Астраханской таможни утвержден служебный распорядок для государственных гражданских служащих Астраханской таможни. Признаны утратившими силу приказы Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ от 257, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №.

В соответствии со служебным распорядком для государственных гражданских служащих Астраханской таможни для государственных гражданских служащих ТП "А" начало служебного времени - <данные изъяты>. Продолжительность перерыва для отдыха и питания для государственных гражданских служащих дежурной смены Аксарайского таможенного поста устанавливается <данные изъяты>.

Установив, что с момента поступления на службу до увольнения истец исполнял свои должностные обязанности по графику сменности, так как таможенный пост «Аксарайский» осуществляет свою деятельность в круглосуточном режиме, районный суд обоснованно сославшись на ст. 111 Трудового кодекса РФ, отказал в удовлетворении требований в части оплаты за работу в выходные и праздничные дни, поскольку оплата труда ему производилась в сменном режиме в соответствии с графиком сменности. Как следует из материалов дела истец, в свои выходные дни к работе не привлекался, приказы о выходе на работу в выходные дни не издавались, как и не издавались приказы о выходе Давтян С.А. на работу в праздничные дни.

Таким образом, суд обосновано отказал в удовлетворении требований истца о взыскании невыплаченных денежных средств за выполнение обязанностей службы за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени и за работу в выходные и праздничные дни, рассчитанных истцом по нормам Трудового кодекса РФ.

Проверяя довод апелляционной жалобы истца о неправильном применении судом правил ст. 392 Трудового кодекса РФ к требованиям о взыскании денежных выплат за работу сверхурочное время судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока основан на доказательствах, исследованных при разрешении спора, которым районным судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом истец не указал на какие-либо обстоятельства уважительности причин пропуска им срока на обращение в суд, установленного статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из предмета иска и положения ч. 1 ст. 392 ТК РФ о нарушении своего права на получение повышенной оплаты за работу в сверхурочное время истец Давтян С.А. должен был узнать в момент получения расчетных листов о составных денежного содержания за каждый месяц, а также самого денежного содержания.

Согласно правовым актам Астраханской таможни, разработанными на основании ст. 136 ТК РФ денежное содержание государственным гражданским служащим выплачивается два раза в месяц: за первую половину месяца-15 числа текущего месяца, за вторую половину месяца-1 числа месяца за прошедший месяц.

С учетом срока и порядка выплаты денежного содержания за сверхурочную работу и даты подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ требования о взыскании денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлены истцом в суд с пропуском установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока.

Доводы жалобы о том, что истец узнал о нарушенном праве после получения ответа из Астраханской транспортной прокуратуры и ознакомления с материалами служебной проверки ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия находит несостоятельными, так как обращение в Астраханскую транспортную прокуратуру не является объективным препятствием для обращения в суд при наличии осведомленности истца о возможном нарушении трудовых прав на протяжении всего спорного периода.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы о неправильном применении норм материального права, поскольку общая норма, предусматривающая течение срока исковой давности применима к трудовым отношениям.

Несостоятельными находит судебная коллегия доводы апелляционной жалобы Астраханской таможни в части удовлетворения требований о взыскании задолженности по выплате повышения оплаты труда работников в процентном соотношении к заработной плате из расчета 12% (шум, освещение, напряженность труда).

Как верно указал суд, согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда за № государственного таможенного инспектора Астраханской таможни таможенного поста «Аксарайский» отдела контроля за таможенным транзитом в сроке 040 отражены гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, из которых отражено повышения оплату труда на 12% за шум, освещение, напряженность труда). Основанием указано «расчет доплат за работу в неблагоприятных условиях труда на предприятиях и организациях Астраханской области (решение координационного совета органов сертификации работ по охране труда). С результатами оценки труда истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители ответчика не отрицали, что истцу необходимо начислять повышенную заработную плату 12% за шум освещение и напряженность труда, однако указали, что обязанность работодателя по установлению компенсаций, повышенных или дополнительных компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда не установлена.

Данный довод является не состоятельным, поскольку при проведении аттестации рабочего места истца размер компенсации установлен, отсутствие разработанного положения по ее выплате не является основанием для отказа в иске в данной части.

Расчет задолженности судом проверен, возражений со стороны ответчика не представлено, в связи с чем, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы Давтян С.А. и Астраханской таможни – без удовлетворения.