ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17823/2022 от 08.06.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Пономарева В.В. Дело

(дело в суде первой

инстанции )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе председательствующего Красновой Н.В.,

судей Гущиной А.И., Колпаковой Е.А.,

при помощнике судьиКондобаровой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2022 г. гражданскоедело по иску ЧВ к Администрации г.о.Балашиха Московской области, МКУ «Центральная ритуальная служба» о признании недействительным удостоверение о захоронении, признании незаконным демонтаж ограждения могильного захоронения, обязании выдать решение о перерегистрации захороненияпо апелляционной жалобе ЧВ на решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Красновой Н.В.,

объяснения представителя МКУ «Центральная ритуальная служба» по доверенности ПМ, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ЧВ обратился в суд с иском к Администрации г.о.Балашиха Московской области, МКУ «Центральная ритуальная служба» и просил признать недействительным удостоверение о захоронении , признать незаконным демонтаж ограждения могильного захоронения и самовольного уменьшения участка до 4 кв.м, а также обязать Администрацию г.о. Железнодорожный выдать ему решение о перерегистрации захоронения по удостоверению о родственном (родовом) захоронении от 23.08.2010г. номер могилы 37165, размером 6 кв.м. (3 х 2) с ЧН на него, ЧВ

В обоснование иска он ссылался на то, что 22.08.2010г. умерла ЧМ, и 23.08.2010г. его, истца, жене ЧН было выдано удостоверение о родственном (родовом) захоронении, по которому местом захоронения являлось Пуршевское кладбище, номер могилы был определен 37165, а размер земельного участка – 3 х 2, в связи с чем МУП «Ритуальные услуги» установили фактическое ограждение на данный земельный участок.

20.02.2021 г. умерла его жена ЧН Для ее захоронения потребовалось переоформление удостоверения от 23.08.2010г. на его, истца, имя, однако ответчики вместо внесения изменений в удостоверение от 23.08.2010г. в части смены ответственного за захоронение без его заявления выдали удостоверение о захоронении , согласно которому вместо земельного участка площадью 6 кв.мв нем указан участок площадью 4 кв.м и нет ссылки о ранее выданном удостоверении, а также изменен номер захоронения с на . Также не было указано на какое захоронение предоставлено удостоверение (одиночное, родственное, семейное, родовое).

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ «Центральная ритуальная служба» в судебном заседании иск не признала, указав, что действия по замене удостоверения являются законными.

Представитель Администрации г.о.Балашиха Московской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истец обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ «Центральная ритуальная служба»полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Истец ЧВ в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. Поскольку он не просил рассматривать дело в его отсутствие и не просил об отложении дела, а также не представил никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин его неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла неявку без уважительных причин и пришла к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.

Так, является установленным, что функциями уполномоченного органа в сфере погребения и похоронного дела в городском округе Балашиха наделено МКУ городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба» (далее - МКУ «ЦРС»),основными функциями которого является предоставление мест захоронения, содержание и обслуживание объектов похоронного назначения.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», законом Московской области от 17.07.2007 «О погребении и похоронном деле в Московской области», а так же Порядком деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 г. № 1178/52.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о погребении размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Статьей 21 Закона о погребении установлено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Места захоронения, площадь которых превышает размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, отнесены Законом о погребении в Московской области к виду семейных (родовых) захоронений.

Согласно пункта 1 статьи 11 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» в целях этого Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, братские (общие), а также захоронения в стенах скорби.

Под родственными захоронениями понимаются места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника (статья 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»).

Согласно ст.13 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (далее - общественные и военные мемориальные кладбища), внесенных в перечень кладбищ. Порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается Правительством Московской области с учетом положений настоящего Закона.

Размер места семейного (родового) захоронения не может превышать 12 кв. метров, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 18.2 настоящего Закона. За предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата. Размер платы рассчитывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании методики расчета платы за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, установленной Правительством Московской области.

Средства за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения подлежат зачислению в: бюджет муниципального образования Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением Московского областного военного мемориального кладбища; бюджет Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на Московском областном военном мемориальном кладбище.

Одному лицу на территории Московской области может быть предоставлено не более одного места для создания семейного (родового) захоронения.

Удостоверение о семейном (родовом) захоронении формируется в РГИС и выдается заявителю или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании принятого решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, сформированного в РГИС, после уплаты платежа за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения.

Перерегистрация семейного (родового) захоронения на лицо, не являющееся супругом, близким родственником, иным родственником по отношению к лицу, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение, либо по отношению к захороненному на данном семейном (родовом) захоронении, не допускается.

Как следует из материалов дела, 22.08.2010г. умерла ЧМ.

23.08.2010г. ЧН (супруге истца) было выдано удостоверение о родственном (родовом) захоронении, согласно которому она была указана ответственным за захоронение. Местом захоронения являлось Пуршевское кладбище, номер могилы 37165, размер земельного участка 3 х 2.

Как следует из материалов дела, на момент предоставления места для погребения ЧМ порядок резервирования места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, был установлен статьей 13 Закона о погребении в Московской области.

В материалы дела представлена квитанция - договора , при организации похорон ЧМ, из которой следует, что оплата производилась оплата за изготовление и установку ограждения, оформление и выдачу удостоверения, что не является единовременной платой за резервирование места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения, в порядке, предусмотренном Законом о погребении в Московской области.

Оформление удостоверения о захоронении МУП «Ритуальные услуги» осуществлялось на платной основе, в качестве коммерческой услуги и не связано с действиями по предоставлению места для семейного (родового) захоронения, которые могли выполняться только структурным подразделением администрации городского округа Железнодорожный, наделенным полномочиями в сфере погребения и похоронного дела распоряжением главы городского округа Железнодорожный, в соответствии с постановлением Администрации городского округа Железнодорожный от 11.05.2007 .

В этой связи суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными доводы истца о том, что было предоставлено место именно для родового захоронения несостоятельными, поскольку сведений о внесении платы за родовое захоронение материалы дела не содержат.

20.02.2021 г. умерла ЧН, и было выдано новое удостоверение о захоронении , номер захоронения .

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания удостоверения о захоронении недействительным.

В данном случае суд руководствовался положениями ст. 11 Закона Московской области от 17.07.2007 «О погребении и похоронном деле в Московской области», согласно которому, кроме прочего, уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела проводит инвентаризацию мест захоронений не реже одного раза в три года в соответствии с Порядком проведения инвентаризации мест захоронений на кладбищах в Московской области, утвержденным Постановлением Правительство Московской области от 01.11.2019 г. , так же определена обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по проведению инвентаризации мест захоронений.

Данные, полученные по результатам проведения инвентаризации мест захоронений, используются при предоставлении муниципальных услуг в сфере погребения и похоронного дела. Каждому захоронению присваивается порядковый и идентификационный номер. Форма удостоверения о захоронении утверждена Распоряжением Главного управления региональной безопасности Московской области от 15.10.2020 -РГУ. При этом в разделе «номер места захоронения» удостоверения указывается порядковый номер, присвоенный определенному участку захоронения, по результатам проведенной инвентаризации.

По настоящему спору суд также счел установленным, что удостоверение о захоронении оформлено в рамках предоставления Муниципальной услуги по заявлению истца об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное после 01.08.2004 г., в случае если удостоверение о захоронении не было выдано в соответствии с требованиями Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области», № М43083460 от 24.02.2021.

Так, установлено, что истец 24.02.2021 г. подан заявление в филиал муниципального бюджетного учреждения городского округа Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха», одновременно представив ряд необходимых документов.

По результатам рассмотрения его заявления ответчиком МКУ «ЦРС» было принято решение об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное после 01.08.2004 г., в случае если удостоверение о захоронении не было выдано в соответствии с требованиями Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области». Соответствующее удостоверение о захоронении было сформировано в РГИС МО, подписано электронной подписью руководителя МКУ «ЦРС» и направлено в МФЦ для выдачи заявителю.

Выданное удостоверение о захоронении , было предоставлено истцом при обращении за получением Муниципальной услуги по оформлению разрешения на подзахоронение, в соответствии с требованиями, установленными статьей 17.1 Законом Московской области от 17.07.2007 г. «О погребении и похоронном деле в ».

В период 03.03.2008 г. по 29.03.2011 г. размер бесплатно предоставляемого участка земли для родственного захоронения на кладбище «Пуршевское», был установлен в соответствии с постановлением Администрации городского округа Железнодорожный Московской области от 03.03.2008 г. № 491 «Об установлении размера для одиночного, родственного, воинского и почетного захоронений» и составлял 2 м х 2 м (4 кв. м).

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что оспариваемое ЧВ удостоверение о захоронении было выдано с соблюдением всех требований, установленных действующим законодательством.Удостоверение о захоронении было предоставлено истцом для получения разрешения на подзахоронение ЧН, согласно заявлению от 25.02.2021 г. от 25.02.2021 г., на основании чего, МКУ «ЦРС» было принято решение о предоставлении места для подзахоронения.

Не усмотрел суд оснований и для удовлетворения иска в части признания незаконным демонтажа ограждения могильного захоронения , установленного согласно договору и самовольного уменьшения участка до 4кв.м, исходя из следующего.

Согласно п.55,56 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области установка надмогильных сооружений (надгробий), оград допускается только в границах предоставленных мест захоронения. Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия), ограды не должны иметь частей, выступающих за границы предоставленного места захоронения или нависающих над ним. Надмогильные сооружения (надгробия) и ограждения, установленные с нарушением данных требований, подлежат демонтажу. При этом, указанным Порядком предусмотрен принудительный демонтаж ограждений мест захоронений, в случае невыполнения в установленный срок требования по устранению допущенного нарушения.

Учитывая, что фактическая площадь места захоронения ЧМ была выявлена в размерах превышающих, размеры установленные постановлением Главы городского округа Железнодорожный Московской области от 03.03.2008 г. «Об установлении размера для одиночного, родственного, воинского и почетного захоронений» (6 кв.м вместо 4 кв.м), МКУ «ЦРС», по мнению суда первой инстанции, имели право на проведение принудительного демонтажа ограждения, с соблюдением требований, определенных пунктом 62 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области.

Причем в судебном заседании представитель истца не смогла пояснить, кто именно производил демонтаж ограждения, а доказательств проведения демонтажа ограждения места захоронения ЧМ сотрудниками МКУ «ЦРС» истцом суду не представлено.

Заявленное требование истца об обязании Администрации г.о. Железнодорожный выдать ему решение о перерегистрации захоронения по удостоверению о родственном (родовом) захоронении от 23.08.2010г. размером 6 кв.м с ЧН на его имя суд также счел не подлежащим удовлетворению.

В силу п. 4 ст. 18 Закона Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области" перерегистрация места захоронения носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища. Заявление о перерегистрации места захоронения направляется лицом, на имя которого зарегистрировано место захоронения, в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища. Таким образом, решение о перегистрации захоронения принимается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела на основании заявления и представленных документов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Все доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной оценке установленных судом обстоятельств и переоценке доказательств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи