Судья 1 инстанции: Балема Т.Г. Дело № 33-1782/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: | Аврамиди Т.С., |
судей: | Рошка М.В., Хмарук Н.С., |
при секретаре: | Чирко А.Л., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Муниципального Унитарного предприятия «Жилищно-Коммунальное хозяйство Зуйского сельского поселения» к Ушакову Виктору Федоровичу о понуждении к заключению договора и взыскании долга за предоставленную услугу по вывозу твердых отходов, встречному исковому заявлению Ушакова Виктора Федоровича к Муни-ципальному Унитарному предприятию «Жилищно-Коммунальное хозяйство Зуйского сельского поселения» о признании действий противоправными,
по апелляционной жалобе Ушакова Виктора Федоровича
на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года,
у с т а н о в и л а:
Муниципальное Унитарное предприятие «Жилищно-Коммунальное хо-зяйство Зуйского сельского поселения» (далее МУП «ЖКХЗСП») обра-тилось в суд с иском о понуждении собственника Ушакова В.Ф., проживающего по адресу: <адрес> заключить договор на вывоз мусора с МУП «ЖКХЗСП» и взыскании задолженности по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 350,14 рублей.
Требования мотивированы тем, что МУП «ЖКХЗСП» оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по <адрес> на основании Положения «Об организации сбора и вывоза твердых бытовых (коммунальных) отходов и мусора на территории муниципального образования «Зуйского сельского поселения» утвержденного 12 сессией l-ro созыва № 117 от 29.04.2015 года. Указывает на то, что собственник жилого дома Ушаков В.Ф. проживающий по адресу: <адрес> нарушает требования п. 5 ст. 30 ЖК РФ, а именно отказывается от заключения договора с МУП «ЖКХЗСП» по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов. МУП «ЖКХЗСП» является исполни-телем по осуществлению деятельности по сбору от населения и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов на территории <адрес>, куда входит и <адрес>, где проживает ответчик. Однако ответчик уклоняется от составления указанного договора. Истец также указывает на то, что Ушаков В.Ф. несвоевременно и в не полном объеме оплачивает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов, в связи с чем, просит взыскать с него 5 350,14 рублей долга в пользу МУП «ЖКХЗСП» и уплаченную государственную пошлину в размере 400 рублей и обязать последнего заключить договор на оказание услуг по вывозу мусора.
Ушаков В.Ф. обратился в суд со встречным исковым заявлением, в котором просит признать противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Жилищно-Коммунальное Хозяйство Зуйского сельского поселения» по назначению и взыманию платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с Ушакова В.Ф. при не оказанной услуге и при отсутствии письменных договоров с потребителями; обязать МУП «ЖКХ ЗСП» прекратить действия по начислению и взиманию платы с Ушакова В.Ф. за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора при отсутствии данной услуги и письменного договора с потребителем до даты начала оказания услуги и заключения соответствующего договора или издания МО «Зуйское сельское поселение» муниципального нормативно-правового акта регулирующего порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе; обязать МУП «ЖКХ ЗСП» аннулировать задолженность у Ушакова В.Ф. за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора образовавшуюся с января 2015 года до даты начала фактического оказания услуги по сбору и вывозу ТБО (установки, в соответствии с требованиями закона, контейнерных площадок в определенных распоряжениями главы МО «Зуйское сельское поселение» местах) и даты заключения соответствующего договора об оказании услуги с потребителем или издания МО «Зуйское сельское поселение» муни-ципального нормативно-правового акта регулирующего порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе. Считает, что владельцы частных жилых домов не лишены права самостоятельно вывозить отходы на полигон или заключать договоры на вывоз ТБО с иными организациями. Контейнерные площадки для сбора ТБО от граждан, расположенные в шаговой доступности от его дома МУП «ЖКХЗСП» не оборудованы (отсутствуют). Также указывает на то, что отношения между гражданами-потребителями услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и МУП «ЖКХЗСП» являются отношениями в сфере прав потребителей. Таким образом, по общему правилу для оказания услуги по вывозу ТБО и взимания за нее платы, необходимо заключение договора с потребителем в письменном виде. Фактически МУП «ЖКХЗСП» заключил договор с Ушаковым В.Ф. в одностороннем порядке, поскольку выраженного в требуемой законом форме согласия на заключение договора на сбор и вывоз ТБО получено не было, в связи с чем, начисление платежей за услуги по сбору и вывозу ТБО и направление квитанции потребителю при отсутствии заключенного в письменной форме договора не основано на законе.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года, иск Муниципального Унитарного предприятия «Жилищно-Коммунальное хозяйство Зуйского сельского поселения» удовлетворен. В удовлетворении встречного иска Ушакова В.Ф., отказано.
Не согласившись с решением суда, Ушаков В.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановить новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение всех существенных обстоятельств дела. Полагает, что для оказания услуги по вывозу ТБО и взимания за нее платы, необходимо заключение договора с потребителем в письменном виде. Суд необосно-ванно указал, что услуги истца по вывозу ТБО фактически предоставля-ются и потребляются ответчиком, что свидетельствует о наличии договорных отношений между сторонами, поскольку доказательств подтверждающих истцом не представлено.
Выслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснован-ность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, истец является единственным поставщиком услуги по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов в <адрес> на основании решения исполнительного комитета Зуйского поселкового совета № 60 от 27.08.2014 г. и выполняет свои обязанности по вывозу твердых бытовых отходов независимо от наличия заключенных договоров, поэтому данная деятельность подлежит оплате населением на основании установленных в <адрес> тарифов, в соответствии с проживающими гражда-нами в жилом доме.
Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свиде-тельствуют о том, что для обеспечения надлежащего санитарного состояния на Ушакова В.Ф., как на жителя, проживающего на территории поселка Зуя необходимо возложить обязанность по заключению договора по вывозу бытовых отходов и мусора с истцом.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При этом для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муници-пальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155).
Как установлено судом первой инстанции, МУП «ЖКХЗСП» является единственным поставщиком услуги по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов в <адрес> на основании Решения исполнительного комитета Зуйского поселкового совета № 60 от 27.08.2014 года и выполняет свои обязанности по вывозу твердых бытовых отходов независимо от наличия заключенных договоров, данная деятельность подлежит оплате населением на основании установленных в <адрес> тарифов, в соответствии с проживающими гражданами в жилом доме.
Ушков В.Ф., является собственником <адрес>.
Согласно п. 3 ст. 154, п. 9 ст. 155 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу положений статей 30, 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как предусмотрено статьей 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что услуги истца по вывозу ТБО фактически предоставляются и потребляются ответчиком, что свидетельствует о наличии договорных отношений между сторонами, что подтверждается представленными МУП «ЖКХЗСП» доказательствами.
Между сторонами сложились правоотношения по вывозу твердых коммунальных отходов, которые оказывает МУП «ЖКХЗСП» ответчику Ушакову В.Ф., проживающему по <адрес> в <адрес> Республики Крым, и являющегося собственником данного жилого дома (л.д. 127-130), что подтверждается графиками по сбору и вывозу бытового мусора по населению, договоров на оказание услуг и путевыми листами (л.д. 25-27, 28-30, 41-126).
Согласно справке о задолженности за услугу по сбору и вывозу ТБО МУП «ЖКХЗСП» за Ушаковым В.Ф., проживающим по адресу: <адрес> в период с 01 января 2015 года по август 2017 года числится задолженность в сумме 5350,14 рублей (л.д.8).
Согласно досудебной претензии и копии почтового уведомления, Ушакову В.Ф. направлялась претензия о необходимости заключения договора на сбор и вывоз ТБО, а также оплаты задолженности за сбор и вывоз бытовых отходов (л.д.6-7).
Между тем, суду не представлено доказательств того, что ответчик Ушаков В.Ф. либо заключил договор на осуществление вывоза ТБО с другой специализированной организацией и не пользуется услугами, которые предоставляет МУП «ЖКХЗСП», либо самостоятельно осуществляет вывоз ТБО по разовым талонам, оформляемым в специализированных предприятиях.
В соответствии с гражданским законодательством на публичный договор распространяются общие положения о договорах и сделках. К таким положениям относится и положение о свободе договора (ст. 421 ГК РФ), не допускающее понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цента товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
С 1 января 2016 года вступила в силу часть 5 статьи 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
Согласно части 6 этой же статьи, договоры, заключенные собствен-никами твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммуналь-ных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым под "твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Заключение гражданином, являющимся собственником помещения и (или) земельного участка, договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законо-дательства, правовых норм в сфере благоустройства.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, срок их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. В то же время, пункт 13 указывает, что при отсутствии договора качество предоставляемых исполнителем услуг должно соответствовать обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определено, что при осуществлении удаления отходов методом "Самовывоза" должна применяться талонная система.
Поскольку материалы дела не содержат надлежащих доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также не использование установленных контейнеров, по мнению судебной коллегии, основания для освобождения ответчика от оплаты предоставленных истцом услуг не имеется.
Учитывая изложенное, не заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции противоречат Закону РФ «О защите прав потребителей», которым установлено, что заключение публичного договора является обязательным для лиц и организаций, представляющих услуги, а не для потребителей, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Представленный истцом расчет задолженности ответчика за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов не опровергнут Ушаковым В.Ф., является обоснованным и сомнений у судебной коллегии не вызывает. Расчет произведен с учетом тарифов, установленных постановлением Администра-ции Зуйского сельского поселения. Апеллянтом контррасчет не представлен.
По мнению судебной коллегии, иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова Виктора Федоровича, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи