ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1777/2017 от 20.02.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Акимова Н.Н. По делу № 33-1777/2017

Судья-докладчик Астафьева О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2017 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Орловой Л.В.,

судей Васильевой И.Л. и Астафьевой О.Ю.,

при секретаре Яковенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

на определение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2016 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и оставлении апелляционной жалобы без движения на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 2 февраля 2016 года

по гражданскому делу по иску ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношении» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установила:

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 2 февраля 2016 года разрешены исковые ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношении» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2 обратилась в суд с апелляционной жалобой на указанное решение суда; в ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины просила предоставить отсрочку на срок до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, поскольку осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах приостановлено в связи с неисполнением требований исполнительного документа.

Указала, что учреждение создано для защиты государственных интересов, собственного финансового органа учреждение не имеет, обеспечение по договору осуществляется лишь в части выплаты заработной платы.

Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2016 года в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины отказано, апелляционная жалоба оставлена без движения.

Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 12 января 2017 года апелляционная жалоба возвращена.

В частной жалобе представитель Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2 просит отменить определение суда и отсрочить уплату государственной пошлины сроком на шесть месяцев.

В обоснование доводов частной жалобы указала на основания для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, предусмотренные ст. 64, ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствие у учреждения денежных средств и приостановление операций по расходованию средств, в связи с неисполнением требований исполнительного документа. Обжалуемое определение нарушает принцип доступности правосудия и связанное с ним право на справедливое разбирательство.

Письменных возражений на частную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО3, согласившуюся с определением судьи, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и(или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и(или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и(или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

В соответствии с п. 3 и п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и(или) кассационной жалобы заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере (данные изъяты).

Согласно ч. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, судья первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, отказала в удовлетворении этого заявления.

В силу ч. 1 ст. 323 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, выносит определение, которым оставляет жалобу без движения.

Так как в удовлетворении ходатайства об отсрочке оплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы отказано, а документ об оплате государственной пошлины к поданной апелляционной жалобе не представлен, судья оставил без движения апелляционную жалобу и предоставил ответчику срок для исправления недостатков до Дата изъята .

Определением судьи от 12 января 2017 года апелляционная жалоба возвращена.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности следует, что заявитель к ходатайству о предоставлении отсрочки оплаты государственной пошлины обязан приложить документы, свидетельствующие о наличии оснований для этого.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что к ходатайству о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины предоставлена копия копии уведомления о приостановлении операций по расходованию средств, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих наличие оснований для предоставления отсрочки, указанных в ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, представлено не было. Копия копии уведомления о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах не свидетельствует о невозможности уплаты государственной пошлины в срок, указанный в определении суда первой инстанции. Из содержания данного уведомления видно, что операции по расходованию средств от Дата изъята приостановлены до момента устранения нарушения требований п. 8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих невозможность устранения нарушения бюджетного законодательства, или иных документов, подтверждающих неудовлетворительное имущественное положение, перечень которых указан в п. 5 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации не представлено.

Доводы жалобы сводятся к собственной оценке представленной копии уведомления и основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

Учитывая, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для принятия апелляционной жалобы к производству суда, не оплаченной государственной пошлиной, судья обоснованно оставила апелляционную жалобу без движения. Иных процессуальных нарушений, влекущих отмену определения в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах определение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2016 года не подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

определение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.В. Орлова

Судьи И.Л. Васильева

О.Ю. Астафьева