Дело № №.../2015
датаадрес
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей: Гареевой Д.Р.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения ГУ УПФ РФ в адрес РБ №... от дата. и обязании ГУ УПФ РФ устранить допущенное нарушение и выдать ему государственный сертификат на материнский капитал, отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязании устранить допущенное нарушение и выдать ему государственный сертификат на материнский капитал, мотивируя тем, что датаг. он обратился в ГУ УПФР в адрес РБ с заявлением на получение государственного сертификата на материнский капитал, поскольку ему на воспитание передан несовершеннолетний ФИО3 и на его иждивении находится несовершеннолетняя ФИО4 Однако ГУ УПФ РФ в адрес решением №... от датаг. отказало заявителю в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, указывая на то, что при разрешении спора не учтены права ребенка, поскольку материнский капитал выделяется ребенку для улучшения жизненных условий.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, представителя ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан ФИО5, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом установлено, что ФИО1, является отцом ФИО4, дата.р., что подтверждается свидетельством о рождении от дата.
Постановлением главы Администрации ГО адрес№... от дата. ФИО1 на воспитание в приемную семью передан несовершеннолетний ФИО3, дата.р.
дата. ФИО1 обратился в ГУ УПФР в адрес РБ с заявлением на получение государственного сертификата на материнский капитал. Решением ГУ УПФ РФ в адрес РБ №... дата. истцу отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в дополнение к основным мерам социальной защиты, возможность использования которых предоставляется, как правило, обоим родителям, устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.
Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. В связи с этим право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
В случае усыновления ребенка обоими супругами приоритетное право на получение дополнительных мер государственной поддержки также предоставляется женщине. Право мужчин на указанные меры не является производным от права женщин только тогда, когда они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.
Такая дифференциация, обусловленная различиями в видах социального риска, которым подвержены мужчины и женщины, а также основаниями возникновения правоотношений по воспитанию детей, не противоречит закрепленному в статье 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципу равенства мужчины и женщины при реализации прав, гарантированных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а потому пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права истца.
Круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей, определяет законодатель, суд применяет действующий закон и не может расширительно толковать данный Закон, применяя его к иным лицам, не указанным в перечне лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
ФИО1 является приемным родителем ФИО3, дата года рождения.
Поскольку ФИО1 не является усыновителем ФИО3, то право на дополнительные меры государственной поддержки у него отсутствует, так как согласно пункту 3 части 1 ст. 3 ФЗ « О дополнительных мерах, государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12. 2006года № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка и последующих детей, ранее не воспользовавшихся право на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007года.
Получение статуса приемного родителя не равносильно усыновлению и не порождает правовых последствий усыновителя, предусмотрены ст. 137 Семейного Кодекса РФ.
Приемный родитель согласно ст. 153 Семейного Кодекса РФ к принятому на воспитание ребенку обладает правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Факт нахождения на иждивении двух несовершеннолетних детей, как указывает истец в заявлении, не дает права на государственный сертификат на материнский капитал.
Таким образом, перечень лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки четко регламентирован ФЗ « О дополнительных мерах, государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12. 2006года № 256-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в заявлении, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда первой инстанции постановлено без нарушений норм материального и процессуального права, с учетом всех юридически значимых по делу обстоятельств, доводов сторон и представленных сторонами доказательств, которые судом оценены надлежащим образом. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Троценко Ю.Ю.
Судьи Гареева Д.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО7