ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17773/2021 от 15.06.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Кобзев А.В. Дело № 33-17773/21

(2-3551/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Сибятулловой Л.В.

судей Чирьевой С.В., Чабан Л.Н.

по докладу судьи Чирьевой С.В.

при ведении протокола помощником судьи Ус О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Замкову А.Е. об устранении выявленных нарушений,

по апелляционной жалобе главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 26 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чирьевой С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с иском к Замкову А.Е. об устранении выявленных нарушений. Просила суд с учетом уточненных исковых требований: обязать Замкова А.Е. за свой счет обеспечить доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, находящемуся в пределах земельного участка с кадастровым номером <№...>, путем частичного демонтажа ограждения на расстоянии 5 м. от уреза воды, по северо-западной и юго-восточной боковым сторонам земельного участка с кадастровым номером <№...>, демонтажа ограждения, расположенного вдоль береговой линии, демонтажа бревенчатой террасы, расположенной с южной стороны земельного участка с кадастровым номером <№...> непосредственно у кромки воды.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки муниципального земельного контроля земельного участка по адресу: Краснодарский <Адрес...> с кадастровым номером <№...>, были выявлены нарушения земельного законодательства, а именно: ограждение установлено Замковым А.Е. по урезу воды и создает препятствие к свободному доступу граждан к водному объекту.

Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2021 года в удовлетворении уточненных исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района - отказано.

В апелляционной жалобе глава Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтраского района просит отменить Приморско-Ахтарского районного суда от 26 февраля 2021 года, как незаконное, так как, судом при вынесении решения не учтены значимые обстоятельства по делу и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.

В возражениях на апелляционную жалобу Замков А.Е. просит решение оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Приморско–Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в свою очередь Замков А.Е. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно, части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, указанных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела Замков А.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 498 кв.м, категории земель сельскохозяйственного назначения, с целевым использованием – развитие прудового хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата ...> 23/001/076/2019-2446. Право собственности зарегистрировано за Замковым А.Е. <Дата ...><№...> на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата ...>. Поставлен земельный участок на кадастровый учет <Дата ...>.

Согласно п.п. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

При подписании администрацией разрешения от <Дата ...> на строительство бытового здания с мансардой для обслуживающего персонала Замкову А.Е. было дано согласие на развитие прудового хозяйства. Из Правил землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения <Адрес...>, утв. Решением Совета Приморско- Ахтарского городского поселения от <Дата ...><№...>, земельный участок с кадастровым <№...> отнесен к коду 5.3. «Охота и рыбалка» с видом разрешенного использования - обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы. К вспомогательным видам разрешенного использования - открытые стоянки, административно-служебные здания, столовые, буфеты, и т.д.

Суд первой инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении иска администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <Адрес...> согласился с доводами ответчика и пришел к выводу, что металлическое съемное ограждение - это граница земельного участка вдоль хозяйственного канала, длиной 20 метров, установлена с целью безопасности жизни и здоровья человека, а также во избежание гибели и травматизма у уреза хозяйственного канала. Временное береговое ограждение из металлических прутьев и металл-профиля не представляет опасность, а демонтаж конструкции повлечет за собой угрозу жизни, прежде семье ответчика и обслуживающему персоналу прудового хозяйства.

Дно заглубление у кромки воды составляет от 0,3 м - 1,0 м, далее от ограждения до 2-х - 3-х м, в зависимости от сезона. Высота земельного участка до водной глади -2 м. При таких условиях ограждение земельного является необходимым. Строительство было завершено в 2014 году и никаких претензий в отношении построенных объектов за период с 2015 по 2020 годы не было, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с Гигиеническими требованиями к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, установленных СанПиН 2.<Дата ...>-00, ответчик на Участке проводит комплекс мероприятий, в т.ч. мониторинг по безопасности и безвредности для здоровья человека, а также меры по экологической безопасности окружающей среды, в которых неотъемлемую функциональную роль несут временные сооружения. Таким образом, установленное ответчиком временное ограждение вдоль береговой полосы не противоречит действующему законодательству и его эксплуатация подтверждает безопасность жизнедеятельности человека.

Судом также установлено, что законодательно предполагается ограждение для сельского хозяйства в виде забора для животных, пастбищ, обозначение периметра ферм и прочих с/х объектов. При развитии прудового хозяйства также необходимы разделения функциональных зон деятельности, а именно: место рыбной ловли и место для проживания персонала. Помимо выполнения роли защиты от вторжения на частную территорию недоброжелателей, диких или бродячих животных, сельскохозяйственное ограждение позволит организовать прудовое хозяйство в согласии с соседними владениями, и позволит своевременно решить ряд спорных вопросов «соседского» характера. В данном случае ограждение несет социально-хозяйственную нагрузку, без которой невозможно целевое использования земельного участка.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться, так как, при принятии решения судом первой инстанции не были приняты во внимание нормы ст.195 ГПК РФ и разъяснения, содержащиеся в пунктах 2-3, Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от <Дата ...><№...> «О судебном решении».

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены, исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Так в ходе проведенной проверки, администрацией Приморско- Ахтарского городского поселения, земельного участка с кадастровым номером <№...>. принадлежащего Замкову А.Е. установлено, что земельный участок огорожен металлическим ограждением. Ограждение участка достигает уреза воды канала. В связи с чем, существующее ограждение создает препятствие к свободному доступу к водному объекту общего пользования неопределенному кругу лиц.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение и в заключении Муниципального унитарного предприятия «Приморско-Ахтарского информационного консультационного центра» от <Дата ...>, согласно которого установлено, что часть земельного участка ответчика занимает водоем, площадь земельного участка с кадастровым номером <№...> не занятого водой -312 кв.м.; ограждение участка совпадает с границами данного кадастрового участка, не выходит за его пределы и достигает уреза воды; вдоль берега произведено берегоукрепление и частично установлено ограждение; с южной стороны земельного участка(непосредственно у кромки воды, в границах 5-ти метровой береговой полосы)расположена бревенчатая терраса, а также непосредственно над водой) установлен деревянный помост.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).

Как следует из частей 1-3,6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3,4 данной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата ...>г. <№...> утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от <Дата ...>г. N 164.

В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...> «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от <Дата ...><№...> «Об утверждении Правил определен местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаен периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе, органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.

В соответствии с п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...> «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата ...> N 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

В соответствии с п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата ...> N 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.

В соответствии с п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016г. <№...> «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от <Дата ...><№...>- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона <№...> и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата ...>г. N 1532.

Согласно, пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Как следует из ответа Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 12.02.2021г. <№...> Краснодарский ЦГМС сведениями о нахождении водных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером <№...>, не располагает.

Из ответа Кубанского бассейнового водного управления <№...> от 01.02.2021г. следует, что согласно данным общедоступного информационного ресурса «Публичная кадастровая карта», можно предположить, что земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в непосредственной близости от канала без названия.

Вывод суда первой инстанции о том, что основанием также для отказа в иске является отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке водного объекта, судебная коллегия признает ошибочным, так как, отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не свидетельствует о фактическом отсутствии такого объекта в границах участка.

Кроме того, в соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой лишь систематизированный свод документированных сведений о водных объектах и создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не являясь единственным источником сведений о существовании водных объектов.

Напротив, суд первой инстанции необоснованно отклонил сведения, имеющиеся в «Публичной кадастровой карте», согласно данным которой земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в непосредственной близости от водного канала без названия.

Кроме того, суду первой инстанции следовало принять во внимание и назначение земельного участка, принадлежащего истцу, дав надлежащую правовую оценку заключению МУП «Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр», актам проверок специалистами отдела земельных и имущественных отношений администрации земельного участка с кадастровым номером <№...>.

Суд первой инстанции изложенные, значимые для дела обстоятельства не учел, в связи с чем, вынес неправильное решение, которое по основаниям ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, исходя из полноты и достаточности, собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, выносит новое решение об удовлетворении исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <Адрес...>.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Приморско-Ахтарского районного суда от 26 февраля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района удовлетворить.

Обязать Замкова Андрея Ефимович обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта находящемуся в пределах земельного участка с кадастровым номером <№...> путем частичного демонтажа ограждения на расстояние 5 метров от уреза воды, по северно-западной и юго-восточной боковым сторонам земельного участка с кадастровым номером <№...>, демонтажа ограждения, расположенного вдоль береговой линии, демонтажа бревенчатой террасы, расположенной с южной стороны земельного участка с кадастровым номером <№...> непосредственно у кромки воды.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи