Судья Тверитина Г.В. Дело № 33-1777/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мертехина М.В.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Андёнок Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2015 года апелляционную жалобу Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России на решение Щелковского городского суда Московской области от 20 ноября 2014 года
по гражданскому делу по иску ФИО1 к Центру специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя истца, представителей ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ЦСНСОР и авиации МВД России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты, обязании предоставить социальную выплату.
В обоснование иска указал, что проходит службу в органах внутренних дел с 01 сентября 1995 года по настоящее время.
Решением комиссии от 25 февраля 2013 г. (протокол № 1) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истцу отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 с семьей в составе 2-х человек (он и сын), отменен пункт 1.7 протокола № 2 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.08.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № 14р и отменен протокол № 5 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05.12.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № 19р.
Истец считает принятое решение незаконным.
Ответчик иск не признал.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 20 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется в случае, если сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 1 и 2 ст. 7 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек. Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи.
Аналогичная норма содержится и в принятых в соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ № 247-ФЗ Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1223 (п. 27).
В соответствии с п. 29 Правил, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что юридически значимым обстоятельством при расчете размера общей площади, подлежащей учету при назначении единовременной социальной выплаты, является обеспеченность членов семьи сотрудника внутренних дел, иной жилой площадью на праве собственности или на праве социального найма.
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что истец проходит службу в органах МВД с 01.09.1995 г.
Решением комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.08.2012 г. (протокол № 2) истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека (он и сын).
Решением комиссии от 05.12.2012 года постановлено предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6569820 рублей на семью в составе 2-х человек (он и сын).
Однако, решением комиссии от 25 февраля 2013 г. (протокол № 1) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истцу отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 с семьей в составе 2-х человек (он и сын), отменен пункт 1.7 протокола № 2 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.08.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 20.08.2012 г. № 14р и отменен протокол № 5 решения комиссии ЦСН СР МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05.12.2012 г., утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 06.12.2012 г. № 19р.
Основанием для принятия последнего решения послужило то, что при решении вопроса об отнесении лиц к членам семьи сотрудника с целью постановки на учет для получения единовременной выплаты необходимо руководствоваться ст. 31 ЖК РФ, согласно которой, к членам семьи собственника относятся совместно с ним проживающие в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. Поскольку истец и его мать ФИО2 являются членами одной семьи, и их обеспеченность общей площадью составляет 48,92 кв.м., поскольку истцу на праве собственности принадлежит 1/5 года квартиры, а матери истца 2/5 доли квартиры, что более 15 кв.м. на одного члена семьи с учетом трех членов семьи (истец, его сын и мать).
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления он вместе с несовершеннолетним сыном, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован и проживал по адресу: <...>, общей площадью 80,8 кв.м, жилой – 48,2 кв.м, где у истца в собственности 1/5 доля в квартире. Кроме того, в квартире зарегистрированы и являются собственниками: ФИО2 – мать (2/5 доли), ФИО3 – племянница (1/5 доля), ФИО4 – брат (1/5 доля).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец и его сын нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку истец, являющийся сособственником указанной квартиры, и член его семьи – сын обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 квадратных метров на одного члена семьи. Также, суд отверг возражения представителя ответчика о том, что при расчете доли жилого помещения на истца в состав его семьи должна быть включена мать, сособственник вышеуказанной квартиры (2/5 доли). Тем самым, ссылаясь на ч.2 ст.1 ФЗ N 247-ФЗ, суд фактически сделал вывод, что проживающая с истцом мать в вышеуказанной квартире, являющаяся сособственником квартиры, не должна включаться в состав семьи истца при определении уровня обеспеченности общей жилой площадью.
Судебная коллегия считает возможным не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пункт 2 части 2 статьи 4 ФЗ N 247-ФЗ "предусматривает, что правом на получение единовременной социальной выплаты обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются, в том числе собственниками жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона " О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит перечень членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы, в связи с чем, к правоотношениям по определению обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи собственника применяться не может.
Определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи сотрудника, исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствует части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В данной норме закреплен правовой принцип, направленный на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит понятие "член семьи собственника жилого помещения", "член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма" ( Решение ВС РФ от 12 сентября 2014 г. N АКПИ14-839).
Суд, в обоснование своего вывода, в мотивировочной части решения привел положения части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2001 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствие с которой членами семьи сотрудника считаются супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, иждивенцы.
Однако, из содержания статьи 1 указанного Федерального закона следует, что приведенное понятие членов семьи применяется для определения круга лиц, имеющих право на предоставление определенных в законе социальных гарантий, причем к числу таких лиц отнесены не все лица, связанные родственными или семейными отношениями.
Поскольку вопрос о предоставлении предусмотренных приведенным Федеральным законом социальных гарантий матери истца не рассматривается, применение положений статьи 1 этого закона для разрешения настоящего спора неправомерно.
Как установлено судом истец и его мать совместно зарегистрированы и являются сособственниками вышеуказанной квартиры (истец 1/5 доли, мать 2/5 доли).
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняется, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что истец и его семья (сын и мать) проживают и зарегистрированы в квартире как члены семьи собственников, поэтому единовременная социальная выплата истцу может быть предоставлена при обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Поэтому при решении вопроса об обеспеченности членов семьи истца общей жилой площадью помимо общей площади вышеуказанной квартиры необходимо учитывать общую площадь квартиры, находящейся в общей долевой собственности, в том числе, истца и его матери.
Таким образом, поскольку истец и его мать ФИО2 являются членами одной семьи, и их обеспеченность общей площадью составляет 48,92 кв.м., что более 15 кв.м. на одного члена семьи с учетом трех членов семьи (истец, его сын и мать), поэтому ответчик обоснованно отказал истцу в принятии его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и постановить новое решение об отказе истцу в иске.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 20 ноября 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к Центру специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе двух человек ФИО1 и ФИО1, восстановлении в списке учета сотрудников для получения единовременной социальной выплаты с момента вынесения решения о принятии на учет от 14.08.2012 года, обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на семью из двух человек ФИО1 и ФИО1 - отказать.
Апелляционную жалобу Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России удовлетворить.
Председательствующий
Судьи