ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1769/2023 от 06.12.2023 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Яичникова А.В. Дело № 33-1769/2023

УИД09RS0001-01-2022-002882-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 6 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Адзиновой А.Э.,

судей Сыч О.А., Коркмазовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Тебуевой Д.У.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-3452/2023 по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратилась в суд с иском к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении социальной выплаты. При этом, истец обосновала свои исковые требования тем, что она 17 декабря 2018 года получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643. Её семья состоит из четырех человек она - ФИО1 и её дети: ФИО2, ФИО3 и ФИО4, которые являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. 17 декабря 2018 года семье К-вых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 981 849,6 рублей на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643 со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно). Указанное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года. Все условия истцом были выполнены, однако социальная выплата по указанному свидетельству не осуществлена. На обращение истца, об осуществлении социальной выплаты, из Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики поступило уведомление о том, что в соответствии с п. 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Таким образом, продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. В нарушение норм закона, семья истца со дня выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643, выданное 17 декабря 2018 года, реализовав свое право на улучшение жилищных условий, путем приобретения по договору паенакопления, не может воспользоваться правом на получение выделенной ей социальной выплаты по причинам от нее не зависящим. Просил суд: обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской республике включить ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики ФИО1, несовершеннолетним ФИО2, ФИО3, ФИО4 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643, выданное 17 декабря 2018 года; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики выплатить ФИО1, несовершеннолетним ФИО2, ФИО3, ФИО4 денежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 981 849 рублей 60 копеек, путем перевода денежных средств в счет погашения задолженности по договору паенакопления с ЖСК «Семейный».

17 августа 2023 года определением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики произведено процессуальное правопреемство.

В ходе рассмотрения гражданского дела, представитель истца исковые требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просит суд: обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить ФИО1, несовершеннолетних детей: ФИО2<дата> г.р., ФИО3<дата> г.р., ФИО4<дата> г.р. как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики выплатить: ФИО1, действующей несовершеннолетних детей: ФИО2<дата> года рождения, ФИО3<дата> года рождения, ФИО4<дата> года рождения социальную выплату, в размере 981 849, 60 рублей, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной- выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643, выданным 17 декабря 2018 года.

В судебное заседание истец уведомленная надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

От представителя ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики поступили письменные возражения, согласно которых он полагает, что исковые требования являются исполнимыми, однако в их удовлетворении просил отказать

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 октября 2023 года исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3, ФИО4, удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе на указанное решение, представитель ответчика министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Автор жалобы считает, что судом не верно были применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», а именно содержащихся в них Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Судом не учтено, что согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года № 1050 далее-Правила), список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 26 и 27). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей (п. 25 правил). В соответствии с пунктом 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплате составляет не более 7 месяцев с даты указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока, действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья К-вых направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк необходимые документы. Однако кадастровый номер Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости присвоен 12 сентября 2023 года, то есть за истечением срока действия свидетельства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 17 декабря 2018 года № 643. Просит суд, учесть изложенные обстоятельства, также, обратил внимание на то, что решение является не исполнимым. Просит решение Черкесского городского суда от 09 октября 2023 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Истец и представитель третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, учитывая, что стороны извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11 октября 2021 года № 38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей перешли к Министерству по делам молодежи КЧР.

В соответствии с п. 24 Правил, являющихся приложением № 1 к упомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 25 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с п. 27 Правил только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются Правительством КЧР.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 года № 338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с п.3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п.4 Правил, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Согласно п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подп. «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подп. «в»).

В соответствии с п. 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п. 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (п. 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истца состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧРКП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республик для дальнейшего утверждения.

17 декабря 2018 года КЧРКП «Дирекция капитального строительства» семье истцов выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 643 серии АА 0004423 в размере 981 849,6 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республик, со сроком действия до 17 июля 2019 года включительно.

В связи с тем, что выданное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года, истцом ФИО1 заключен договор банковского счета № 1632752 от 17 января 2018 года с ПАО АКБ «Связь-Банк».

Истцом в ПАО АКБ «Связь Банк» своевременно были переданы все необходимые документы для зачисления социальной выплаты, однако денежные средства так и не поступили на специальный счет, открытый в банке, что подтверждается выпиской по лицевому счету.

31 мая 2019 между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления ФИО5 с одной стороны и ФИО1 с другой стороны был заключен договор паенакопления № 123, согласно которому пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность 1 - комнатной квартиры на 2 этаже, общей проектной площадью 37,9 кв.м., с условным номером 11, расположенной по адресу: КЧР, <...>. Размер пая по договору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 1 326 500 рублей.

31 мая 2019 между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления ФИО5 с одной стороны и ФИО1 с другой стороны был заключен договор паенакопления № 124, согласно которому пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность 1- комнатной квартиры на 16 этаже, общей проектной площадью 43,1 кв.м., с условным номером 76, расположенной по адресу: КЧР, <...>. Размер пая по договору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 1 336 100 рублей

02 февраля 2022 года часть суммы в размере 472 860,96 рублей ФИО1 внесла, что подтверждается справкой председателя правления ЖСК «Семейный». Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 853 639,04 рублей.

02 февраля 2022 года часть суммы в размере 1 104 900, 04 рублей ФИО1 внесла, что подтверждается справкой председателя правления ЖСК «Семейный». Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 321 199, 96 рублей, из них 128 210, 56 рублей будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.

01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» и истец был вынужден вновь открыть счет для зачисления социальной выплаты в ином банке.

Истцом заключен договор банковского (текущего) счета с АО «Тексбанк», однако до настоящего времени денежные средства так и не были зачислены, что подтверждается выпиской по счету.

Таким образом, семье истцов денежные средства до настоящего времени не выплачены, а право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством № 643 серии АА 0004423, осталось нереализованным.

В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» семья истцов, состоящая из четырех человек, включена как молодая семья в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».

Соответственно семья истца была признана участницей подпрограммы. Сведений об отказе в выплате семье истца от банка или Министерства не поступало, при условии что, исходя из системного толкования Правил, семья должна была получить социальную выплату в 2019 году.

Семья истца отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата ею получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

Свидетельство № 643 серии АА 0004423 было предоставлено сроком до 17 июля 2019 года, в ПАО АКБ «Связь-Банк» был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы.

Как указано выше, истцом и ЖСК «Семейный» был заключен договор паенакопления, с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты.

С момента заключения вышеуказанного договора истцы своевременно вносили ежемесячные платежи в установленном размере.

В ходе судебного разбирательства стороной истца представлено дополнительное соглашение от 2 февраля 2022 года к договору № 123 от 31 мая 2019 года, согласно которому паем по настоящему договору является 1-комнатная квартира на 2 этаже, площадью 37,9 кв.м., номер кв. 11.

Также в ходе судебного разбирательства стороной истца представлено дополнительное соглашение от 2 февраля 2022 года к договору № 124 от 31 мая 2019 года, согласно которому паем по настоящему договору является 1-комнатная квартира на 16 этаже, площадью 43,1 кв.м., номер кв. 76.

Истец ФИО1 обратилась в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о предоставлении на состав семьи из четырех человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования истца оставлены без ответа.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной свидетельством от 17 декабря 2018 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в не перечислении денежных средств нет. Выдачей свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.

Так, по данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, были ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нарушены порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.

Из представленных суду документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, <...>, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска № 09-04-35-2023 от 22 июня 2023 года.

Согласно выписке из ЕГРН от 12 сентября 2023 года, объекту недвижимости по адресу: КЧР, Г. Черкесск, ул. Кавказская, дом 92 В/3, 13 июля 2023 года присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:568, а дому 92 В/1, присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:555 (л.д. 121-132).

Согласно справке ЖСК «Семейный» от 11 июля 2023 года пайщиком ФИО1 внесена сумма взноса в размере 618 860,96 рублей. Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 833 639,04 рублей, которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в КЧР.

В справке также указано, что после полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), квартира № 11 в многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в <...> переходит в собственность члену ЖСК ФИО1

Согласно справке ЖСК «Семейный» от 11 июля 2023 года пайщиком ФИО1 внесена сумма взноса в размере 1 277 789,44 рублей. Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 148 210, 56 рублей, которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в КЧР.

В справке также указано, что после полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), квартира № 76 в многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в <...> переходит в собственность члену ЖСК ФИО1

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что молодая семья истцов, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. ст. 195-198 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания п. 36 Правил следует, что договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подп. «а» п. 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

Таким образом, само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, подп. «а» п. 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные п.п. 41, 42, 44, подп. «а» и «б» п. 45 и п. 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.

Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участников указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу решения, которые могли бы повлечь его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену или изменение судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодёжи Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/

Судьи: /подпись/ /подпись/

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Карачаево-Черкесской Республики О.А.Сыч