ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1781/2018 от 16.02.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Волкоморов С.А. Дело № 33-1781/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 16.02.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Седых Е.Г.,

судей Кучеровой Р.В., Шиховой Ю.В.,

при секретаре Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16.02.2018 гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска Свердловской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем принятия мер к ликвидации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов,

поступившее по апелляционному представлению прокурора на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 12.10.2017.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения прокурора Удаловой К.С., представителя ответчика ФИО1, судебная коллегия

установила:

прокурор г.Североуральска Свердловской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе выездной проверки, проведённой совместно с работниками ГКУ СО «Карпинское лесничество», установлен факт несанкционированного складирования твёрдых бытовых отходов на территории Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 70, выдел 45. Лица, ответственные за несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов, не установлены.

Указанный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью. В данном случае полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области, к полномочиям которого относится проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках. Обнаруженная несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, поэтому организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области.

Прокурор просил возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения твёрдых бытовых отходов путём их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 70, выдел 45.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области возражал относительно исковых требований, указав, что возложение на представителя публичного собственника обязанности по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков является крайней мерой, применяемой в случае невозможности установления непосредственного причинителя вреда. В данном случае розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства, не проводились, поэтому иск к Департаменту не подлежит удовлетворению. Департамент не является уполномоченным органом по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. Статьи 54, 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.10.2016. Статья 51 названного кодекса в настоящее время регулирует вопросы охраны лесов от пожаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» утратило силу. Как следствие, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Также указывал, что возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов приведёт к нецелевому расходованию бюджетных средств. Кроме того, собственником лесных участков в составе земель лесного фонда является Российская Федерация. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга в удовлетворении требований прокурора отказано.

Прокурор не согласился с названными решением, обратился с апелляционным представлением, в котором просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Настаивает на том, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является. Указывает на несоответствие требованиям закона выводов суда о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий. Обращает внимание, что действующим законодательством принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено, и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Удалова К.С. настаивала на доводах апелляционного представления.

Представитель ответчика ФИО1 возражал относительно апелляционного представления, поддержал представленные ранее в письменной форме возражения, в которых изложены доводы, приводимые ответчиком в суде первой инстанции, просил оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица ГКУ СО «Карпинское лесничество», о времени и месте судебного заседания, назначенного на 16.02.2018, извещен путем направления 26.01.2018 в его адрес простого почтового извещения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, представитель третьего лица не сообщил о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанные требования, предъявляемые к решению суда, не соблюдены.

Судом установлено, что на территории Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 70, выдел 45, имеется несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов, расположенное в карьере в 45 метрах от дороги общего пользования, ведущей из села Всеволодо-Благодатское в п. Сосьва.

Согласно выписке -вн из государственного лесного реестра и информации ГКУ СО «Карпинское лесничество» исх. от ( / / ), квартал 70 (выдел 45) Сосьвинского участка Всеволодского участкового лесничества Карпинского лесничества входит в состав земельного участка с кадастровым номером 66:60:000000:159, относящегося к землям лесного фонда, и в настоящее время не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии со свидетельством сер. от 24.04.2008 земельный участок с кадастровым номером из категории земель лесного фонда, площадью 2529978680 кв.м., принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2008 сделана запись регистрации №.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил из того, что с вступлением в действие с 01.03.2017 новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации изменилось правовое регулирование охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, исходил из того, что действующее законодательство не возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается ответчиком, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

При этом, п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 №1905-ПП, установлено, что исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области – правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений.

В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, судебная коллегия приходит к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области. В связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Позиция ответчика, с которой согласился суд первой инстанции, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.

Действительно, ст. 55 Лесного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшая, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия, утратила силу с 01.10.2016.

Вместе с тем, п.3 ст. 60.12 Лесного Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2017, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (в редакции от 13.01.2017), в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

В соответствии с подп. 3 п. 9 вышеназванного Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области Департамент является главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности. Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.

То обстоятельство, что не проведены розыскные мероприятия, направленные на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен. Кроме того, последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.

Позиция ответчика о том, что при обнаружении свалок бытовых отходов на землях лесного фонда необходимо устанавливать факт ненадлежащего исполнения муниципальным образованием своей обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как относящееся к реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, также является несостоятельной.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации в области лесных отношений полномочия органов местного самоуправления сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) только на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

Также нельзя согласиться и с позицией ответчика о том, что в данном случае бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки, несет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, исполняя полномочия собственника.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, также как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

С учетом вышеизложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, судебная коллегия с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований прокурора, поэтому решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 12.10.2017 отменить, вынести новое решение.

Исковые требования прокурора города Североуральска Свердловской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области удовлетворить.

Возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированного места размещения твёрдых бытовых отходов путём их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 70, выдел 45.

Председательствующий: Е.Г. Седых

Судьи: Р.В. Кучерова

Ю.В.Шихова