ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17693/15 от 04.08.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Паластрова Г.В. Дело № 33-17693/15 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Ефименко Е.В.

судей Казакова Д.А., Кривцова А.С.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

при секретаре Кесиди С.Р.

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Управления пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края Ковалевой Е.Р. на решение Тихорецкого городского суда от 06.05.2015 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Костромина И.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район, Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости; об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы: с <...> - буфетчица в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото»; <...> - мойщица посуды в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото», и назначить страховую пенсию со дня обращения ее в пенсионный орган.

В обоснование требований Костромина И.В. указала, что 12.08.2014 года она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.08.2014 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не были включены вышеуказанные периоды ее работы. Данный отказ считает незаконным.

Обжалуемым решением Тихорецкого городского суда от 06.05.2015 года признано право Костроминой И.В. на досрочное назначение страховой пенсии. Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район обязано зачесть Костроминой И.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: <...> по профессии «буфетчик» в столовой № 5 Янского продснаба УРСа объединения «Якутзолото»; период <...> по профессии «мойщик посуды» в столовой № 5 Янского продснаба УРСа объединения «Якутзолото». Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район обязано досрочно назначить Костроминой И.В. страховую пенсию с 12.08.2014 года. В удовлетворении исковых требований Костроминой И.В. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю - отказано. Определен срок исполнения решения суда - 15 дней после вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковых требований - отказано.

В апелляционной жалобе заместитель начальника Управления пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края Ковалева Е.Р. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда Костромина И.В. и представитель Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеются СМС-уведомления, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя Костроминой И.В. по доверенности Черновой О.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

Из материалов дела следует, что Костромина И.В. 12.08.2014 года обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На дату обращения Костроминой И.В. в пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости её страховой стаж работы составил 17 лет 9 месяцев 25 дней, специальный стаж в соответствии с под.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 составил 5 лет 5 месяцев 16 дней. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, общий трудовой стаж составил 22 года 11 месяцев 3 дня, специальный стаж - 5 лет 5 месяцев 16 дней в РКС по ст.14 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район (протокол № 1442) от 18.08.2014 года Костроминой И.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды работы: <...> - буфетчица в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото»; <...> - буфетчица в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото»; <...> - буфетчица в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото»; <...> - мойщица посуды в столовой № 5 Янский продснаб УРСА объединения «Якутзолото», так как факт работы не подтвержден сведениями о начислении заработной платы. За 1988 год лицевые счета в архив не сданы. Заработок с <...> в документах не отражен.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из материалов дела, определением Тихорецкого городского суда от 26.02.2015 года по настоящему делу была назначена государственная экспертиза условий труда.

Согласно заключению № 12/РЕ-суд от 24.03.2015 года государственной экспертизы условий труда, произведенной ведущим консультантом отдела государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края Рябининым Е.Н., следует, что Костромина И.В. выполняла работу, соответствующую профессии рабочего «буфетчик» в период: с <...> столовой № 5 Янского продснаба УРСа объединения «Якутзолото»; соответствующую профессии рабочего «мойщик посуды» в период <...> столовой № 5 Янского продснаба УРСа объединения «Якутзолото».

Периоды работы Костроминой И.В. <...> в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото» соответствуют требованиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из изученных в ходе проведения экспертизы документов, невозможно определить соответствуют ли периоды работы Костроминой И.В. <...> в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото» требованиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 6 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из показаний свидетеля <...> данных суду первой инстанции, следует, что она работала вместе с Костроминой И.В. в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото», работодатель предоставлял ежегодные оплачиваемые отпуска по желанию работников один раз в два года, при этом соединялись все отпуска. Работникам, которые проживали на удаленных расстояниях, как они с Костроминой И.В., было удобно пользоваться этими льготами. В периоды <...> простоев на предприятии не было, особенно в столовой.

Исходя из смысла статей 13, 14, 15 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", следует, что ежегодный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Общая продолжительность отпуска определяется путем суммирования основного и дополнительных отпусков. Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью: в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней. Полное или частичное соединение отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска. При увольнении работнику, не использовавшему ежегодный отпуск, по желанию предоставляется отпуск с последующим увольнением, за исключением случаев расторжения трудового договора (контракта) в связи с совершением виновных действий.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно трудовой книжке, Костромина И.В. <...> принята мойщицей посуды, <...> года переведена буфетчицей столовой № 5 в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото», <...> уволена по уходу за ребенком дошкольного возраста, <...> года принята мойщицей посуды в столовой № 5 в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото», <...> Костромина И.В. уволена в порядке перевода в прииск «Адыганский», <...> года уволена по ликвидации предприятия. Таким образом, в трудовой книжке содержатся сведения о наименовании выполняемой Костроминой И.В. профессии, ее занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывает и не оспаривается ответчиком в судебном порядке. Следовательно, указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Статья 16 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривала женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по больничному листу в размере полного заработка независимо от трудового стажа устанавливается: при нормальных родах - 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов); при осложненных родах - 156 календарных дней (70 календарных дней до родов и 86 календарных дней после родов); при рождении двух и более детей независимо от фактической продолжительности дородового отпуска - 180 календарных дней (70 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов).

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в оспариваемые периоды работы Костромина И.В. работала в районах Крайнего Севера, при этом характер и условия труда соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначение трудовой пенсии, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, в совокупности с письменными доказательствами по делу, не доверять которым у суда не имеется оснований.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» общий трудовой стаж Костроминой И.В. составил более 20 лет. Следовательно, периоды работы Костроминой И.В. <...> в Янском продснабе УРСа объединения «Якутзолото» необходимо засчитать ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 и подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 7 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую", в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", приложением к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года №17/19 пб, гражданин может обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. При этом, пенсионный орган устанавливает наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

Как следует из материалов дела, Костромина И.В. обратилась за досрочным назначением трудовой пенсии по старости 12.08.2014 года, в связи с тем, что право на получение досрочной трудовой пенсии по старости возникло на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, следовательно, трудовая пенсия Костроминой И.В. правильно назначена судом первой инстанции со дня ее обращения в пенсионный орган, то есть с 12.08.2014 года.

Вместе с тем, проверяя обоснованность решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении Костроминой И.В. досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод о правомерности отказа территориального органа Пенсионного фонда РФ в назначении указанной пенсии. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение правильно не зачел оспариваемые периоды работы истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку не уполномочен применять судебную практику, как того требует гражданское судопроизводство, которую создает своими решениями Верховный Суд РФ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил требования, заявленные Костроминой И.В.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тихорецкого городского суда от 06.05.2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя начальника Управления пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края Ковалевой Е.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи