ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №33-17698/2018
10 сентября 2018 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Мугиновой Р.Х.
судей: Коргун Н.В.
ФИО1
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан о выплате дополнительного материального обеспечения - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Коргун Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан о выплате дополнительного материального обеспечения.
Иск мотивирован тем, что 30.10.2017 г. ФИО2 обратился в Пенсионный Фонд Ленинского района г. Уфы с заявлением на получение дополнительного материального обеспечения как Лауреат Премии Правительства РФ. Решением УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы от 10.11.2017 г. ФИО2 было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения.
Истец просит суд отменить решение ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы от 10.11.2017 г. об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения; обязать ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с 01.05.2017 г.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить по мотиву незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела. Информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела также заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав истца ФИО2, его представителя ФИО3, представителя ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Уфы РБ ФИО4, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2)недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Федеральный закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, которое назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (п.1 ст. 1 пп. 8 п. 2 ст. 1).
Установленный пунктом 2 статьи Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ перечень премий, дающих право на получение ежемесячного дополнительного материального обеспечения, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Ранее действовавшим Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 N 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» было учреждено четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий в размере 5 млн.рублей каждая, которые присуждались гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений. Учрежденные настоящим Указом государственные премии присуждались за 2004 год и последующие годы. Действие данного Указа утратило силу с 28.09.2015 в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.09.2015 N 485, утвердившим Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий.
В соответствии с данным Положением ежегодно Президентом Российской Федерации присуждаются четыре Государственные премии.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 года N 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» вместо нескольких десятков присуждавшихся от имени государства премий были учреждены три Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий (в дальнейшем число этих премий было увеличено до четырех) и три Государственные премии в области литературы и искусства.
При этом присуждение других премий государственного уровня было прекращено, а также признавались утратившими силу акты главы государства, которыми учреждались премии Президента Российской Федерации, то есть прекратилось присуждение и президентских премий. Одновременно давалось поручение Правительству Российской Федерации «рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации». В результате в 2004 - 2005 годах были учреждены премии Правительства Российской Федерации в различных областях деятельности: области науки и техники, в области образования, в области науки и техники для молодых ученых, в области печатных средств массовой информации, в области культуры.
Утратившим силу с 01.01.2014 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 439 «О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники», действующим по настоящее время Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 954, в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники Правительством Российской Федерации было учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года.
Как следует из вышеприведенных нормативных правовых актов Государственная премия РФ и премия Правительства РФ являются разными видами государственного поощрения, при этом последняя является стимулированием научно-технического развития.
Государственная премия РФ является наградой за особые достижения в области науки. Лауреатам данной премии наравне с лицами, удостоенными высших наград Российской Федерации, предусмотрено ежемесячное материальное обеспечение.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 30.10.2017 г. обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан с заявлением на получение дополнительного материального обеспечения как Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г.
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан от 10.11.2017 г. ФИО2 было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения (л.д.13).
В связи с тем, что ФИО2, являясь лауреатом премии Правительства РФ, вывод суда о том, что он не относится к категории граждан, имеющих право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, является правильным, поскольку в перечне премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что ФИО2 не относится к кругу лиц, имеющих право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ и права на назначение дополнительного материального обеспечения не имеет.
Доказательства обратного суду не было предоставлено.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что исковые требования истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что Телетайпограмма, утвержденная Министерством труда и социального развития Российской Федерации №2181-ЮЛ, ПФ РФ №ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является разъяснением к Федеральному закону от 04 марта 2002 года №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерации» и без ее применения невозможно полное и правильное толкование Федерального закона №21-ФЗ, судебная коллегия отклоняет, поскольку он является ошибочным, основанным на неверном понимании понятия «нормативно-правовых актов» и их применении.
Нормативно-правовые акты принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Иные доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Мугинова
Судьи: Н.В. Коргун
ФИО1
Справка: судья Хусаинов А.Ф.