ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17835/17 от 15.06.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Глущенко В.Н. Дело № 33-17835/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июня 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Заливадней Е.К.

судей Пшеничниковой С.В, Гончаровой С.Ю.

при секретаре Дмитриевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости;

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в ПВО г. Краснодара) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, которые мотивировал тем, что решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол от 09.11.2016 № 2414) ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ», по причине отсутствия требуемого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда. При оценке периодов трудовой деятельности комиссией не засчитан в специальный стаж период его работы с 01.04.1997 по 03.01.2007 в колхозе «Ростовановский» Курского района Ставропольского края в должности прораба в связи с непредставлением работодателем должности «прораб» в перечне льготных профессий и отсутствия в сведениях о работе кода «особые условия», в связи с чем ответчиком сделан вывод, что справка колхоза «Ростовановский» от 10.11.2015 № 443, уточняющая особые условия труда, выдана необоснованно.

Указанное решение он считает основанным на формальном подходе к проверке его трудовой деятельности, что повлекло нарушение его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Просит признать решение ответчика от 09.11.2016 в части не включения в специальный стаж периода работы с 01.04.1997 по 03.01.2007 незаконным, обязать включить указанный период в специальный стаж, дающий прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - 20.07.2016.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ПВО г. Краснодара ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2017 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционное жалобе ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.

В судебном заседании апелляционной инстанции ФИО1 просил жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда. Доказательств уважительности не явки не представили.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 20.07.2016 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в ПВО г. Краснодара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в ПВО г. Краснодара от 09.11.2016 (протокол № 2414) в назначении пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Как следует из протокола от 09.11.2016 № 2414, при оценке периодов трудовой деятельности истца в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 «О страховых пенсиях в РФ» комиссией в специальный стаж засчитаны периоды работы с 16.01.2007 по 28.02.2008 в должности производителя работ в ОАО «Севергазстрой» Строительно-монтажном управлении № 3, с 11.05.2008 по 30.12.2009 и с 01.01.2010 по 30.09.2010 в должности производителя работ в ООО «Заполярпромгражданстрой», при этом периоды работы с 16.01.2007 по 28.02.2009, в ООО «Заполярпромгражданстрой» с 01.03.2008 по 30.04.2008, с 11.05.2008 по 30.12.2009, с 01.01.2010 по 06.09.2012, в ООО «Заполярпромгражданстрой» с 29.10.2012 по 15.12.2012 засчитаны в специальный стаж по подп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ № 400 - работа в районах Крайнего Севера, итого специальный стаж составил 03 года 06 месяцев 03 дня, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера - 05 лет 08 месяцев 26 дней, общий страховой стаж - 33 года 05 месяцев 24 дня.

Спорный период с 01.04.1997 по 03.01.2007 в колхозе «Ростовановский» в должности прораба не принят к зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», по причине того, что должность «прораб» отсутствует в предоставленном работодателем перечне льготных профессий, а также в связи с предоставлением сведений в Пенсионный фонд о работе ФИО1 без кода «особые условия».

Не согласившись с данным решением Комиссии, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Давая правовую оценку установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к правильному вводу о том, что решение Управления в оспариваемой части принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Так, с 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №. 400- ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Часть 4 ст. 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В то же время, подпунктом 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено исключение из общего правила.

Данным пунктом предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 30 ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации ст. 30 и ст. 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» утверждено Постановление Правительства от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», предусмотрено, что при определешш стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.

Порядок применения указанных Списков и исчисления специального стажа определяется Разъяснениями Министерства труда РФ от 22.05.1996 Х° 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьей 12, 78 и 78* Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию по выслуге лет».

В соответствии с п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда, имеют работники постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками №1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками №1 и 2, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Таким образом, законодатель, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лить с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования учреждений.

Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», код 2900006-24441 - производители работ.

В соответствии с положениями Раздела II Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица» Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 25 8н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ, для подтверждения принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить периоды работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как видно из дела, согласно записям в трудовой книжке, а также уточняющей справке № 443 от 10.11.2015, с 01.07.1997 по 03.01.2007 ФИО1 работал прорабом в строительной части колхоза «Ростовановский».

При этом, в целях оценки пенсионных прав ФИО1 на досрочное пенсионное обеспечение согласно подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ответчиком направлен запрос в ГУ Управления Пенсионного фонда по Курскому району Ставропольского края о проверке обоснованности выдачи колхозом «Ростовановский» справки № 443 от 10.11.2015, уточняющей особый характер работы и подтверждения специального стажа работы истца.

Из акта документарной проверки от 21.07.2016 г. следует, что ФИО1 принят прорабом с 07.05.1997 (приказ № 18-к от 07.05.1997), уволен с 03.01.2007, при этом работодателем были представлены книги приказов за 1997-2007 гг., штатное расписание за 1997-2007 гг., наряды на выполнение работ 1997- 2007 гг., должностная инструкция прораба строительной части, перечни льготных профессий за 1997-2007 гг., в которых должность «прораб» отсутствует, в штатном расписании должность прораба отсутствует, в перечне льготных профессий значится должность газоэлектросварщик, занятый на резке и сварке, документы, подтверждающие занятость ФИО1 должности прораба не имеются, сведения о работе ФИО1 представлялись в Пенсионный фонд без кода «особые условия труда».

Согласно выписке из индивидуального лицевого счет в системе государственного пенсионного страхования ФИО1 (дата регистрации 25.11.1997) льготная кодировка в спорный период также отсутствует.

Таким образом, как правильно указал суд, льготный характер работы истца в спорный период не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.

При таких данных, вопреки доводам апелляционной жалобы, комиссия пришла к выводу о необоснованности выдачи справки о льготном характере работы, поскольку она не основана на первичных документах.

Учитывая изложенное, тот факт, что в спорный период льготный характер работы истца подтверждается только трудовой книжкой, при этом, проведенной ответчиком проверкой обоснованности выдачи справки, уточняющей особый характер условий труда, установлено отсутствие оснований для ее выдачи, судебная коллегия судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования обоснованно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 марта 2017 года по делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи