ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17754/2017 от 25.07.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Ситников В.Е. дело № 33 - 17754/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Суслова К.К., Морозова Н.А.

по докладу судьи Суслова К.К.

при секретаре Черникове О.Ю.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Сочи на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 01.03.2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края — прокурора города Сочи, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту строительства Краснодарского края, Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Министерству финансов Краснодарского края, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обеспечении завершения строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи», в котором первоначально просил обязать Департамент строительства Краснодарского края в месячный срок со дня вступления решения в силу принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № 967 от 12.10.2015 года по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; обязать Государственное казенное учрежденное «Главное управление строительства Краснодарского края» незамедлительно принять меры, направленные на выполнение работ в объеме и сроках, предусмотренных государственным контрактом № 6395000427 на выполнение ООО «Севстройинвест» строительно-монтажных работ по объекту «полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе».

В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просил возложить обязанность по принятию мер, направленных на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № 967 от 12.10.2015 года по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) также и на министерство финансов Краснодарского края.

В дальнейшем требования изменил, просил обязать субъект Российской Федерации - Краснодарский край в лице координатора государственной программы — Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, обеспечить завершение строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» путем внесения изменений в программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12. 10. 2015 года № 967, предусмотрев увеличение финансирования государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно- коммунального хозяйства» на мероприятие «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в объеме, предусмотренном проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу; обязать Департамент строительства Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края в месячный срок со дня вступления решения в силу принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № 967 от 12.10.2015 года по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; обязать Государственное казенное учрежденное «Главное управление строительства Краснодарского края» выполнить в полном объеме обязанности, возложенные государственным контрактом от 30.04.2015 года № 6395000427 на государственного заказчика по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе»; обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 01.03.2017 года в удовлетворении иска первого заместителя прокурора Краснодарского края — прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Краснодарского края, Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Министерству финансов Краснодарского края, Министерству топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обязании обеспечения завершения строительно­монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи» отказано.

Не согласившись с решением суда от 01.03.2017 года, прокурор города Сочи направил апелляционное представление, в котором просил отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом нарушено материальное право. Указывает, что судом при вынесении решения не дана оценка доводам искового заявления о нарушении требований бюджетного законодательства, согласно которым финансовое обеспечение мероприятий, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

В отзыве на апелляционное представление представитель министерства финансов КК по доверенности ФИО1, представитель ГУ строительства Краснодарского края по доверенности ФИО2 и представитель департамента строительства Краснодарского края по доверенности ФИО3 просили оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции, прокурор, участвующий в деле, Руденко М.В. поддержала доводы апелляционного представления, просила его удовлетворить, решение суда от 01.03.2017 года отменить. Представитель департамента строительства КК ФИО3 и представитель министерства финансов КК ФИО4 возражали против удовлетворения апелляционного представления, просили решение суда от 01.03.2017 года оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора Руденко М.В., представителя ФИО3, представителя ФИО4, обсудив доводы апелляционного представления, отзывы на него, судебная коллегия считает решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 01.03.2017 года законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что государственной программой Краснодарского края «О развитии жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 № 1169 предусматривалось финансирование мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) в объеме 1 063 754 100 руб, в том числе 339 626 500 руб. из федерального бюджета, 724 127 600 руб. - из краевого бюджета. Срок реализации программы 2014-2017 годы.

В рамках реализации мероприятий программы 30.04.2015 года между ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт № 63915000427-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство).

Стоимость работ определена п. 2.1 Контракта в размере 933 779 474,00 рублей.

Окончание строительно-монтажных работ и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию Объекта, определено пунктом 3.1 Контракта как 30 марта 2017 года.

Таким образом, контракт заключен в соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 72 БК РФ в пределах средств и на сроки, которые установлены государственной программой Краснодарского края «Развитие жилищно- коммунального хозяйства», утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 № 1169.

12.10.2015 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 967 утверждена новая государственная программа Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».

Объект капитального строительства «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в рамках этой программы включен в подпрограмму «Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края».

Координатором программы является министерство топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

В соответствии с указанной программой на реализацию мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 580 627,9 тыс. рублей, из них: в 2016 году — 79 859,0 тыс. рублей, в 2017 году — 500 768,0 тыс. рублей.

В 2016 году департаменту строительства Краснодарского края, являющемуся главным распорядителем средств краевого бюджета по Государственной программе № 967, были доведены лимиты бюджетных обязательств по указанному мероприятию Государственной программы № 967 в размере 80 627 900 рублей, что соответствует размеру средств, предусмотренных Государственной программой № 967 и подтверждается лимитами бюджетных обязательств на 2016 год, утв. Министром финансов Краснодарского края.

Установлено, что по Государственному контракту, заключенному с «Севстройинвест», оплачено — 156 476,04 тыс., выполнено работ на 97 722,2 тыс. рублей, дебиторская задолженность (неотработанный аванс) составляет 58 753,84 рублей.

Таким образом, финансирование строительства Объекта «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, аванс Подрядчиком не отработан.

Также установлено, что, несмотря на наличие у Подрядчика дебиторской задолженности, работы на Объекте не ведутся.

В соответствии с пунктом 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Абзацем 3 п. 3 ст. 72 БК РФ определено, что государственные контракты, заключаемые от имени субъекта Российской Федерации, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Согласно ст. 162 БК РФ и ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами.

Статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что оплата выполненных работ по контракту производится после их приемки заказчиком.

Подпунктом 6.4 Контракта также предусмотрено, что Подрядчик обеспечивает выполнение работ за счет собственных оборотных средств, оплата за фактически выполненные работы производится в соответствии с разделом 12 Контракта, т. е. на основании подтверждающих документов (акты формы №КС-2, № КС-3, подписанные обеими сторонами), в течение 30 банковских дней с даты их подписания (п. 12.2).

Подписание заказчиком актов формы КС-2, КС-3 производится после приемки выполненных работ подрядчиком (раздел 10).

Из изложенного следует, что действующим законодательством и условиями Государственного контракта предусмотрена оплата работ только на основании документов, подтверждающих выполнение работ, а ввиду того, что работы на Объекте не ведутся, в дополнительном финансировании Объекта нет необходимости.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что согласно справке ГКУ «ГУСКК» остаток лимита на 2016 год составляет 34 727,7 тыс. рублей, тем самым подтверждается, что бюджетные средства в пределах лимита не израсходованы.

Таким образом, невыполнение Подрядчиком обязательств по государственному контракту и, как следствие, нарушение требований природоохранного законодательства, не связано с финансированием программы по Объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)».

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не имеется оснований для удовлетворения требований истца об обязании Департамента строительства Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно- коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № 967 от 12.10.2015 года по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Государственным контрактом предусмотрен срок окончания работ — 30 марта 2017 года, т. е. срок исполнения обязательства не наступил, контракт находится на стадии исполнения.

В ходе судебного разбирательства не установлен факт неисполнения ГКУ «ГУССК» обязательств по действующему государственному контракту № 63915000427-ОКЕ от 30.04.2015 года.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Доводы, указанные в апелляционном представлении, не подлежат удовлетворению, так как являются несостоятельными по вышеуказанным причинам.

Судом не допущено нарушения норм материального или процессуального права, которые могли быть основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 01.03.2017 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 41 ГПК РФ.

Председательствующий:

Судьи: